Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
06.09.2016 / 14:21:58
Чем выставка "Сокровища культурного наследия Узбекистана" привлекает внимание москвичей?С 18 августа по 25 сентября во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства в Москве проходит выставка «Сокровища культурного наследия Узбекистана», подготовленная ВМДПНИ при участии Государственной Третьяковской галереи. Выставка проходит в рамках многолетней комплексной программы музея «Наследие Содружества. Традиции для будущего», которая включает в себя организацию выставок и совместных экспозиций декоративно-прикладного и народного искусства в России и странах СНГ, издание каталогов и альбомов на русском языке и языках государств Содружества, проведение мастер-классов, направленных на сохранение и продвижение культурного достояния. В пяти залах Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства впервые так масштабно будет представлено декоративно-прикладное искусство из обширных фондов музея, связанное с культурным наследием Узбекистана: художественный текстиль, керамика, ювелирные изделия, художественный металл, резное и расписное дерево, лаковая миниатюра, расписные подносы, музыкальные инструменты. Основная часть коллекции узбекского декоративно-прикладного искусства в собрании Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства сформировалась в конце 1930-х годов. Особую ценность представляют образцы тканей, национальные костюмы и другие экспонаты, которые участвовали в знаменитой Всемирной выставке в Париже 1937 года. Первоклассные работы узбекских мастеров были отмечены высокими наградами и вновь пробудили в Европе интерес к притягательному искусству Востока, впитавшему многовековые традиции и звучавшему особенно жизнеутверждающе и современно. В экспозицию включены образцы шелковых тканей, сюзане, набойки, произведенные в городах Наманган и Маргилан Узбекской ССР в середине 1930-х годов. Внимания заслуживают высокохудожественные образцы национальной одежды – халаты, жилеты, тюбетейки, выполненные в технике золотой и серебряной вышивки на бархате. Мужской халат, изготовленный в Бухаре в начале XX века, поступил в собрание ВМДПНИ в конце 1930-х годов. Бархатный халат на шелковой подкладке, отделанный по краям плетеной тесьмой из шелковых нитей, являет собой прекрасный экземпляр традиционной одежды и демонстрирует высокий уровень искусства золотого шитья узбекских мастеров. Ювелирное искусство Узбекистана представлено коллекцией женских украшений, созданных в 1935-36 годах мастерами ташкентской и бухарской ювелирных артелей специально для экспонирования на Всемирной выставке в Париже. После триумфального успеха советской экспозиции, часть драгоценных женских украшений была передана в Музей народного искусства. В экспозицию включены изделия бухарской артели ювелиров «Кзыл Магданчи», которую представляли в Париже Шариф Бакаев, Максин Мухтаров, Мирходжан Мардалиев, Мухудзин Заудинов, Агат Самадов. Среди экспонатов узбекского художественного металла, можно выделить два кувшина традиционных форм «чойдиш» и «офтоба», изготовленные в XIX веке. Значительный отдел выставки составляют связанные с Узбекистаном произведения станковой живописи и скульптуры из собрания Государственной Третьяковской галереи, впервые в таком блестящем составе и в таком контексте представляемые публике. Дополняют экспозицию экспонаты из частных собраний Таира Таирова и семьи Путниковых, среди которых предметы узбекского текстиля и аксессуаров XIX-первой половины XX веков, графика Кузьмы Петрова-Водкина, произведения живописи Варшама Еремяна, Михаила Курзина, Александра Волкова, Леона Бурэ и других художников, посвященные Самарканду, Бухаре, Хиве, Ташкенту. Со дня открытия выставка вызывает значительный интерес со стороны жителей и гостей российской столицы. Мало того, что посетители выставки приходят полюбоваться на выставленные экспонаты, так еще и захваченные всем увиденным они стараются досконально изучить вопрос, чтобы поделиться им со своим окружением. Вот что пишет на своей странице в Фейсбуке о своем посещении экспозиции одна из ее посетительниц: «Сегодня, отложив сборы в дорогу, помчалась в музей на Делегатской, смотреть узбекскую выставку. По нынешним временам никогда не знаешь, когда нам еще привезут такое. Самое магнетическое место на выставке — залы с халатами, сшитыми из икатов — шелковых и полушелковых тканей с характерными узорами. Их носили в городах вдоль всего Великого Шелкового пути, но центрами производства абровых тканей (среднеазиатских икатов) в XIX веке были города Ферганской долины, а также Самарканд, Бухара и Хива. Из абровых тканей здесь шили мужские и женские парадные халаты, платья, - в те времена, когда эмиры правили в Центральной Азии.
Узбекский икат отличается тем, что рисунок наносится лишь на нити основы, уток же остается одноцветным. Перед крашением мастера подготавливают несколько тысяч шелковых нитей длиной более ста метров. Их в соответствии с узором перевязывают толстой хлопковой нитью. Эти обмотки защищают нити от окрашивания. Краситель немного затекает под них и создает характерные вибрации, расплывы цвета. В Узбекистане такая эта сложная и многоступенчатая техника называется абрбанди, а ткани, полученные таким путем, называют абровыми - от персидского слова «абр», облако. Весь процесс занимает очень много времени, так как, чтобы получить желаемый образец, на каждую нить приходится наносить до 10 различных цветов. В результате получается ткань, которая переливается цветами, как ни одна друга. В производстве шелка принимают участие рисовальщик – чизмачи, он наносит рисунок на нити; и абрбандчи – мастер по перевязыванию основы. Раньше после того как готовую ткань снимали со станка её подвергали лощению – смачивали составом из яичного белка с растительным клеем и отбивали специальными молотками. Ткань приобретала красивый муар, необходимую прочность и к ней не прилипала грязь и пыль. Часть коллекции — из собрания Таира Таирова — показывали сначала в 2002 году, потом в 2015-м. Это праздничные халаты из полушелкового адраса. Большинство вещей относится к XIX веку — времени расцвета шелкоткачества, и к началу XX века - закату традиционного текстильного искусства.
|
|