Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
12.06.2016 / 22:03:50
История одной уникальной фотографии. Скульптор Исаак ИткиндОднажды, довольно давно, будучи в Алма-Ате в начале 80-х годов прошлого века, был приглашен в один гостеприимный дом в центре города. Его хозяйкой была умнейшая и очень красивая женщина, отличный искусствовед Людмила Долгушина, в ту пору руководитель Дирекции художественных выставок и панорам Министерства культуры Казахстана. Говорили о многом, о великом скульпторе Сергее Коненкове, которого она знала лично, о лучших узбекских и казахских художниках. И вдруг мой взгляд упал на одно фото из ее коллекции , от которого невозможно было оторваться… На нем был изображен совершенно удивительный, очень впечатляющий старец, работающий над крупной деревянной скульптурой , казалось, он сошел на землю с библейских страниц… Тогда я и узнал, что это выдающийся скульптор 20 века Исаак Иткинд, умерший в Алма-Ате в 1969 году. Я настоятельно попросил Людмилу Алексеевну отдать мне эту фотографию Иткинда, и она согласилась. С тех пор эта фотография как-то не давала мне покоя… Хотелось найти побольше информации о человеке с необычной, сложной, загадочной судьбой. Теперь знаю о нем многое. Особенно после того, как прочитал небольшую повесть Эдуарда Тополя «Две жизни, две смерти Исаака Иткинда». Но об этом чуть позже. Исаак Иткинд родился 9 апреля 1871 года в Виленской губернии. Будучи молодым человеком, работал в типографии, прочитав книгу о скульпторе М. Антокольском, он тоже решил заняться скульптурой. Как пишет «Википедия», в 1912—1913 годах учился в Школе ваяния и зодчества в Москве в частно студии скульптора С. М. Волнухина. Работы, выполненные Иткиндом до 1917 года, посвящены теме скорби («Горький смех», «Сумасшедший», «Моралист»). Любимый материал — дерево. Скульптуры Иткинда привлекали внимание Максима Горького, который в 1918 году организовал его персональную выставку. Из 42 выставленных работ сохранились три: «Мой отец», «Горбатый», «Мелодия». В беседе с писателем Эдуардом Тополем он рассказывал: «У меня были выставки, меня приняли в Союз художников. А потом была революция. Ой как я обрадовался! Ведь теперь я мог свободно жить в Москве, без разрешения полиции – полиции уже не было. Правда, скоро начался голод. Ну и что? Все равно я очень много работал. Я сделал тогда свои лучшие вещи – «Мой отец», «Раввин», «Тоска», «Талмудист», «Цадик», « Еврейская мелодия», «Каббалист». 42 мои скульптуры были на моей персональной выставке в 1918 году, в еврейском театре «Габима». Брат Теодора Рузвельта приезжал тогда в Россию, он был на моей выставке, а потом пришел в мою мастерскую и купил все работы». После Октябрьского переворота 1917 года некоторое время Иткинд, вместе с Марком Шагалом, работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. С 1927 года Иткин жил и работал в Ленинграде, где им были созданы работы, посвящённые различным общественным деятелям и мастерам культуры. Кроме того, Иткинд был талантливым писателем. Его устные рассказы высоко оценивали Максим Горький, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Всеволод Мейерхольд. Алексей Толстой в 1934 году опубликовал рассказы Иткинда в журнале «Звезда». Далее читаем у Э.Тополя: «В 1937 г. В России отмечали столетие со дня гибели Александра Пушкина, убитого на дуэли. Эрмитаж объявил конкурс на лучшую скульптуру Пушкина. На выставке были представлены сотни работ. Первую премию получили три скульптуры Иткинда – «Юный Пушкин», «Алексадр Пушкин» – поэт в последние годы своей жизни и «Умирающий Пушкин» – простая и феноменальная работа: голова умирающего поэта на подушке. Эту работу не описать словами! Вы видите лицо человека, который уже успокоен смертью – закрыты глава, мертвенно распрямились морщины на лбу, и только уголки губ еще терзает жуткая боль…Боль и горечь…»
В том же, 1937 году, после выставки в Эрмитаже, посвящённой 100-летию со дня смерти Пушкина, Иткинд был арестован, якобы за шпионаж в пользу Японии и помещён в тюрьму. О том, как это было, читаем в повести «Две жизни, две смерти Исаака Иткинда»: «Они арестовали меня , посадили в Петропавловскую крепость , в подвал, в одиночку , и 8 месяцев следователь НКВД бил меня каждый день, даже выбил мне барабанную перепонку в левом ухе. Все требовали, чтобы я написал, что я японский шпион и какие секреты Балтийского флота я продал в Японию. А я не мог это писать, потому что я не умел писать по-русски. И тогда они меня снова били, и снова… Вы знаете, как я выжил? Я выжил потому, что у меня очень хорошая профессия. Они давали мне один кусочек черного хлеба в день. Утром давали кусочек хлеба – на весь день. Но я не ел этот хлеб до ночи. Я целый день лепил из этого хлеба фигурки. Только вечером перед сном я ел этот хлеб. Назавтра они снова меня били, но хлеб все-таки давали, и поэтому я мог целый день лепить и не думать о них. Понимаете, я о них не думал! Они меня пугали, я не думал о страхе, я лепил. А те, кто думал о них целый день, те писали сами на себя, признавались, что они шпионы или замышляли убить Сталина. И тогда их сразу расстреливали. А я ничего не писал, и меня отправили в Сибирь, в лагерь». Во всем мире до 1944 года считали, что Иткинд умер в лагерях в 1938 году, такая дата смерти указывалась в подписях к его скульптурам и в литературе. Но он выжил и был отправлен в ссылку в Казахстан в 1938 году, где работал над рядом скульптурных портретов, таких как «Акын Джамбул», «Амангельды», «Абай» и других. При этом никто не знал о том, что «полудикий старик-колдун, питающийся кореньями, живущий в землянке и собирающий старые пни», — это всемирно известный скульптор. Когда в 1944 году алма-атинский художник Николай Мухин обнаружил Иткинда живым, то не смог ничем помочь скульптору, так как он всё ещё считался "врагом народа". Только через 12 лет, в 1956 году Иткинд устроился на работу в Алма-Атинский государственный театр, где днём рисовал декорации, а по ночам вырезал из дерева скульптуры в подвале театра. Через два года, в 1958 году новый молодой художник театра решил осмотреть подвал театра, он обнаружил ставшие впоследствии знаменитыми портреты и композиции: «Поль Робсон» (1956), «Дерево-мыслитель» (1956), «Смеющийся старик» (1958), «Песня» (1960) и другие. В 1967 году казахский режиссер-документалист Арарат Машанов снял 20-ти минутный документальный фильм об Иткинде «Прикосновение к вечности», и сегодня с полной уверенностью можно сказать, что это кинолента, в которой запечатлен на все времена образ этого маленького великого старика. Наверно, именно о таких людях писал поэт: «Огромная совесть стоит за плечами, огромная жизнь расправляет крыла».
Работы Исаака Иткинда хранятся в Русском музее, Эрмитаже, музее А. С. Пушкина в Санкт-Петербурге, а также в музеях Казахстана, Франции и США.
БОРИС БАБАЕВ, KULTURA.UZ
|
|