Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
18.11.2020 / 21:38:23
Большой театр Узбекистана имени А. Навои продолжает радовать зрителей и музыкальную общественность нашей столицы новыми яркими проектами. Об одном из них в нашем следующем комментарииНаряду с регулярным репертуаром основной сцены заметно оживилась работа Музыкальной гостиной театра, которую сейчас по праву можно назвать полноценной Малой сценой нашего любимого и почитаемого ГАБТа им. А.Навои. Накануне осуществлен впечатляющий проект, посвященный 180-летию со дня рождения великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Однако, особые условия режима самоизоляции и работы на удаленном режиме не позволили отметить эту дату в положенный срок, весной этого года. И тем ценнее, что в это трудное время, наряду с непростым режимом работы над многими другими проектами, группа энтузиастов театра разрабатывала и усовершенствовала номера этого замечательного вечера-композиции. Как и многие полюбившиеся ташкентскому зрителю спектакли и проекты – программа этого интереснейшего вечера была разработана и продумана ведущим режиссёром театра, Заслуженным деятелем искусств Узбекистана Андреем Слонимом в союзе с концертмейстером Людмилой Слоним и солистами театра самых разных поколений – от наиболее опытных до самых молодых. Вечер был назван ёмко и своеобразно – «Растворил я окно...». Не только потому, что эта первая строка открывает и известное стихотворение замечательного русского поэта и государственного деятеля, Великого князя Константина Романова. Это стихотворение стало основой и знаменитого романса Чайковского, проникнутого светлым утонченным чувством и любовью к родине. Но весь замысел композиции разнообразнейших романсов в этот вечер стал окном, распахнутым в разнообразнейший, разножанровый и многокрасочный мир романсов композитора . Уютный зал Музыкальной гостиной собрал большое для своего объема количество зрителей. Разумеется, были соблюдены и все меры безопасности режима пандемии – и маски на лицах зрителей, и необходимая дистанция между креслами. И с первых мгновений вечера установилась совершенно необыкновенная атмосфера единства между сценой гостиной и залом. Андрей Слоним начал вечер со своеобразной преамбулы о творчестве П. И. Чайковского и необыкновенном мире его романсов, каждый из которых, по сути, является некой отдельной «планетой» в необъятном пространстве творчества композитора. «...Мир романсов Петра Ильича Чайковского – сказал Андрей Евсеевич, - это. трепетный и ранимый «микрокосмос» мятущейся человеческой души, ищущей прорыва к Свету и Гармонии... Неповторимые состояния духа, познавшего и светлую, но далеко не всегда встречающую ответное чувство любовь, - и горечь утраты этой любви... Замечательные «излучения» природы, часто гармонирующей с состоянием души, или же – наоборот, контрастирующей с ее взлетами или светлой печалью. Новизна этих замечательных творений заключена и в том, что они – не просто, и не только – произведения для пения. Нет, каждое из них – это объёмное и глубокое повествование о человеческой судьбе. Это – своеобразный моноспектакль, который исполнителю необходимо не только выразительно пропеть – но и прожить во всей полноте его драматических перипетий. Встречи – и разлуки, любовь, которая только кажется настоящей – и растворение этой призрачности в неумолимой правде действительности... Помнится, сам Пётр Ильич в своей замечательной переписке с Надеждой Филаретовной фон Мекк писал, что сочиняет романсы исключительно в периоды кратких периодов «отдыхов» от создания произведений крупных форм. Однако, его особенное проникновение в мир странствий души человеческой настолько выпукло и пронзительно раскрывает драматические таинства судеб, что романсы Чайковского таят в себе не меньшие глубины и тайны, чем его оперы, симфонии. И человеческий голос в сочетании с излучением души сплетается с тканью фортепианного аккомпанемента, который у Петра Ильича не менее весом и важен, чем голосовая партия. Он живет вместе с певцом, он открывает драматургическое действие каждого романса, а когда излучение пения завершается – нередко проживает свою особую жизнь в попытках ответа на многие неясные вопросы бытия и духа... В этом году великому Чайковскому исполняется 180 лет со дня рождения. Подобных вечеров романсов композитора, как и композиций, в которых оживут и его оперные образы – нами предполагается несколько», - рассказывает Андрей Евсеевич. Динамичная жизнь вечера-композиции «Растворил я окно...» представила палитру самых разнообразных романсов великого композитора. Утончённые размышления о жизни и судьбе соседствовали в нём со взрывом чувства, а светлые надежды – с горькими разочарованиями. Явственной была и связь мира некоторых романсов с истоками народного песенного творчества, с исконной напевностью, где радость соседствует со светлой печалью. И можно сказать, что в наши дни редко где можно было услышать и воспринять столь многообразное и многоОбразное соцветие романсов Чайковского. Не менее ценно и другое – каждый из этих романсов был вдохновенно прожит талантливыми исполнителями в каждой фразе и нюансе и донесён до зрителя со всей полнотой искреннего чувства. Понятно, что вечер открылся романсом-«эпиграфом» «Растворил я окно...» в трепетном и интеллектуальном исполнении Рахима Мирзакамалова. Игрой красивейшего тембра своего баритона и искренностью интонаций он передал всю сложность эмоций этого произведения, и задал необходимый тон всему вечеру. Затем он умно и тонко, с необходимой остротой, раскрыл драматический смысл романса-притчи «Легенда» (на стихи А. Плещеева), а ближе к финалу убедил экспрессией и правдой излучения чувств в непростом и сильном романсе «Ночи безумные» на стихи А. Апухтина. Нурмахмат Мухамедов бережно – и в то же время с большим запасом чувства! – проник в сложный смысл романса «Зачем?..» на с тихи Л. Мея. А позднее передал весь ностальгический смысл светлой печали об утраченных чувствах далекой юности в замечательном романсе на стихи Д. Ратгауза «Мы сидели с тобой...». Гульшан Азизовой необыкновенно близка именно лирическая природа образов Чайковского. Именно поэтому в ее исполнении вызвали горячее сопереживание такие два разных романса, как поэтическая «Ночь на стихи Я. Полонского, и солнечно-радостное настроение романса «Первое свидание» на стихи «К.Р» - пожалуй , одного из самых светлых и оптимистичных романсов Чайковского! Анастасия Юдина снова обаятельно и искренне предстала в двух совершенно разных женских образах. В романсе на стихи Я Полонского «Песнь цыганки» (в котором Чайковский услышал «испанский» ритм болеро и особые законы страсти и чувства!) – певица убедительно раскрыла и драматизм разлуки, и горечь расставания, и опасения перед новыми превратностями судьбы. А в романсе-монологе «Забыть так скоро!..» на стихи А. Апухтина Юдина смело и заостренно передала драматизм разочарования во встречном чувстве, которое обмануло, предало. И судьба героини в ее горестных порывах души предстала во всем многообразии нюансов и оттенков... У Надежды Банделет-Голендер были весьма сложные творческие задачи. Ей предстояло передать ностальгию о безвозвратно ушедшей весне и любви в романсе «То было раннею весной...» на стихи Алексея Толстого. А некоторое время спустя с особой простотой и драматизмом поведать о злосчастной женской доле в романсе-песне на стихи И. Сурикова «Я ли в поле где не травушка была...». И певица внятно, достойно и проникновенно подарила притихшему залу эти две совершенно разные истории судеб и душ... Очень порадовала и мастерством, и своим пониманием весьма непростого материала и талантливая творческая молодёжь. Ришат Решитов драматично, со вкусом и без ложного мелодраматизма донес трагический смысл романса на стихи И.-В. Гёте «Нет, только тот, кто знал...», а затем с редкостным для молодого человека проникновением в мир души, уже умудренной перипетиями прожитой жизнью – раскрыл трагический смысл романса «Примирение» (на стихи Н. Щербины). Одним из подлинных открытий вечера стало выступление молодого тенора Бекзода Садыкова. Ему удалось в поразительной мере и действенной убедительности сделать «зримым» не только трагический смысл романса «Корольки» на стихи В. Сырокомли, - но и сыграть своеобразную «монооперу» жизни и перипетий своего героя. По замыслу, герой-казак отправляется на войну. А его невеста просит привезти ей «нитку корольков» - коралловые бусы. Герой по правилам битвы несет гибель, разит, сокрушает. И находит среди разрушений войны желанную «нитку корольков». Он летит домой, стремясь порадовать любимую. И в родном селе встречает похоронную процессию, провожающую в последний путь его возлюбленную Ганну... Вряд ли нужно пояснять, насколько силён и актуален смысл этого романса, редко исполняемого сегодня по причине особой трудности. А молодой Бекзод Садыков сумел проникнуть в самую сердцевину замысла автора – и убедил, что называется – «до мурашков», до глубочайшего сопереживания и катарсиса духа зрителей.. И во втором исполненном им романсе – «Снова как прежде один...» на стихи Д. Ратгауза – Садыков убедил и эмоциональностью, и редкой простотой воплощения этого глубоко драматичного произведения... Елена Шавердова в вечере-композиции органично и предельно остро представила совершенно особую грань романса Чайковского «Кукушка». Светлым гимном вечной любви прозвучало исполнение Галиной Голубковой одного из самых «солнечных» романсов Чайковского на стихи В. Соллогуба «Скажи, о чём в тени ветвей...». И это раскрытие образа любви, как одного из высших даров человеку – создало замечательное настроение. А завершил вечер совершенно удивительный концертный дуэт П.И.Чайковского – «Рассвет» на стихи И. Сурикова. Надежда Банделет-Голендер и Анастасия Юдина подарили его залу с обаянием и редкой правдой чувств, в слаженном ансамбле и по музыке, и по излучению душ. И вот этот образ Зари, увлекающей вдаль, к свету новых чувств и событий в вечном движении Жизни – стал впечатляющим финалом всего вечера. Андрей Слоним, являющийся и автором органичной и оригинальной композиции романсов, совершенно разных по настроению, образности – предстал перед публикой и в своих кратких и ёмких преамбулах к каждому номеру, и в чтении отрывков из замечательной переписки Чайковского с Надеждой Фон Мекк. И все это, как и вдохновенное исполнение стихов, на которые были исполнены другие, не звучавшие в вечере романсы Чайковского – создали совершенно особую атмосферу в зале. Зритель слушал и чутко, и затаенно, а в конце практически каждого номера отзывался на выступление горячими аплодисментами и возгласами «браво!». Людмила Слоним проявила себя в вечере не только как вдохновенный и тонкий ансамблист, чутко улавливающий «движения души» каждого певца, но и как истинный музыкант, достойно воплотивший сложнейшее разнообразие музыки романсов Чайковского. В каждом произведении ощущалась тонкая и детальная проработка очень непростого материала с исполнителями – и стремление выразить «от себя» и музыку, и смысл каждого романса великого композитора. И благодарная публика долго не хотела расходиться, произнося слова признательности за проведение этого прекрасного вечера.
ГУАРИК БАГДАСАРОВА
|
|