Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная
Панорама
Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
14.04.2017 / 09:49:00

Праздник материнства и красоты и 111-летие cо Дня рождения Тамары Ханум отметили в её мемориальном доме большим концертом


Минувшую субботу - 09 04 17 - в мемориальном музее  Народной артистки Тамары Ханум-Петросян царила необычная праздничная атмосфера. Армянская община в Ташкенте в стенах уютного гостеприимного дома Народной артистки Узбекистана отметила  двойной праздник:  111-летие легендарной артистки – достояния нашей республики - и национальный День материнства и красоты, духовно связанный с Благовещением Пресвятой Богородицы («Аветман тон»).

Вечер  открыл главный редактор журнала армян Узбекистана «Деп Апага» и автор идеи «Живого журнала» Георгий Сааков, обозначив главную тему: более глубоко познакомиться с жизнью и творчеством Тамары Ханум (1906–1991) и поддержать  общественный интерес к национальным культурным традициям Армении. «Нельзя создавать  культуру в пробирке, а надо постоянно работать, культивируя человеческие и духовные ценности», - такова позиция новой формы работы общинного объединения, создавшего в 2015 году  «живую» версию журнала  армян Узбекистана под выразительным названием «Наш очаг».

В музыкально-поэтическом концерте приняли участие представители многонационального сообщества страны: юные лауреаты республиканского конкурса, учащиеся второй Ташкентской музыкальной школы; преподаватель Государственной консерватории Узбекистана – дутаристка Гузаль Муминова и вокалистка Барно Хамидова; дипломант общенационального фестиваля «Одна нация, одна культура» в Ереване - Николай Саркисян; четырёхкратные лауреаты республиканского конкурса «Узбекистан – наш дом»  - танцевальный ансамбль «Эребуни»;  Народная  артистка Узбекистана Вилоят Акимова;  воспитанница Тамары Ханум Гульчехра Юсупова,   воспитанница Высшей хореографической школы в Ташкенте Гуландо Куранбаева; педагог и внучка руководителя первого этнографического ансамбля М. Кари-Якубова -  Елена Кари-Якубова; кинооператор-хроникёр многих документальных лент о Тамаре  Ханум - Умида Ахмедова. 

Гульчехра Юсупова не только рассказала об оригинальной методике обучения хореографии своей знаменитой наставницы, но и продемонстрировала народный узбекский танец, обогащённый гибкой пластикой тела, жестами «говорящих» порхающих рук, выразительной динамикой движения. Она поделилась с собравшимися  своим заветным желанием. В нынешний  «Год диалога с народом и его интересов» она обратилась через приёмную правительственного портала к новому президенту Узбекистана Шавкату Мирзиёеву  с просьбой присвоить Высшей хореографической школе Узбекистана имя её создателя – Тамары Артёмовны Петросян, известной в народе как Тамара Ханум. Участники и гости праздника встретили эту новость единодушным одобрением и рукоплесканием.

В этот вечер автор этих строк прочитала проникновенные стихи Е. Евтушенко «Армянская лоза», посвящённые Арно Бабаджаняну. Они прозвучали в память о великом, недавно ушедшем русском поэте (1932-2017), любившем Армению и переводившем многих армянских поэтов, и в память о Тамаре Ханум.  Каждый армянин чтит русского поэта, написавшего такие строки:

 

Мы с вами вместе знали столько бед,

И вместе гибли мы на поле брани,

Когда есть братство честное, то нет

Ни младших и ни старших – просто братья.

 

Отдавая дань культовому отношению армян к матери как важнейшей человеческой ценности и наиболее разработанной теме материнства в классической армянской литературе, я прочитала «Моей матери» и «Молитву матери о сыне» Аветика Исаакяна (1875-1957) в переводе Александра Блока, а также своё посвящение памяти моей мамы «Воспоминание, навеянное букетом сирени». Учащиеся воскресной армянской школы под руководством преподавателя Нарине Чопикян прочитали на родном языке  бессмертные творения о матери Ованеса Шираза, Паруйра Севака, Ованеса Туманяна, Наапета Кучака, Сильвы Капутикян, Ашота Граши.

Свои стихотворные посвящения Тамаре Ханум прочитали представитель корейской общины, заслуженный деятель культуры Узбекистана, известный поэт Борис Пак,  и востоковед Азимбек.  Евгения Абалян из ЛТО «Данко» под впечатлением  огненного народного хорезмского  танца сочинила восторженный экспромт  в адрес Гуландо  Куранбаевой. Запоминающимися остались выступления Бориса Пака и Леонида Сакова, долгие годы живших по соседству с Тамарой Ханум. Они рассказали, как гостеприимно и незабываемо  хлебосольно прославленная артистка встречала гостей в своём доме, причём разного возраста и социального положения.

Автор этих строк поделилась своими воспоминаниями о встречах с Тамарой Ханум. Мне посчастливилось  впервые в 1986 году побывать в гостях у Тамары Ханум вместе с моим двоюродным дядей, историком, автором книги "Армяне в Средней Азии" Аркадием Агалуновичем Григорьянцем и поздравить тогда её с 80-летним юбилеем и преподнести всенародной любимице огромный букет бело-розовых гладиолусов. Впоследствии мне ещё не раз приходилось встречаться с Тамарой Ханум на тематических вечерах и собраниях Армянского культурного центра в Ташкенте, для которого, я знаю, она много сделала, а также на отдельных республиканских художественных выставках, где часто экспонировались работы её дочери Ванцетты. Всюду, где бы ни была наша узбекская Примадонна, она вносила своим присутствием в окружающую атмосферу творческий импульс артистизма и неувядающей женственности. Люди уходят, а душевное тепло даже от одной встречи с ними остаётся в памяти на всю жизнь.

Дом, в котором жила Тамара Артёмовна Петросян, ещё при её жизни во многом напоминал музей. Более двух тысяч его экспонатов поныне позволяют проследить творческий путь народной артистки СССР, лауреата Государственных премий, председателя Совета ветеранов Театрального общества, первой женщины-артистки  Советского Узбекистана Тамары Ханум, связавшей свою жизнь с руслом мировой истории, судьбами не одного, а многих  народов нашей планеты.

Давно я мечтала побывать в этом легендарном доме-музее в центре узбекской столицы. И вот, наконец, заветный порог. Хозяйка - статная женщина в длинном розовом платье из дорогой блестящей парчи - тепло улыбается и приглашает в дом. Старые фотографии родственников и друзей, натюрморты ее дочери художницы Ванцетты помогают полнее ощутить взволнованность рассказа хозяйки дома. То и дело приходила мысль о том, что время не властно над этой женщиной, особенно когда Тамара Ханум вспомнила детство. Я тотчас увидела босоногую девчушку, бегущую по пыльной дороге родной Ферганы вслед за цыганским табором или бродячими актерами, чтобы дослушать последний аккорд нехитрой мелодии дойры. И нетрудно было представить, как, уходя из дома за околицу, она пела и плясала вместе со сверстницами, подражая тем, чьи песни и танцы так нравились ей.

 - Первая любовь - это сцена, - рассказывала Тамара Ханум, - первые волнения - это тоже сцена.

Сейчас уже трудно сказать, когда началась эта любовь. Наверное, в семье, где вместе с Тамарой было десять сестер и братьев и все любили музыку. Но такие привязанности редко рождаются сами по себе. Всё шло от главы семьи - человека артистической души Артёма Сергеевича Петросяна. Токарь по металлу, мастер своего дела, отец Тамары Ханум был сослан в Среднюю Азию за участие в революционных событиях 1905 года в Баку и позднее, борясь против басмаческих банд, он погиб в 1921 году в Маргилане.

Дом  для многодетной семьи Артём Сергеевич построил сам своими руками, а во дворе на радость всем  входящим привил карагачу розы. Каждую весну и лето дерево благоухало цветочным ароматом и от лёгкого дуновения  ветерка роняло на землю нежные лепестки роз. Весь кишлак ходил любоваться на это рукотворное чудо. А вечерами после работы он брал в руки тар и наигрывал народные армянские и азербайджанские мелодии. Одиннадцатилетняя Тамара тихо подпевала отцу, не зная даже названий этих песен и не подозревая тогда, что в будущем она их будет петь всему миру.

Детство с его пристрастиями  и привязанностями никогда не кончается, оно органично переходит в юность, а затем и в зрелость. Точно так же люди, с детства вошедшие в наше сознание, продолжают в нас жить и помогать созидать нечто большее, чем мы бы смогли сделать в одиночку, без них. Таких людей было много в жизни Тамары Ханум: А.В. Луначарский, С. Есенин, В. Маяковский, Г. Уланова, А. Хачатурян, Д. Шостакович, Пабло Пикассо и многие другие деятели мирового искусства. Сотрудники музея бережно хранят платок с "Голубем мира", старательно вышитый собственноручно Тамарой Ханум по эскизу Пабло Пикассо.

Свою судьбу Тамара Артёмовна считает счастливой. “Первой восточной ласточкой” назвал Тамару А.В. Луначарский после ее памятного выступления в 1924 году в Университете народов Востока в Москве. “В те годы мало было быть артисткой, - вспоминала Тамара Артёмовна. - Жизнь требовала стойкости, мужества”. Её боевые подруги  по ансамблю Тупахон и Нурхон расплатились жизнью за своё призвание. Но историю нельзя повернуть вспять.

 Тамара Ханум, единственная женщина в созданном М. Кари-Якубовым этнографическом ансамбле, едет в составе агитпоезда под руководством Хамзы на осажденную басмачами станцию Горчаково и в перерывах между боями выступает перед красноармейцами. Агитпоезд побывал во многих городах и селах Узбекистана, агитируя за выборы в Советы, за новую жизнь, за раскрепощение женщины. И на каждой встрече звенел голос “первой восточной ласточки”. Она облетела полмира, неся на крыльях прообраз весны человечества, залог мира и всеобщей любви.

В предвоенные годы Тамаре Ханум рукоплескали строители Большого ферганского канала. В годы войны ее песни звучали на Кавказе и Дальнем Востоке, в освобожденном Киеве и дальше на Западе - под небом Бадена и Вены. В тылу и на передовой звенели струны чанга и рубаба, рокотала дойра, и голос, и танец Тамары Ханум становились праздником для бойцов, приближая день Победы. Фронтовые газеты много писали о бригаде Узбекской филармонии, давшей больше тысячи концертов. Тамара Ханум бережно хранила дорогие реликвии – письма с фронта, благодарственные телеграммы, газетные статьи тех огненных лет.

В 1943 году свою Государственную премию Тамара Ханум передала в Фонд обороны страны. На эти средства был построен танк, гвардейский экипаж которого - бойцы из Узбекистана - геройски громил врага.

В послевоенные годы замечательная артистка напряженно работала над расширением репертуара, который вместил в себя песни и танцы народов более двадцати стран мира. В танце и песне каждого народа Тамара Ханум стремилась передать его своеобразие и национальные черты с помощью костюма, точности пластического языка и, конечно, таланта внутреннего перевоплощения. Тамара Ханум своим искусством создала подлинную живую энциклопедию народного танцевального творчества – от испанского до китайского, от узбекского, армянского до индийского и кубинского. Запечатлённые на видеоплёнках старой документальной кинохроники, её выступления не перестают удивлять нас и сегодня в XXI веке: как эта артистка могла постичь все характерные нюансы движения, выразительные пластические особенности национальных танцев. Кажется, для одного человека это непостижимо… Ей были близки и понятны речь и пластика, а значит, и душа русских и армян, таджиков и узбеков, народов, разделённых сотнями и тысячами километров, но объединённых общими незыблемыми духовными ориентирами.

Искусство Тамары Ханум отличается громадной жизнеутверждающей силой, которая неизменно вдохновляет людей на прекрасные поступки, на смелые дерзания в самых различных областях творческой деятельности. В результате постоянной связи с народом,  Тамара Ханум стала обладательницей интереснейшего собрания писем, в которых зрители – люди самых разнообразных профессий – рассказывали ей о глубоком впечатлении, произведённом на них песнями и танцами артистки, о своей жизни, о своих мечтах. По этим письмам можно изучать страницу за страницей книгу великой дружбы между художником и простыми людьми, которых взволновало и обрадовало истинно народное искусство. При знаменательной встрече с ней тридцать лет назад Тамара Ханум показала нам с моим дядей одно из писем.

"Мы очень любим искусство, - писали народной артистке московские школьницы, - и хотим изучать его. Но, к сожалению, мы не знаем, с чего начать. Особенно нас интересуют музыка, опера и история театра. Мы хотим посоветоваться с Вами”. Большой педагогический опыт помог Тамаре Ханум увидеть в этих наивных строчках признаки подлинной любви к искусству. И девочки получили от народной артистки сердечное и подробное письмо-ответ на волнующие их вопросы. Наша собеседница вспоминала о встречах со знаменитыми людьми - политическими деятелями, мастерами пера и музыки, живописи и сцены.

Тамара Артемовна рассказывала с увлечением, и я про себя отмечала, как часто в ее речи проскальзывают армянские, узбекские и азербайджанские слова, пословицы. Вот что значит всю жизнь петь на разных языках и воспринимать их как родные! Артистка свободно читала наизусть стихи классиков, потом спросила, не хотим ли мы послушать строки, написанные ею самой. В них были слова о “кладовой сердца”, которая до конца дней должна быть полна, чтобы любой мог взять из неё все, что ему понравится. Это были превосходные стихи. В них - бесконечная щедрость души замечательной артистки, сумевшей так много лет дарить людям песню и танец, а вместе с ними - радость, счастье и надежду.

Душа человека подобна солнечной кладовой. Солнце, совершив тогда восемьдесят годовых оборотов в жизни прекрасного человека, готово было светить, не иссякая, ещё много-много лет. На улице звенела многоголосо весна. Казалось, навсегда замер немеркнущий полдень. Любимое время года Тамары Ханум.

Тамара Ханум умерла в 1991 году в Ташкенте, похоронена на мусульманском кладбище в Чегодае рядом с выдающимися деятелями политики, науки, искусства Узбекистана. В июне 2006 года в выставочном зале Центра современного искусства Академии художеств Узбекистана (ныне Дом фотографии) была организована большая юбилейная экспозиция из цикла "Наше наследие". Она была посвящена столетию со Дня рождения талантливой незабываемой народной артистки СССР Тамары Ханум. Сюда вошли ценные фотографии, музыкальные инструменты, художественные полотна с изображением первой в республике танцовщицы и исполнительницы многонационального фольклора, автографы близких Тамаре Ханум друзей, известных советских и зарубежных деятелей литературы и искусства, а также костюмы разных народов, в которых посчастливилось ей искусством танца и неповторимого вокала покорить весь мир. Сегодня творческое наследие "дочери народов", я бы даже сказала, "гражданина мира ", осознаётся как неотъемлемое достояние многих культурных традиций.

Председатель правления АНКЦ  Узбекистана  Мартин Сетян в заключение  двойного праздника в мемориальном музее Тамары Ханум поблагодарил дирекцию музея  и всех собравшихся у армянского  очага  в Ташкенте за неослабевающий интерес к жизни и творчеству великой  «дочери народов», навсегда объединившей их, стоявшей у истоков  создания  в 1989 году  современного армянского общинного объединения в Узбекистане. Он  также подчеркнул значение матери в культуре и менталитете двух народов –  вечном ангеле-хранителе благословенной   Жизни на земле.

- Выпуски «живого» журнала –  это всегда желанные встречи с читателями у «Нашего очага»  в доме Тамары Ханум. За два года они подтвердили удачно выбранные для него название и место. Где как  не у родного очага, в кругу близких по духу друзей,  можно поговорить, как сегодня, о насущном, о вечных культурных ценностях народа, имеющего долгую и неповторимую историю.

Приятно, что в нынешнем музыкально-поэтическом вечере приняли активное участие представители разных поколений и разных национальностей. Ваши выступления станут анонсом  для последующих номеров журнала армянской общины «Деп апага» («В будущее»), - сказал в завершение  музыкально-поэтического вечера главный  редактор и автор идеи Живого журнала, обладатель медали  «Шухрат» Георгий Саков.

 

 

Гуарик Багдасарова

 





Другие материалы рубрики

14.04.2017 / 09:37:04

В Узбекистане начал работу Национальный центр по борьбе с резистентностью к антимикробным препаратам

Представители Минздрава Узбекистана, Центров по контролю и профилактике заболеваний США (CDC), посольства США в Узбекистане, а других международных организаций собрались в Научно-исследовательском институте эпидемиологии, микробиологии и инфекционных заболеваний для на открытии Национального центра по борьбе с резистентностью к антимикробным препаратам. На церемонии , посвященной этому событию, присутствовала Посол США Памела Спратлен. Далее...

14.04.2017 / 09:24:40

Всемирный день авиации и космонавтики в Ташкенте

12 апреля 2017 года Российский центр науки и культуры в Ташкенте провел памятную акцию у памятника первому космонавту Земли, Герою Советского Союза Ю. Гагарину, приуроченную ко Дню космонавтики. Далее...

13.04.2017 / 14:45:03

Beeline расширяет интернет-роуминг в Дании

Beeline сообщает о расширении возможностей интернет-общения в роуминге на Багамских островах. Договор о партнерстве подписан с компанией Telenor. Далее...

13.04.2017 / 14:29:28

4G для жизни: в 2017 году Beeline развернет сети LTE еще в 20 городах Узбекистана

Beeline объявляет о запуске программы "4G для жизни". Теперь абсолютно бесплатный 4G есть буквально в каждом тарифе компании. Далее...

13.04.2017 / 09:40:30

Филологи высшей школы Узбекистана прошли переподготовку в РЦНК в Ташкенте

Представительство Россотрудничества в Узбекистане по просьбе Министерства обороны Республики Узбекистан организовало двухдневный мастер-класс "Русский язык в Узбекистане: обучаем русскому языку вместе", нацеленный на повышение квалификации педагогов русского языка и литературы высших военных учебных заведений. Мероприятие было организовано совместно с Русской гуманитарной миссией и Общероссийской общественной организацией "Ассоциация преподавателей русского языка и литературы высшей школы". Далее...





08.05.2024 / 10:37:58
В Большом театра Узбекистана имени Алишера Навои отметили 40-летие премьеры балета композитора Улугбека Мусаева "Томирис" в постановке народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова
 
07.05.2024 / 15:32:59
К 110-летию современного узбекского театра. Государственный академический русский драматический театр Узбекистана представит 11 мая с.г. спектакль "Муж в кредит" М.Н.Задорнова на сцене Дворца профсоюзов Узбекистана.
 


02.05.2024 / 16:35:40
Фестиваль "Бойсун Бахори" ("Байсунская весна") Узбекистан
 
10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 


03.05.2024 / 16:43:48
Нам 26 лет! Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 
01.05.2024 / 11:39:33
ПОДВИГ СТРАСТНОГО БОРЦА ЗА МИР , НАРОДНОГО ПОЭТА УЗБЕКИСТАНА ГАФУРА ГУЛЯМА В ПАМЯТИ НАРОДОВ НА ВЕКА
 


02.05.2024 / 10:19:44
Наш клуб хорошо идет по дистанции. Осваиваем все новые и новые темы, узнаем все больше и больше. Уровень приглашаемых спикеров становится все выше и выше
 
29.04.2024 / 14:15:50
Посольство Республики Корея в Республике Узбекистан, совместно с Центром образования Республики Корея в Ташкенте, проводит викторину "2024 Quiz on Korea"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте