Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама
Вернисаж
Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
09.06.2022 / 15:06:03

КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ. БАРНО ТУРГУНОВА О НОВОЙ ВЫСТАВКЕ В ТЕАТРЕ "ИЛЬХОМ"


Многоликий Санжар Джаббаров и его персональная выставка, организованная галереей "Караван"

Он начинал как промышленный дизайнер. Потом проявил себя в живописи и графике, а также создавал видео-арт и инсталляции. Кто-то видел в нем «абстракциониста», другие – «сюрреалиста». Между тем он – ни то ни другое. У меня сложилось впечатление, что Санжар из тех художников, кто сам создает для себя вид и жанр искусства.  Он кружится и кружится в своеобразном арт-зикре, поворачиваясь разными гранями своего таланта. Впрочем, творческий поиск – это и значит быть разным и пробовать всё. С оговоркой, что стиль того, еще юного художника, узнаваем и сейчас, в его зрелом почерке, потому что неизменным остается главное – верность себе и своему дарованию.

Сначала я познакомилась с Санжаром Джаббаровым как с художником-актуалистом. В этом качестве с 2008 года он принимал участие в наших проектах (Швейцарского бюро), в серии выставок «5+1», организованных его родной Галереей изобразительных искусств Узбекистана, в Ташкентской международной биеннале современного искусства, Московской биеннале современного искусства и многочисленных выставках, проводимых Академией художеств Узбекистана. Список солидный, но не весь, ведь он выставлялся еще в Сеуле, Пекине, Дюссельдорфе и т.д. В 2014-м – персональная выставка «Восхищаясь Центральной Азией» в Дубае, где у 28-летнего художника появилась «возможность показать свои произведения совершенно новой аудитории» (Аndakulova Gallery) и где он достойно представил нашу страну.

Когда Goethe Institut пригласил меня локальным куратором дизайнерского проекта  «New Olds», я ни секунды не сомневалась, что одним  из приглашенных участников должен быть Санжар Джаббаров. В созданном им арт-объекте он соединил опыт промышленного дизайнера и концептуальное мышление художника, посвятившего годы работе в contemporary art.

Рассказывая на подкасте этого дизайнерского проекта о своих первых промышленных разработках, он признался, что с тех пор этаким «незакрытым гештальтом» для него остается один предмет: урна, которая действительно, простите за каламбур, наполнена смыслами. Старый архетип, прижившийся даже в цифровой среде. И если бы городские власти предложили Санжару Джаббарову собрать молодежную команду в проект «Уличные урны», это восприняли бы на ура все: экологи, эстеты и просто жители Ташкента.

Вот и последняя персональная выставка Санжара в театре М. Вайля «Ильхом» порадовала. И живописью, в которой появились новые цвета и новые настроения, и графикой – его книжные иллюстрации увлекают в глубь сюжета и существуют независимо, творя свой собственный текст, возвращая нам детский азарт рассматривания картинок, которые кажутся чарующей сказкой. Точно так же и живопись С. Джаббарова, сама по себе являясь магическим текстом, выходит далеко за рамки смыслов стихотворения Иосифа Бродского, первая строчка которого стала названием выставки, хотя отчасти они перекликаются:

С точки зрения воздуха, край земли
всюду. Что, скашивая облака,
совпадает — чем бы ни замели
следы — с ощущением каблука.
Да и глаз, который глядит окрест,
скашивает, что твой серп, поля;
сумма мелких слагаемых при перемене мест
неузнаваемее нуля.
И улыбка скользнет, точно тень грача
по щербатой изгороди, пышный куст
шиповника сдерживая, но крича
жимолостью, не разжимая уст.

Его картины современны, не привязаны в привычной форме к традициям, но не потеряли связь с истоками, с самосознанием открытого миру парня из Сырдарьи. Тонкое балансирование между Востоком и Западом порождает интересные образы и провоцирует мышление зрителя на создание своих интерпретаций.

Для такого диалога с картиной нужны «живые» выставки. И здесь не могу не отметить героических усилий Натальи Мусиной по их организации в наше время цифровых коммуникаций.   Отдельная благодарность и куратору, и художнику за идеально оформленный этикетаж (редкость в наше время). В целом выставка не просто удалась, а стала событием – не большим, но ярким и приятным.

 

Автор:

Барно Тургунова

 





Другие материалы рубрики

06.06.2022 / 21:41:12

Выставка "Пристанище доброты"

7 июня 2022 года в 17:00 в малом выставочном зале Международного караван-сарая культуры, состоится церемония открытия выставки студентов Национального института искусств и дизайна имени К. Бехзода Бекназаровой Шахризоды и Эргашевой Севары "Пристанище доброты" Далее...

27.05.2022 / 11:18:17

"Искусство восприятия искусства" или как мы открыли дверь в "Чёрный квадрат" Казимира Малевича…

Само название сразу привлекает внимание. В нем есть глубокий смысл - "Искусство восприятия искусства". Представленные произведения отличаются не только своим стилем, техникой исполнения, но и жанром Далее...

24.05.2022 / 18:37:41

Научно-образовательный выставочный проект молодых художников "Искусство восприятия искусства"

В большом выставочном зале Международного караван-сарая культуры Академии Художеств Узбекистана, состоялась церемония открытия научно-образовательного выставочного проекта молодых художников "Искусство восприятия искусства", посвящённого Международному дню музеев Далее...

23.05.2022 / 20:33:22

Состоится фотовыставка "Путешествие в дома-музеи"

В Государственном музее прикладного искусства и истории ремесленничества Узбекистана, с 23 по 27 мая текущего года, состоится фотовыставка "Путешествие в дома-музеи", приуроченная к Международному дню музеев - 18 мая Далее...

23.05.2022 / 20:31:15

"Расширяя возможности молодежи" – открытие фотовыставки в Ташкенте

В Ташкентском доме фотографии открылась фотовыставка "Расширяя возможности молодежи: Сотрудничество Европейского Союза и Узбекистана в лицах", организованная Делегацией Европейского союза в Республике Узбекистан. Девиз выставки "Оставь свой след для лучшего будущего" призывает молодежь Узбекистана внести свой вклад в лучшее – более зеленое, инклюзивное и цифровое будущее страны Далее...





17.08.2022 / 11:29:02
Композитор универсального века. Сергей Слонимский
 
14.08.2022 / 12:57:23
Спасибо за узбекские макомы, Гульбахор Эркулова!
 


17.08.2022 / 11:26:18
Полвека тому назад Ташкент принимал высокого заокеанского гостя: Премьера-министра Канады Пьера Эллиота Трюдо. Продолжение
 
02.08.2022 / 18:23:46
Памяти академика Геннадия Ивановича Белянкина
 


17.08.2022 / 18:08:22
В Узбекистане издана антология чешской поэзии
 
14.08.2022 / 21:14:18
Полвека тому назад – в мае 1971 г. – Ташкент принимал высокого заокеанского гостя: Премьера-министра Канады Пьера Эллиота Трюдо. Представляем вашему вниманию рассказ о тех днях
 


19.07.2022 / 12:18:46
Проекты, на которые стоит обратить внимание. О чем мне рассказали Аркадий Исахаров , Алексей Нуруллаев и Роберт Альмеев
 
10.07.2022 / 17:44:10
Россия увеличивает количество квот для абитуриентов стран СНГ
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте