Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
10.12.2019 / 15:37:13

В Государственном музее истории культуры Узбекистана в Самарканде открылась выставка " Павел Беньков: Солнце, спящее в тени"


 Ее организаторами стали Самаркандский и Бухарские государственные музеи-заповедники. Выставка посвящается 140-летию со дня рождения выдающегося художника и педагога , заслуженного деятеля искусств Узбекистана Павла Петровича Бенькова На этом вернисаже демонстрируется более 30 работ художника, хранящихся в фондах Самаркандского и Бухарского музеев-заповедников.

            Павел Беньков родился в Казани 20 декабря 1879 года в семье ремесленников. В 1895 году поступил в первый набор только что открывшейся в Казани художественной школы, которую окончил в 1901-м, в этом же году поступил в Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге.

         С 1902-го был определен в мастерскую Д. Н. Кардовского, одновременно по собственной инициативе посещал занятия у И. Е. Репина. Во время учебы много путешествовал: на Урале в 1900-х изучал быт вогулов (устаревшее название угорского народа манси); как стипендиат Академии ездил во Францию, где брал уроки в частной школе Жюлиана (Akadèmie Julian) в Париже (1905), путешествовал по Италии (1906,1908), Испании (1908). Окончил Высшее художественное училище при Императорской Академии художеств 1909 году и вернулся в Казань преподавателем Казанской художественной школы «по вольному найму» (1909—1929 с перерывами); работал художником-декоратором Казанского городского театра (1913—1918); давал частные уроки живописи и рисунка. С 1911 года неоднократно ездил в Италию, где его застало начало Первой мировой войны.

         В Казанской художественной школе в 1910—1920-е годы Н.И.Фешин и П.П.Беньков были ведущими педагогами. По воспоминаниям многочисленных учеников, школа делилась на «фешинцев» и «беньковцев». Среди учеников П. П. Бенькова называют Ф. Модорова, А. Коробкову, А. Самойловских, П. Сперанского и других.

        В живописи казанского предреволюционного периода П. П. Беньков раскрылся как мастер лирического пейзажа и портрета. Предпочитал писать виды Волги, городские усадьбы и загородные дачи; модели для портретов находил в близкой для себя среде — в своей семье, среди учениц Казанской художественной школы, актрис, университетской профессуры.

       В 1911—1916 участвовал в выставках в Казани, Санкт-Петербурге (Петрограде), Риме (Италия). Отношение к революции было неоднозначным: разруха и хаос побудили художника в 1919 году покинуть Казань и вместе с отступающими войсками адмирала А. В. Колчака уехать в Сибирь.

      В 1919—1920 работал декоратором в театрах Иркутска и Омска. В 1921 году вернулся в Казань, продолжил преподавание в Казанских высших государственных художественно-технических мастерских, возобновил сотрудничество с казанскими театрами — Русским драматическим (1924—1925) и Татарским академическим государственным театром (1926—1927).

    В 1928 году впервые отправился в Бухару, в 1929—1930 состоялась вторая поездка в Среднюю Азию, во время которой посетил, кроме Бухары, Хиву и Самарканд.

В 1928-1929 годах художник жил и занимался творчеством в Бухаре, изображая в переливах своих красок исторические памятники древней Бухары, привлекательный природный пейзаж, образы представителей разных народностей и др. Такие картины как, “Портрет чиновника”, “Портрет дехканина”, “Портрет еврея красильщика”, “Улица в Бухаре. Медресе Абдуллаха” были написаны именно в этот период.

        В 1930 году окончательно переехал из Казани в Самарканд. В 1931—1949 был одним из ведущих педагогов Самаркандского художественного училища, которое в 1936-м заняло первое место на Всесоюзном конкурсе художественных училищ бывшего Союза. В 1932—1933 участвовал в создании Союза художников Узбекистана, в 1932—1938 был членом правления оргкомитета СХ республики.

        В Самарканде в творчестве П. П. Бенькова большое место занимали композиции, сюжеты которых отражали традиционное течение жизни (базары, чайханы и т. д.), а также работы, посвященные новым реалиям Востока того времени. Художник, как и в казанский период, продолжал работать над портретами, но в наибольшей степени особенности творческой концепции П. П. Бенькова проявились в городских пейзажах с видами древних мечетей, хаузов, двориков с арыками. Композиционная стройность, структурность формы и натурное видение, заложенные русской академической и реалистической художественной школой, в работах Бенькова соединяются с приемами импрессионизма.

         Педагогическая деятельность П. П. Бенькова стала большим вкладом в формирование профессионального изобразительного искусства Узбекистана. Среди учеников художника такие известные живописцы республики, как Зинаида Ковалевская, переехавшая из Казани в Самарканд вслед за учителем, Л. Абдуллаев, А. Абдуллаев, Р. Ахмедов, Ю. Елизаров, А. Разыков, Р. Тимуров, А. Хайдаров и многие другие.

         П. П. Беньков умер в Самарканде 16 января 1949 года. В том же году его именем была названа улица в Самарканде, на которой он жил, имя П. П. Бенькова присвоено Самаркандскому художественному училищу (в 1949-м оно было объединено с Ташкентским художественным техникумом и продолжило деятельность как Республиканское художественное училище имени П. П. Бенькова.

      Произведения П. П. Бенькова хранятся в музеях Москвы (Государственная Третьяковская галерея, Государственный музей искусства народов Востока, Государственный музей современной истории России), Казани (Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Национальный музей Республики Татарстан), Ташкента (Государственный музей искусств Узбекистана), Самарканда (Самаркандский Государственный музей-заповедник), Бухары (Бухарский государственный музей-заповедник), Нукуса (Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого) и других городов, а также в частных коллекциях Узбекистана, России, и ряда европейских стран.

 Выставка будет действовать до 25 декабря 2019 года.

 

Рахим Каюмов – заведующий научно-практическим музеем-лабораторией СамГУ

 

 

 





Другие материалы рубрики

09.12.2019 / 19:28:15

НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО СОВРЕМЕННОГО УЗБЕКИСТАНА. ТАЛАНТ И ТРУДОЛЮБИЕ

Многие современные художники специализируются в направлении графического рисунка и занимаются этим всю жизнь. Графика имеет своих мастеров, поклонников и своих ценителей. Рисунок относится к уникальной графике потому, что каждый из них является единственным в своем роде. Художественно выразительные достоинства её заключаются в лаконизме и емкости образов. Далее...

08.12.2019 / 17:16:21

В художественной галерее Театра "Ильхом" состоялось открытие персональной выставки Джахонгира Бобокулова "Динамика чувств"

На предыдущей выставке, которая называлась "Развитие пространства" выставке он представил графические рисунки и полотна, в которых была сделана попытка передать своё состояние в пространстве, где происходит движение материи, энергии и чувств Далее...

04.12.2019 / 21:44:25

Земля молчания. ЗАБЫТАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕГО ХОРЕЗМА

10 декабря 2019 года, в 18.30 галерея "Bonum Factum" открывает выставку "Земля молчания. Забытая цивилизация древнего Хорезма" в рамках проекта "S-ID. 41'69". Выставка продлится до 29 декабря с.г. Далее...

29.11.2019 / 15:19:34

Персональная выставка художника Александра Тюрина

05.12.2019 г. в 17:00 в Галерее изобразительного искусства Узбекистана состоится открытие персональной выставки художника-живописца, заслуженного работника культуры Республики Узбекистан Александра Тюрина. Далее...

25.11.2019 / 23:20:22

Израильский эксперт на ART BATTLE в Ташкенте

Израильские художники, фотографы и авторы разнообразных инсталляций традиционно участвуют во многих выставках и биеннале в разных сферах искусства и культуры, которые проводятся в Узбекистане. А представители театров, музеев, галерей Узбекистана участвуют в выставках и фестивалях, которые проводятся в Израиле. Далее...





12.01.2020 / 20:22:05
"Времена года": концерт камерного оркестра "Солисты Узбекистана"
 
06.01.2020 / 16:55:59
В ЭЛЬ-КУВЕЙТЕ УСПЕШНО ПРОХОДЯТ КОНЦЕРТЫ МОЛОДЕЖНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА УЗБЕКИСТАНА
 


10.01.2020 / 23:08:34
В минувшем году в Узбекистане побывало рекордное количество туристов – 6 миллионов 748 тысяч 500 человек. В 2018 году этот показатель составил 5 миллионов 346 тысяч 200 туристов
 
05.01.2020 / 18:17:24
Туристический потенциал Ташкентской области будет развиваться на основе концепции "Золотое кольцо"
 


15.01.2020 / 18:03:26
Про голландский тюльпан к Новому году и "Узбекский характер"
 
12.01.2020 / 20:46:15
В Азербайджане отмечается столетие со дня рождения выдающегося представителя азербайджанского театра и кино, лауреата государственных премий СССР и Азербайджанской Республики Лейлы Бадирбейли
 


15.01.2020 / 23:05:04
Презентация книги Алишера Навои "Фархад и Ширин" на английском языке
 
05.01.2020 / 22:00:14
Алишер НАВОИ. Не дервиш и не шах
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте