Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
13.04.2020 / 11:22:45

Какие музеи мира самые посещаемые? Вспоминая предметы из Узбекистана в коллекции музея парижского Лувра


Недавно совершенно неожиданно наткнулся на рейтинг самых посещаемых музеев мира в 2018 году. Десятка самых  популярных музеев мира по версии  издания  Art Nemspaper  выглядит так:

1. Лувр (Париж)  -10,2 миллиона человек

2. Национальный музей Китая (Пекир) -8,6 миллиона

3.Метрополитен –музей (Нью-Йорк) – 6,9 миллиона

4. Музеи Ватикана- 6,7 миллиона

5. Тейт Модерн (Лондон) -5, 86 миллиона

6. Британский музей (Лондон) – 5, 82 миллиона

7. Национальная галерея (Лондон) – 5,7 миллиона

8. Национальная галерея искусства (Вашингтон) - 4.4 миллиона

9.Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) - 4,2 миллиона

10 Музей Виктории  и Альберта (Лондон) – 3,9 миллиона

И тут я думаю будет уместно обратиться к материалу,  подготовленному   ИА «Жахон»  в 2012 году об экспонатах Узбекистана в коллекции самого посещаемого музея в мире. Я его сохранил еще с того времени, когда  мне довелось работать в пресс-службе  прежнего Минкультуры  Узбекистана. Должен сказать, что информация  очень и очень интересная и о многом говорящая.

Павильон  Исламского искусства в музее Лувра размещался  в ту пору   в специально сооруженном помещении  в одном из внутренних дворов музея. На площади около 3 тысяч кв. м. во дворе Висконти, над которым была возведена  стеклянная крыша оригинальной архитектуры, было представлено несколько тысяч экспонатов. Выставка охватывала  исторический период  с VII по XVIII вв., а география её простиралась   от Испании до Центральной Азии и Индии, что призвано подчеркнуть многообразие исламского мира.

Проект возведения нового зала был осуществлен французскими властями при поддержке меценатов, на долю которых пришлось более половины всех расходов. Общая стоимость работ составила около 100 млн. евро. Основными спонсорами выступали монархи Кувейта, Марокко, Омана и Саудовской Аравии.

В этой экспозиции музея Лувра представлено богатейшее искусство, внесшее бесценный вклад в развитие мусульманской культуры различных стран, в том числе Узбекистана. Ряд экспонатов нового павильона Исламского искусства относится к эпохе Амира Темура, Темуридов и Бабуридов. Шедевры из благословенного Самарканда, колыбели восточной культуры, пользовались  особым вниманием посетителей Лувра.

Археолог отдела Исламского искусства музея Лувра Рокко Ранте,  хорошо знаком с историей Узбекистана, возглавлял  археологическую экспедицию музея Лувра в городище Пайкенд Бухарской области .  Р.Ранте рассказал об экспонатах музея Лувра, имеющих отношение к истории Узбекистана.

«Представленные в коллекции павильона Исламского искусства почти 3 тысячи экспонатов разделены на четыре главных раздела в хронологическом порядке, с момента зарождения ислама до XVIII века. Музей Лувра рад возможности представить в рамках данной коллекции также предметы из Центральной Азии, и в частности Узбекистана.

Керамическая  тарелка из Самарканда.  Данная коллекция посвящена искусству арабской каллиграфии. Здесь можно видеть различные предметы, на которых инкрустирована арабская вязь. Вот эта превосходно сохранившаяся керамическая тарелка происходит из Самарканда. Она датирована между X и XI веками.  Как можно видеть, искусно сделанная арабская надпись просматривается по бокам тарелки.

Данная тарелка представляет собой новый метод инкрустирования, примененный в Центральной Азии и Среднем Востоке. Он показывает всю красоту арабской каллиграфии и более совершенную технологию  её специальной защиты, которая дала возможность векового сохранения.

Подсвечник Амира Темура. Это один из самых интересных предметов экспозиции Лувра, представляющий собой настоящий шедевр исламского искусства. Важным, с научной точки зрения, является то, что этот подсвечник является одним из первых предметов, на котором инкрустировано арабским письмом имя Амира Темура.

На самом деле, этот подсвечник представляет собой только одну, верхнюю часть подсвечника, хранящегося в Государственном Эрмитаже в Санкт- Петербурге. Он сделан из бронзы, покрыт серебром и золотом.

Это подсвечник  - один из шести изготовленных по заказу Амира Темура в конце XIV века. Три из них до сих пор хранятся в мавзолее Ахмада Яссави, построенном  Амиром Темуром. Два других подсвечника хранятся в Государственном  Эрмитаже  Санкт - Претербурга, один из них с основанием вот этого подсвечника, который представлен в музее Лувра.

Важно отметить, что надписи на средней части подсвечника главным образом призваны показать благосостояние и процветание правителя Амира Темура и созданной им могущественной империи.

На верхней части можно прочитать надпись: « кутб ад- дунйя ва ад- дин Амир Темур Гураган», что в переводе с арабского означает – «властелин мира Амир Темур Гураган». Как известно, почетный титул «гураган», означающий «зять хана» был присвоен Амиру Темуру, когда в 1370 году он женился на дочери Чингизида Сарай Мульк Ханум.

Этот подсвечник, как и другие пять, хранящиеся в настоящее время в мавзолее Ахмада Яссави и Государственном Эрмитаже  Санкт- Петербурга, был изготовлен мастером из иранского Исфахана.

Декоративная вырезная плитка из г. Самарканда.  Данная вырезная плитка изготовлена в конце XIV – начале XV века и важна для нас в силу ряда обстоятельств, Прежде всего, она изготовлена из дорогого материала -  слоновой кости. До сих пор в основе композиции можно видеть пигменты голубого цвета, хорошо сохранившиеся из глубины веков.

Фрагменты  надгробных стел из г. Самарканда. В экспозиции павильона также представлены фрагменты двух надгробных стел, в том числе надгробного камня Сайд хана, изготовления середины  XVI века.

Первый из них выполнен из алебастра, и содержит два орнамента, выполненных двумя видами арабского письма – куфи и насри. В центральной части этой панели можно видеть выгравированный  михраб.

Второй фрагмент надгробного камня в также содержит различные арабские надписи религиозного характера.

Миниатюры.  В исламской коллекции Лувра своё особое место занимают миниатюры из Центральной Азии и Индии периода правления Бабуридов. Автором одной из них, получившей название «Читатель», является Мухаммад Мурад Самарканди, она создана в  XVII веке.

                                                                                   

Б.БАБАЕВ

 

 

 

 





Другие материалы рубрики

12.04.2020 / 17:16:46

Изобразительная искусственность. Как музеям жить в удаленном доступе

ГМИИ имени Пушкина вышел в эфир телеканала "Культура" с примечательной инициативой — музей пригласил на вернисаж своей выставки "От Дюрера до Матисса. Избранные рисунки из собрания ГМИИ имени Пушкина" всех зрителей канала Далее...

10.04.2020 / 20:08:53

Государственный музей искусств Узбекистана признан одним из лучших в СНГ

Рейтинг был составлен по результатам анализа популярности учреждений и предложений виртуальных экскурсий и туров по их экспозициям. Далее...

13.03.2020 / 21:05:35

Необычный вернисаж

В Ташкентском доме фотографии состоится выставка художественных работ Ларисы Костылевой. В небольшую экспозицию вошли не только, выполненные автором пейзажи, натюрморты, портреты, но и лучшие работы ее учеников Далее...

12.03.2020 / 18:15:49

Выставка картин Дилором Мамедовой в галереи "AUTOGRAPH"

Выставка картин Дилором Мамедовой, приуроченная к празднику Навруз, откроется в галереи "AUTOGRAPH" 27 марта 2020 года. На экспозиции будут представлены более 100 новых работ известного художника в различных жанрах: пейзажи, натюрморты, портреты, сюжетные композиции своеобразного характера Далее...

11.03.2020 / 21:21:59

Выставка "Мода Узбекистана: вчера и сегодня"

10 марта в 18:00 в Ташкентском Доме Фотографии состоялось открытие выставки "Мода Узбекистана: вчера и сегодня", посвященной истории моды Узбекистана с шестидесятых годов ХХ века по сегодняшний день. Данный выставочный проект, организованный Фондом Каримова, направлен на популяризацию культурно-исторического наследия Узбекистана. Далее...





21.03.2024 / 15:41:53
В Русском доме в Ташкенте состоялась премьера документального фильма "Мост"
 
14.03.2024 / 09:59:58
А Скорсезе забыли… "Оскар"-2024: новые правила, скандалы и один из самых сильных списков претендентов в истории главной кинопремии
 


28.03.2024 / 14:34:38
Большой успех учеников республиканской музыкальной школы им. Успенского на Международном конкурсе юных исполнителей в Бишкеке
 
28.03.2024 / 09:56:10
Профессор Виталий Львович Мелкомини. Рыцарь служения музе искусств
 


25.03.2024 / 22:05:37
С 6 апреля 2024 года авиакомпания Uzbekistan Airways увеличивает количество регулярных рейсов по маршруту Ташкент-Минск-Ташкент.
 
20.03.2024 / 11:31:24
По инициативе Узбекистана 2027 год будет объявлен Международным годом устойчивого и жизнестойкого туризма
 


26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 
18.03.2024 / 12:25:35
Мир волшебства Елены Макаровой
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте