Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж
Театр
Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
25.02.2023 / 15:24:52

По ком пролит бензин!?



А ещё всё время звонит колокол!? И опутаны наши дома - от чердаков и «до самых, до окраин» бикфордовыми шнурами!? И газеты, газеты, газеты (читайте: «новости, слухи, сплетни»)… ну разве только для «крайней нужды»!? Эти и многие другие - проклятые современностью вопросы были заданы постановщиками на сдаче спектакля «Бидерман и поджигатели» М.Фриша в театре-студии им. Б. Юлдашева «Дийдор» 24 февраля 2023 г. Прежде всего режиссером этого трагифарса - Барзу Абдураззаковым.


Не буду пересказывать сюжет пьесы и биографию драматурга, оставив это занятие тем умелым театральным критикам и бойким рецензентам, кто более дружен с Википедией. Остановлюсь на своих впечатлениях. Очень актуально. Прямо про нас. Бидерманов и Бидерманш. Бидердочек и Бидерсыновей. Бидерсоседей. Импровизационно-стремительно сыгранное актёрами- немногочисленными персонажами и сдержанно и личностно переданное Рассказчиком – Анваром Хамрокуловым.

 И тут дело даже не в перенесении места действия в среднеазиатский быт, а про время. Одно на всех. Вообще одно. Закольцованное, крутящееся пошлым мотивчиком винилового регтайма. Вернее того, - бегущее по кругу, как в цирке, из которого Поджигатель Джурабека Арзиева попадает в дом обычного, узнаваемого и понятного нам всем обывателя, Бидермана – Фархода Абдуллаева. И начинает шаг за шагом, звук за звуком, взгляд за взглядом завладевать этим мирком бюргерских газет, еды и разговоров. Всеми «Страхами и отчаяниями Очередной Империи». Которая, кстати если и сопротивляется, то очень …опереточно, что ли.

И дело не в том, что Поджигатель невероятно … Нет не то слово… Фантастически умело…Уже теплее…Гениально ловко, вот! Гениально ловко завоёвывает себе место под абажуром , за столом и в жизни Бидермана, виртуозно играя на слабых, сильных – на всех чувствах хозяина дома. Целый каскад эмоций, ужимок, интонаций и ещё того, чему не могу подобрать слова, потому что они блеклы, обрушивается на голову жертвы. А всё дело в том, что она, эта Империя, беспомощно, без единого выстрела, без первой крови тут же капитулирует, сдувается, исчезает на наших картах. Сдаётся, даже не попытавшись что-то предпринять для защиты города от роковых Поджигателей. И при этом кормит. И отдаёт чердак для проживания, сама готовая терпеть шум и неудобства. А главное – соглашается, боится, слушается и не вызывает полицию и пожарных. И становится от этого соучастником будущей трагедии. И сам хозяин, и его невольные подельники. Вечно трясущаяся от страха Жена – убедительная и бесстрашно фарсовая Хуршида Арабшоева. И Дочь, вначале имеющая еще свой голос, но потом подмятая и обезличенная , точная в любых мелочах и выразительная в любых оценках событий Ирода Касымова. И этот чужой с улицы, несчастный борец из сгоревшего цирка, которого просто захотели пожалеть и приютить, накормить, напоить… буквально начинает командовать своим парадом-алле.
Он, бесспорно талантливый во всем, от высоких, трибунных речей до животного чревоугодия, прямо на наших глазах перерождается, рождается, вырождаясь в своей циничной простоте и обезоруживающей наглости. Сам становиться Хозяином дома, вместо Бидермана. Толстой и мерзкой вершиной пищевой и социальной цепочек. И уже на этих, новых правах приглашает Второго Поджигателя в уже свой мир. (К слову сказать удачно и выразительно организованный сценографом Доно Ганиевой и художником по костюмам Севарой Зуннуновой). Пусть даже и на чердак, на который ещё и взобраться надо. Но там, на чердаке, среди старых книг, ненужных вещей и прочего хлама даже лучше. Удобнее растягивать тот самый бикфордов шнур среди канистр и бочек с тем самым 91-ым бензином под те самые слухи и страхи бывшего хозяина бывшего дома. Бывшего Бидермана. И здесь тон задаёт уже второй Поджигатель. Умный. Расчётливый. Волевой. Харизматичный герой, увы, нашего времени. Такой, какому хочется с первого слова верить и беспрекословно подчиняться. Юлдуз Раджабова в этой роли пугающе убедительна и зловеще обаятельна. Резкие жесты, акцентированный взгляд безжалостных глаз, безапелляционный тон и еще множество точно найденных, но при этом живых, реакциях и проявлениях образа.


И потом уже не спрашивайте, по ком звонил весь спектакль колокол. И один раз пугающе выла пожарная сирена. И долго и искренне хлопали как- то враз опечаленные зрители. По мягкотелому и недалёкому Бидерману? По его трусливой Жене и его нерешительной Дочке? По теням «забытых предков» - погибших или погибающих соседей, в эпизоде с Зафаром Кутлимуродовым и Эльмирой Ибрагимовой. Даже по этим двум вероломным Поджигателям? Не хотелось бы думать, что по нам. Ещё не по нам…


P.S. А может так и надо? А может они-мы-все, Бидерманцы, заслужили этот огонь? Потому что молчали, там, где надо было кричать. Потому что пели, там, где надо было драться. Потому что не помогали соседям, думая отсидеться в своём мирке. Думаю, Барзу Абдураззоков точно знает ответы на эти вопросы. И актёры «Дийдора» уже знают. И зрители, если придут на трагифарс «Бидерман и поджигатели» по М.Фришу тоже могут узнать. Главное успеть. И здесь многое зависит уже от длины бикфордова шнура…


Александр Кудрявцев





Другие материалы рубрики

21.02.2023 / 18:10:33

Репертуар ГАБТ им. Алишера Навои на март-2023

Репертуар ГАБТ им. Алишера Навои на март-2023 Далее...

21.02.2023 / 11:14:48

Государственный академический русский драматический театр Узбекистана. Афиша на март

Март 2023. Репертуар театра Далее...

16.02.2023 / 18:52:18

"Другие Звери" проснулись после длительной зимней спячки. И это было очень интересно

Пробуждение случилось при аншлаге в зале Греческого Культурного Центра. Полтора с небольшим часа спектакля "Февраль" пролетели на одном дыхании, вызывая разные чувства и эмоции Далее...

15.02.2023 / 10:26:06

В Ташкенте с большим успехом проходят премьерные показы трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет"

Это одна из самых известных и знаменитых пьес в мировой драматургии, написана Шекспиром в 1600—1601 годах. В ней 4042 строки и 29 551 слово. Место действия пьесы — Дания, где принц Гамлет мстит своему дяде Клавдию за убийство отца, совершённое с расчётом занять престол и жениться на его матери - Гертруде Далее...

14.02.2023 / 19:37:17

"ДРУГИЕ ЗВЕРИ" представляют: "ФЕВРАЛЬ"

ПРОГРАММА СПЕКТАКЛЯ Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте