Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
12.11.2022 / 20:02:21

Опера "Тоска" в ГАБТе им. А. Навои – новый успех и новая жизнь


Более  полугода прошло с того дня, когда в рамках VI Международного фестиваля «Тошкент Бахори» с большим успехом была показана одна из замечательных опер Джакомо Пуччини -  «Тоска». Участие международных мастеров высокого класса – сопрано Марии Баянкиной, тенора Ивана Гынгазова и гостя из Таджикистана – Заслуженного артиста Сайфулло Юсупова, а также вдохновенное дирижирование маэстро Михаили Синькевича из России в содружестве с нашими солистами, хором и оркестром наполнили этот  спектакль ощущением истинного праздника оперного искусства.

И вот недавно после ощутимого перерыва спектакль  снова был представлен ташкентцам. И, к счастью и глубокому удовлетворению  многочисленной публики –  он состоялся во всей полноте творческой отдачи его участников и с атмосферой нового и живого праздника настоящего творчества.

По мнению специалистов, постановщик  оперы – заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним решил этот спектакль как истинную трагедию обстоятельств, чувств и страстей.  С учетом обаятельных индивидуальных черт и штрихов, привносимых в раскрытие своих образов талантливыми  солистами  театра. Отрадно и то, что каждый спектакль зримо обновляется постановщиком и артистами нахождением новых и новых штрихов и деталей в сценической жизни героев, совершенствуясь на каждом новом этапе встреч со зрителями. При этом необходимо отметить, что опера «Тоска» нуждается в прекрасном высокопрофессиональном пении, сплетенным с органической и насыщенной экспрессией актерской игрой, проживанием каждого момента жизни образа во всей полноте переменчивых ситуаций и чувств. И это в недавнем спектакле , к счастью, удалось в полной мере.

К удовлетворению и зрителей, и самих исполнителей – спектакль энергично «пошёл» буквально с первой ноты звучания оркестра, с первых звуков вокальных фраз. Стремительное пуччиниевское начало без увертюры неким вихрем ввело нас прямо в насыщенное начало событий. Устремились сыщики тайной полиции в погоню за бежавшим из тюрьмы политическим узником Анджелотти. И сразу же сам он – обессиленный, нервный! – появился в интерьере церковного собора в Рима, стараясь укрыться от преследования. Молодой солист Ришат Решитов в своем Анджелотти очень точно и искренне раскрыл правду его образа и в звучании голоса, и в убедительном действии. Тонкое режиссерское построение этого спектакля, преломленное через талант и органику исполнителей воссоздало непрерывное захватывающее действие, за которым увлеченно следили зрители, как в кино ловя каждый момент событий и переживаний героя. Вот Анджелотти скрылся в капелле, открыв ее ключом, оставленным ему высокородной сестрой. Вот характерный и угловатый Ризничий – служитель церкви в исполнении Камолиддина Мухаммадиева то ворчал на неудобства своей службы, то вожделенно смотрел на корзину, в которой была вкусная еда – завтрак художника Каварадосси. А вот и сам Каварадосси в талантливом многокрасочном воплощении Дамира Рахмонова предстал и романтиком, воспевающим красоту и обаяние – и верным и честным другом, самозабвенно спасающим своего друга Анджелотти от нового ареста и неминуемой казни.

 

А когда в собор вошла Флория Тоска  - и  прекрасная, и обаятельная,  и своенравная, и удивляющая переменчивостью красок натуры, и восходящая к истинному героизму духа и жертвенности – то в ярком и многоцветном исполнении Дильбар Салихджановой этот образ пронес через весь спектакль и утонченность, и ранимость, и всплески радости любви, и взрывы отчаяния при встрече со страшными злодеяниями. И Дамир Рахмонов, и Дильбар Салихджанова, прекрасно раскрыв непростую вокальную основу своих героев – органично сплели ее воедино со вдохновенной жизнью своих героев на сцене, горячо и искренне воплотив настоящую любовь и верность – что на сцене является одной из сложнейших задач.

Сложный и противоречивый образ главы тайной полиции барона Скарпиа в этом спектакле уже во второй раз раскрыл талантливый молодой солист Аминзода Жуманиязов. Как и его опытные коллеги, пропустив через особенности своей исполнительской палитры все многоплановые режиссерские задачи – он раскрыл образ многогранно и динамично. Его Скарпиа был и мощен энергетически – как в прекрасном выразительном пении, так и в сложнейшей психологии духа.  Его шеф тайной полиции и деспотичен, и властен, и неудержив в своей страсти к прекрасной Тоске, и малодушен, когда в нежданный для него момент получает смертельный удар кинжалом от Тоски, любви которой он домогался. Так «тройка» главных героев – сама Тоска – Д. Салихджанова, Марио Каварадосси – Д. Рахмонов и Скарпиа – А.Жуманиязов в органичном и точном слиянии пения, выразительной фразы  с каждым моментом духовной, физической и пластической  жизни своих героев – воссоздали истинную «симфонию характеров» в их непрерывном взаимодействии в полном согласии с динамикой композиторской партитуры.

Можно сказать, что персонажей «второго плана» ни в опере Пуччини, ни в спектакле Андрея Слонима не существует. Это четко и внятно сформированный характер в своей правде сценической жизни. О Ризничем – К. Мухаммадиеве уже было сказано. Заметным и выпуклым предстал и сыщик Сполетта в воплощении Отемиса Джуманиязова – и верткий, и энергичный, и смертельно боящийся осуждений своего могучего шефа Скарпиа, и достоверный в раскрытии образа сыщика-проныры. Служакой, привыкшим выполнять приказы предстал и жандарм Шароне в исполнении Хислата Камилова. Характерный образ тюремщика, регистрирующего узников-смертников, уверенно раскрыл совсем молодой Мухаммадали Жураев. А светлый голос юного Пастушка убедительно воплотила в звучании из оркестра  еще одна молодая солистка театра – Бирурдона Маткаримова.Особой похвалы заслуживает хор театра в рельефной сцене торжественного богослужения и в парадной кантате. Уверенно в образах сыщиков, священников, солдат и жандармов выступают артисты миманса.

Спектаклем «ТОСКА» уже во второй раз дирижирует молодой дирижер Аъзамхон Ахмедов. Очень радует, что от спектакля к спектаклю он все глубже и точнее погружается в сложнейшую пуччиниевскую партитуру и старается найти в ней свои краски и штрихи. В целом звучание оркестра в спектакле порадовало, а в ансамбле с солистами и хором – произвело весьма благоприятное впечатление.

Важно отметить редкую атмосферу этого спектакля, в которой сложилось то, что с древних времен именуют «катарсисом». Этим термином именуется  очищение души от восприятия истинно драматического театрального действа. По многочисленным отзывам благодарных зрителей, минут десять в финале не отпускавших исполнителей со сцены -  многие из них искренне сопереживали и с большой эмоциональностью восприняли и весь спектакль, и прекрасную работу в нем каждого исполнителя.

В конце стоит заметить, что регулярность показа спектаклей на сцене нашего любимого ГАБТ имени А.Навои, к сожалению,  стала менее интенсивной – и потому каждый спектакль, а в особенности – вот этот спектакль «Тоска», поставленный и воплощенный на столь высоком уровне –  вызывает редкое ощущение истинной праздничности. И обновляет естественное чувство гордости за наш прекрасный театр, его талантливую труппу и высокие творческие возможности.

 

                                                                             Б.РАХИМОВ

фото Сергея Мартыненко





Другие материалы рубрики

09.11.2022 / 18:58:26

Балет Игоря Моисеева приедет на гастроли в Ташкент. Со специальной программой к 85-летию коллектива он выступит 12-13 ноября во Дворце форумов Узбекистана

10 февраля 2022 года исполнилось 85 лет Государственному академическому ансамблю народного танца имени Игоря Моисеева. С праздничной программой, посвященной этой дате, легендарный коллектив отправляется в этом году на гастроли по России и зарубежным странам Далее...

08.11.2022 / 19:42:57

Студенты из Узбекистана покажут спектакль на фестивале в Москве

Это произойдет на Международном театральном фестивале театральных вузов стран СНГ "ГИТИС Мастер-класс". Он стартует 7 ноября Далее...

08.11.2022 / 19:37:30

Ушла из жизни Заслуженная артистка Республики Узбекистан Элеонора Ивановна Дмитриева

Элеонора Ивановна Дмитриева родилась 8 мая 1937 года в Ташкенте. После окончания Ташкентского государственного театрально-художественного института им.А.Н.Островского в 1960 году она была принята в труппу Ташкентского русского драматического театра им.М.Горького Далее...

05.11.2022 / 21:55:38

Премьера в театре – это всегда праздник!

5 ноября состоялась премьера музыкального спектакля "Ханума (по пьесе Авксентия Цагарели, режиссер-постановщик Заслуженный артист Узбекистана Валихан Умаров, художник-постановщик Сергей Чернов, художник по костюмам Дарья Егорова) Далее...

01.11.2022 / 17:13:16

На сцене ГАБТ им. А. Навои будет представлена опера "Тоска"

"То́ска" — шедевр Джакомо Пуччини по одноимённой драме Викторьена Сарду. В величественных интерьерах дворцов Рима разворачивается история любви оперной дивы Флории Тоски и её возлюбленного художника Марио Каварадосси Далее...





22.12.2024 / 15:11:58
Закончился съемочный период нового фильма Зульфикара Мусакова под рабочим названием "Сны о Фудзияме
 
21.12.2024 / 14:19:38
Снял за 24 часа, покорил навсегда!
 


22.12.2024 / 14:26:22
В рамках Большого фестиваля в честь 10-летия образования Государственного симфонического оркестра Узбекистана под управлением Камолиддина Уринбаева, состоялся концерт Камерного оркестра "Туркистон" с участием музыкантов из США
 
17.12.2024 / 10:52:56
Студенты из Узбекистана покорили сердца уханьцев
 


26.11.2024 / 19:53:05
В Ташкенте состоялся бизнес-форум с участием представителей туристической отрасли Узбекистана и Китая. С 18 декабря 2024 года будет налажено регулярное авиа сообщение между городами Ташкент и Хайнань.
 
24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте