Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
13.11.2016 / 23:14:27
Научно-познавательные экскурсии по древним местам Бухары как один из практических методов изучения и обогащения знаний молодёжиВ соответствии с государственным грантом Общественного фонда по поддержке ННО и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан, продолжалась работа по второму направлению проекта «Обогащение знаний молодёжи Бухарской области в сфере изучения культурного наследия Бухары». После теоретических лекций, семинаров и тренингов в целях закрепления полученных знаний молодёжью в период обучения, были проведены экскурсии по исторической части города Бухары, археологическим объектам, объектам природного наследия, которые были выбраны самими слушателями. За отчётный период более половины слушателей имели возможность посетить самые интересные, значимые исторические и природные места Бухарской области. Все экскурсии были очень продуманны: продуманно время проведения экскурсии, удобный и безопасный транспорт, самое главное безопасность самих студентов, которая обеспечивалась работниками ОБЛГАИ, проводился технический осмотр транспорта, проводились инструктажи по тому, как необходимо вести себя в экскурсионных местах. Интерес у слушателей вызвала новая форма проведения экскурсий журналистом-исследователем Раззаковой М.К по историческим памятникам Бухары, с использованием светотеневых эффектов. Она уделила внимание архитектуре Мавзолея Саманидов, игре света и теней при освещении солнцем и луной этого шедевра архитектурной жемчужины Бухары. Учащихся очень заинтересовал памятник Чашмаи Аюб. В процессе экскурсии Раззакова М.К. обратила внимание ребят на силуэты, которые можно увидеть, если посмотреть на архитектурные объекты с определенного ракурса; предложила внимательней посмотреть на рисунки и узоры, изображённые на архитектурных памятниках в которых скрыт сакральный смысл. Это вызвало желание у студентов более внимательно изучать рисунки, узоры, кладку, постройку и других уникальных архитектурных памятников Бухары. Большой интерес вызвала встреча студентов с ремесленником, мастером - керамистом, Народным Усто Республики Узбекистан Алишером Нарзуллаевым в его мастерской. Усто рассказал о традициях династии Нарзуллаевых, которые продолжают его сыновья - Усто Нарзулло и Усто Тош Эргашев. Оба брата прославились как опытные мастера-косагары. Образцы их работ хранятся во многих Республиканских и зарубежных музеях. В работах братьев Эргашевых прослеживается определенная закономерность - сообщить художественную выразительность предметам практического применения, в частности посуде. Причем, особенности нанесения керамического декора обуславливались его назначением и задачами гармоничного сочетания с формой. Эти и другие специфические принципы и тонкости мастерства и творческого подхода к результатам работы всегда последовательно и точно соблюдались братьями Эргашевыми. Сегодня работы этих мастеров знает весь мир. В мастерской студенты ознакомились с процессом производства керамических изделий. После рассказа мастера ребята посетили галерею Гиждуванской керамики, основанную Алишером Нарзуллаевым. Познавательным была знакомство с некрополем Чор Бакр, древнем городищем Пайкенд. Экскурсию по музею и археологическому памятнику провёл директор Музея «Истории городища Пайкенд» - Собиров Н. В музее студенты ознакомились с древней монументальной живописью; монетами Китая, Ирана, Индии, Согда; оружием; первой аптекой и многими другими экспонатами музея. В ходе ознакомления с городищем студентов поразила мощь и величие Пайкенда. Собиров Н. рассказал об истории, топониме «Пайканд», показал студентам, как проводятся археологические раскопки, показал сохранённый колодец, глубинной 27 метров; часть сохранившейся сточной канализационной системы; ванных комнат; студенты увидели планировку комнат, которые были раскопаны; поднимались на смотровые вышки города. Знакомясь с раскопанными главными воротами города, они узнали, что прежде чем войти в город купцы, путешественники проходили медицинский осмотр, таможенный досмотр, имелись бани, в которых необходимо было искупаться, прежде чем входить в город, т.е. таким образом, предотвращались распространение какой-либо инфекции и болезней. Студентам очень понравилась экскурсия по городищу, они задавали множество вопросов о жизни и быте населения, о том, как они выглядели, когда была построена первая баня, мечети, аптеки (VI –IXв.). Большой интерес вызвала информация о том, что девочек в те далёкие времена обучали боевому искусству, а мальчиков охоте и вероятнее всего это и были «амазонки» о которых сложено много легенд. Студенты изъявили желание ещё раз посетить это и другие древние города Бухарского оазиса, глубже изучить историю древнего Пайкенда, по возможности принять участие в археологических раскопках, так как таких сохранившихся примеров первой городской цивилизации, практически осталось очень мало, и глубже самостоятельно изучать, сохранять архитектурные и археологические памятники нашей истории. Особый искренний интерес вызвала у студентов поездка в экологический центр «Джейран». Старший лаборант Экологического Центра Уринов Н. провёл познавательную экскурсию для учащихся Бухарского колледжа туризма. Они увидели редких животных и птиц которые занесены в Красную книгу: орла, филина, лошадь Пржевальского, джейранов обитающих в пустыне Кызылкум, познакомились с флорой и фауной пустыни, узнали об условиях содержания и кормления диких животных. Эта экскурсия оставила неизгладимое впечатление у студентов, так как они увидели, насколько прекрасна и неповторима природа Узбекистана, и естественно каждый из нас должен сохранить её не только для себя, но и для своих будущих поколений. Таким образом все экскурсии организованные и проведённые в рамках проекта достигли поставленной цели - воспитание любви и гордости за наследие прошлого; воспитание заботы о сохранности архитектурных и археологических памятников; вызвали интерес к изучению истории, культуры, традиций, обычаев, религии, архитектуры нашего народа. Студенты предложили продолжить работу по практическому изучению богатого культурного наследия Бухарской области.
Таджиева С.У Преподаватель кафедры «Туризм» Бухарского государственного университета, к.э.н., доц., ассистент проекта
Махмудова Н.Б. Преподаватель кафедры «Национальная идея, правовое образование и основы духовности» Бухарского государственного университета, ассистент проекта
.
|
|