Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
08.04.2024 / 11:52:27
На сцене Театра -студии "Дийдор" им. Баходыра Юлдашева с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе Фридриха Дюрренматта "Авария"В пьесе «Авария», созданной писателем в 1955 году, гротескность и парадоксальность происходящего не вызывает никаких сомнений. Успешный деловой человек случайно ужинает в компании четырех довольно солидных пожилых людей из сферы юриспруденции, ныне пенсионеров , которые втягивают его в свою игру по расследованию серьезного преступления. И делают это так хитро и изворотливо , что это кончается добровольной гибелью этого человека... Но как это сделано в «Дийдоре» это надо видеть воочию. Здесь зрителя ожидает много неожиданностей. Во-первых, спектакль поставлен на самом достойном уровне известным кинорежиссером Джахонгиром Касымовым, в нем роли играют и очень хорошо известные киноактеры Карим Мирходиев (Трапс), Адбухалил Мингноров(прокурор), актеры Фарход Абдуллаев ( судья), Эгамберды Рахимов (адвокат), Аваз Бекмуратов( Пиле) и очень запоминающаяся в роли служанки Хуршида Арабшоева (Симона). Чувствуется в спектакле и уже очень опытная рука художественного руководителя постановки , руководителя студии Дийдор» Бабура Юлдашева. А теперь немного о самом Ф.Дюрренматте и пьесе «Авария». Фридрих Райнхольд Дюрренматт ( 5 января 1921— 14 декабря 1990) , известный в мире швейцарский немецкоязычный прозаик, драматург и публицист. Один из крупнейших писателей послевоенной Европы, Дюрренматт является автором многочисленных романов, главным образом детективных, повестей и рассказов, но наиболее широкую известность он завоевал как драматург. Его пьесы «Ромул Великий» (1949), «Визит старой дамы» (1956), «Физики» (1965) и другие обошли многие сцены мира. Сочинения Дюрренматта изданы более чем на 40 языках. Он не раз номинирован на Нобелевскую премию по литературе. Главный герой спектакля Альфредо Трапс, единственный представитель фирмы «Гефестон» в Европе, проезжает по небольшой деревушке и прикидывает, как он будет разделываться со своим деловым партнёром, который хочет вытянуть у него лишние пять процентов. Его машина, новенький «студебеккер», глохнет недалеко от автомастерской. Он оставляет машину механику, чтобы забрать ее на следующее утро, и отправляется на ночлег в деревенскую гостиницу. Все гостиницы, однако, заняты членами союза животноводов. По совету хозяина одной из них Трапс отправляется в дом господина Верге, который берет постояльцев. Судья Верге охотно соглашается приютить его на ночь, причём совершенно бесплатно. В доме судьи сидят гости, отставные служители закона: прокурор Цон, адвокат Куммер, господин Пиле. Судья Верге просит свою служанку Симону пока не готовить комнату для гостя, поскольку каждый гость в его доме занимает комнату в зависимости от своего характера, а с характером Трапса он ещё не успел познакомиться. Судья приглашает Трапса к столу, на котором накрыт роскошный ужин. Он сообщает Трапсу, что тот своим приходом оказал ему и его гостям огромную услугу, и просит его принять участие в их игре. Играют же они в свои бывшие профессии, то есть в суд. Обычно они повторяют знаменитые исторические процессы: суд над Сократом, процесс Жанны д’Арк, дело Дрейфуса и так далее. Однако лучше у них получается, когда они играют с живым объектом, то есть когда гости предоставляют себя в их распоряжение. Трапс соглашается принять участие в их игре в единственно свободной роли — в роли обвиняемого. Правда, сначала он удивлённо спрашивает, какое же преступление он совершил. Ему отвечают, что это несущественно, преступление всегда найдётся. Так оно и происходит, Альфредо Трапса доводят до такого состояния, что «обвиняемый» проходит через такое эмоциональное испытание, что уйдя оттуда он решает покончить собой. На состоявшемся после спектакля обсуждении высокую оценку постановке Джахангира Касымова, актеров занятых в нем и работе «Дийдора» дали в своих комментариях известные театроведы Мухаббат Туляходжаева, Владимир Островский, телеведущая Галина Мельникова. С большим вниманием было выслушано выступление после окончания спектакля известного кинорежиссера Зульфикара Мусакова. И вот, что он, в частности, сказал: - Здесь, по-моему, произошло очень важное событие, которое войдет в историю узбекского театра. Я от души рад за своиз друзей и коллег, с которым мы вместе учились. Прежде всего я поздравляю Бабура Юлдашева с появлением на сцене «Диййдора» очень умного , вдумчивого спектакля, который заставляет задуматься о многом . Это дорогого стоит. Я очень рад, что Бабур достойно продолжает дело своего отца , Бахадыра Турсуновича Юлдашева. Это замечательно, что рождается новый, по настоящему театр. Я смотрел и о многом думал. Когда на сцене плохо, я встаю и ухожу. В этот раз все было по другому. Искренне поздравляю с успехом этой постановки моего друга и коллегу Джахангира Касымова. Здесь он преодолевает трудности последних лет работы в кино и заявляет о себе как талантливый театральный режиссер.
Интервью зрителя. Нигора Умарова - Хотела бы выразить свою благодарность Джахонгтр-ака Касымову за такую оригинальную постановку спектакля «Авария». Она заставляет о многом задуматься . Если вспомнить и другие спектакли в «Дийдоре», то по моему мнению это одна из самых лучших. Очень впечатляет игра всех актеров, которые заняты в этом спектакле. И за это им большое спасибо. Все о чем говориться в нем глубоко затрагивает души и сердца зрителей.
Комментарий Бабура Юлдашева - Мы всегда рады пригласить к нам в театр очень талантливых людей со стороны, которые могут порадовать хорошими постановками. Так получилось и в этот раз. Это для него дебют в театре. Он первый раз поставил спектакль и оправдал все наши ожидания. Большое ему спасибо. И наша благодарность всем, кто участвовал в этой дискуссии , которая нам очень поможет в нашей дальнейшей работе.
Комментарий режиссера Джахонгира Касымова - Было очень интересно для меня поставить этот спектакль. В нем поставлены очень важные вопросы жизни и поведения человека в самых сложных ситуациях. Все высказанные здесь сейчас мнения и пожелания мы приняли к сведению и это найдет отражение в нашем спектакле. Ия уже представляю как это можно и нужно сделать.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz
|
|