10 ноября 2016 года в Большом зале Государственной Консерватории Узбекистана прошел творческий вечер, посвященный 70-летию Заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, лауреата Государственной премии им. А. Кадыри, кавалера ордена «Фидокорона хизматлари учун», профессора Государственной консерватории Узбекистана, композитора и дирижера Мустафо Бафоева.
Мустафо Бафоев – один из самых известных представителей композиторской школы Узбекистана, автор множества произведений, среди которых крупные сценические опусы – оперы, музыкальные драмы, балеты, также оратории, симфонии, камерно-инструментальные сочинения, свыше 30 концертов для различных инструментов с оркестром, более 200 песен и романсов, произведения смешанных жанров и киномузыка. Его музыка постоянно звучит в различных театрах и концертных залах нашей страны. М. Бафоев также много работает с зарубежными музыкантами, театрами, является участником международных фестивалей, творческих встреч.
М. Бафоев родился в Бухаре в 1946 году в семье, где музыка не являлась профессией. Путь к освоению этого искусства, по словам композитора, был сложен. Поступив сначала в Бухарское музыкальное училище в класс гиджака и впоследствии окончив консерваторию на отделе композиции, мэтр проделал нелегкий путь, находя дорогу к своему призванию и борясь за право стать музыкантом. Жизнь связала М. Бафоева со многими интересными, выдающимися личностями, среди которых М. Ашрафи, М. Ташпулатов, Б. Гиенко, А. Козловский, М. Насимов, М. Бурханов. С 1969 года он работал в Бухарском педагогическом институте преподавателем кафедры музыки и пения, с 1977 года преподавал теоретические дисциплины в Бухарском музыкальном училище. С 1979 был педагогом по дирижированию на кафедре узбекских народных инструментов Ташкентской государственной консерватории, являясь при этом главным дирижером и художественным руководителем оркестра узбекских народных инструментов им. Д. Закирова при Гостелерадио Узбекистана.
В своем творчестве композитор использует традиции европейской школы, совмещая их с богатством наследия узбекского народа. Диалог Востока и Запада отражен в таких, например, произведениях, как «И.С. Бах в Сахаре», «Ходжа Насреддин и Карменсита в Бухаре», в цикле «Шелковый путь в моем воображении» с использованием цитаты из Девятой Симфонии Л. Бетховена. Этот симбиоз двух культур – Запада и Востока – был представлен и на юбилейном концерте мастера.
Со вступительным словом выступила Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан, доцент кафедры истории музыки и критики И. Гульзарова, которая охарактеризовала творческий портрет композитора, значимость его творчества для современности.
Юбиляра поздравили Заслуженный деятель искусств Узбекистана, лауреат международных конкурсов, председатель Союза композиторов Узбекистана, профессор кафедры композиции и инструментовки Государственной консерватории Узбекистана Р. Абдуллаев и его заместитель Заслуженный деятель искусств, профессор Х. Рахимов, ректор Государственной консерватории Узбекистана, Заслуженный работник культуры Б. Р. Якубов, а также представители Бухары – родины М.Бафоева, ГАБТа им. А. Навои, РСМАЛ им. Успенского. Прозвучало много теплых слов, пожеланий. Композитора за многочисленные его заслуги даже сравнили с великим Джузеппе Верди.
В этот вечер слушатели стали свидетелями мировой премьеры сразу трех новых сочинений мэтра. Прозвучали «Семь анекдотов Насреддина Афанди», Скрипичный концерт №3 и «Триумф Амира Темура». Эти произведения вновь показали патриотизм композитора, его преданность и любовь к узбекскому народу. Это символы и образы национальной истории, воплощенные через комплекс национальных традиций. Произведениям присущи динамизм и внутренняя энергия, «зажигающая» весь зал.
«Семь анекдотов Насреддина Афанди» - это инструментальное сочинение, включающее семь пьес-«анекдотов», построенных на тематическом материале из различных локальных ареалов Узбекистана – «по-андижански», «по-бухарски», «по-самаркандски», «по-каракалпакски», «по-сурхандарьински», «по-ташкентски» и «по-хорезмски». Было интересно прислушиваться к различным звуковым эффектам, к воссозданию звучания узбекских народных инструментов с помощью традиционных европейских. Слушатели прониклись восточным колоритом музыки, блестяще созданным композитором, оркестром музыкального театра-студии и, конечно же, дирижером – Алибеком Кабдурахмановым.
Концерт №3 для скрипки с оркестром является монотематическим сочинением, продолжающим лучшие традиции жанра в мировом композиторском творчестве. Солист – дипломант Международного конкурса Сардор Джумаев тонко передал настроение произведения, его национальное своеобразие и достойно продемонстрировал виртуозное исполнительское мастерство. Это произведение также изобилует интересными звуковыми решениями и яркими образами – лирическими и мужественными, мягкими и торжественными.
В завершение вечера зрителям представили масштабное историческое полотно «Триумф Амира Темура». Это своеобразная фантазия, в которой в качестве основного материала используется мелодия «Гардуни Рост» из Бухарского Шашмакома. Здесь автор выступил как экспериментатор: сочинение написано для литавр и симфонического оркестра. Солист – Алибек Кабдурахманов и оркестр под руководством Гайрата Абророва ярко показали масштабность и помпезность произведения. Перед зрителями предстали образы героического прошлого нашего народа, вызывая восторженный трепет и чувство гордости.
В зале царила дружеская, теплая атмосфера. Было достаточно много слушателей – композиторов, профессоров, педагогов, учащихся и просто любителей хорошей музыки. Все они были духовно объединены и очарованы магией Востока, нашедшей воплощение в творчестве замечательного композитора Мустафо Бафоева.
Елизавета Погудина, учащаяся РСМАЛ им. В.Успенского.