Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
06.07.2025 / 19:33:21
"НАЕДИНЕ С МОЕЙ ДУШОЙ…": К 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ИВАНА КОЗЛОВСКОГО![]() В 2025 году исполнилось 125 лет со дня рождения И.С. Козловского – выдающегося певца, деятеля культуры, солиста Большого театра, исполнившего на прославленной сцене все главные партии лирического тенора. При поддержке Министерства культуры России и содействии ВЭБ-центра в этом году проводится много мероприятий в ознаменование этого юбилея: концерты, выставки, телевизионные передачи. Одним из ярких событий в музыкальной жизни столицы стала постановка избранных сцен из оперы Чайковского «Евгений Онегин» в доме-музее К.С. Станиславского в Москве и в усадьбе Г.Р. Державина в Санкт-Петербурге. Эта опера одна из самых знаковых в творчестве певца – образ Ленского, созданный И.С. Козловским и трепетно пронесенный им сквозь долгую творческую жизнь, является одним из наиболее любимых у публики образов, созданных могучим и неповторимым даром певца, артиста и философа. Итак, решено было назвать новую постановку «Наедине с моей душой…». Это и цитата пушкинской строки, и, конечно же, образ, пронизывающий саму суть и смысл всего проекта. И Ленский, и Онегин, и Татьяна, Ольга, да и другие персонажи «Евгения Онегина» часто остаются наедине со своими душами в моменты принятия новых, поворотных решений в своей судьбе. И по-разному стараются найти путь, который представляется им верным. «Обращаясь к воплощению «Евгения Онегина» на сцене далеко не в первый раз в своей жизни», говорит постановщик спектакля А.Е. Слоним – известный режиссер ГАБТ им. А. Навои Узбекистана, Заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан: - «мне хотелось и в этом вокально-сценическом решении избежать неких сложившихся во многих спектаклях уже примелькавшихся «средних эталонов» образности героев. Хотелось обойтись без «странной» Татьяны с книжкой, без щебечущей и суетливой пустоватой Ольги, без нарочито «холодно-безразличного» Онегина, без наивно отрешенного от действительности Ленского, без ограниченно-мещанистой Лариной… Хотелось вникнуть еще и еще раз в потрясающе глубинную суть музыкальной драматургии Чайковского и попытаться разгадать черты характеров и логику поступков каждого из героев, а талантливые молодые певцы-артисты помогли воплотить это с позиций наших дней, современной психологии и стремления раскрывать вечные человеческие проблемы несоответствия грёз с реалиями жизни и ее иными законами… «В процессе работы над спектаклем или концертом я всегда иду по законам музыкальной драматургии автора - но непременно исходя из индивидуальных особенностей исполнителя», - говорит режиссер А. Е. Слоним. «То есть - конструкция спектакля прочная, точная, но нюансы внутри нее утончённые и гибкие, и в деталях исполнение одной партии другим исполнителем в моем методе даже может отличаться и по штрихам и психологическим краскам, и по пластике - ведь то, что органично для одного исполнителя или исполнительницы весьма часто оказывается неприемлемым для солиста иного состава. И надо искать правду образа сугубо индивидуально, но в рамках общей концепции спектакля. Это – интереснейший процесс, который я ценю выше результата, ибо процесс – движение, постижение, а результат, пусть и благодатный – это точка, вслед за которой необходимо новое движение вперед.» И эта работа удалась, все участники прекрасно справились с воплощением своих персонажей: Бегзот Садыков, солист ГАБТ им. Навои – с ролью Ленского, Максим Шабанов – Онегина, София Проскурякова (правнучка И.С. Козловского) – с ролью Татьяны, Апполинария Фролова (в Санкт-Петербурге), Дарья Гудыма (в Москве) – Ольги, Диана Гафарова – Лариной, Франсуа Модеме – Трикке, Артем Алешин (в Санкт-Петербурге), Глеб Асадчих (в Москве) – Зарецкого, приглашенная солистка ГАБТ Анна Викторова – с ролью Няни. В постановке в Москве качестве дирижера участвовал профессор Московской консерватории Станислав Дяченко, концертмейстер в обоих спектаклях – Людмила Духан. Необходимо отметить, что в отличие от модных «современных прочтений», данная постановка является классической, и даже костюмы, предоставленные Санкт-Петербургским Пушкинским фондом, максимально соответствовали той эпохе. Талантливые художники Катерина Матлина и Ксения Духалина – финалисты Международного конкурса дизайнеров и модельеров на лучший образ героев А.С. Пушкина «Пушкинский бал», который прошел при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, участвовали в московской и петербургской постановке лично помогали артистам за кулисами. Но и в классической постановке Онегина, осуществленной А.Е. Слонимом, можно заметить некоторые интересные новые решения. Например, сраженный пулей на дуэли Ленский делает несколько шагов и падает на руки к Онегину, что делает сцену еще более трагичной, или Татьяна, услышав реплику Онегина про «дядю самых честных правил» с удивлением отшатывается, делая пару шагов назад, так как ее чистая душа не способна воспринять циничный рассказ об умирающем родственнике. Или Зарецкий на словах «не разойтись ли полюбовно» подходит вплотную к дуэлянтам и делает жест рукой, приглашая их к барьеру, и видно, что он считает отказ от дуэли проявлением «слабости». Очень органично вписались герои оперы в интерьеры знаменитой усадьбы Г.Р. Державина. Это и просветленная, ждущая чего-то необычайного Татьяна, и оценивший ее незаурядность, но пытающийся скрыться за разящей ироничностью Онегин, и пылкий, ранимый, но мужественно идущий по своему роковому пути Ленский, и непринужденно веселая, ироничная, обаятельная, но бессильная перед бурей обстоятельств Ольга, ностальгически озаренная не сбывшимися грезами юности Ларина, мудрая и добрая Няня, отнюдь не комически-нелепый, а изысканно-галантный Трике, прямолинейный педант Зарецкий, непременно желающий, чтобы дуэль во что бы то ни стало состоялась без любой попытки примирений. Министр культуры Российской Федерации О.Б. Любимова прислала приветствие в связи с состоявшимся спектаклем в Санкт-Петербурге: «Приветствую участников и гостей международного проекта постановки лирических сцен оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского! Эта яркая петербуржская премьера объединяет в себе три значимых даты: прошедшее 225-летие А.С. Пушкина, 185-летие П.И. Чайковского и 125-летие И.С. Козловского. Жители и гости города смогут насладиться творчеством выдающихся исполнителей. Отрадно, что в вечере «Наедине с моей душой…» принимают участие молодые таланты, представители нового поколения. Это пример живой преемственности, знак верности высоким идеалам служения искусству, на которые опирается российская культура». От имени Правительства Санкт-Петербурга интернациональный состав участников приветствовал председатель Комитета по внешним связям Е.Д. Григорьев: : «…Интернациональный состав творческого коллектива под художественным руководством режиссера Андрея Слонима – яркое свидетельство того, что творчество Пушкина и Чайковского давно вышло за границы России, став частью мировой культуры. Их произведения находят отклик в сердцах людей разных стран, языков и поколений. «Евгений Онегин» — это не только национальная гордость, но и универсальное произведение, в котором каждый может узнать себя. Сегодня, на этой сцене, мы вновь прикоснемся к тайне человеческих чувств, отразившихся в пушкинских строках». Перед началом спектакля всех очень тепло приветствовал С.М. Некрасов – Президент Всероссийского музея А.С. Пушкина: «Нам очень приятно, что этот спектакль, который уже прошел в Москве и который вызвал огромный интерес, и стал уже событием в культурной жизни страны, становится и событием, включающим город Санкт-Петербург. Здесь в Петербурге, конечно же, все звучит по-иному, поскольку Петербург — это тоже одно из действующих лиц той самой оперы «Евгений Онегин», того романа в стихах «Евгений Онегин», которые создали гении нашей культуры…» Гастроли проекта и выступление артистов в Северной Венеции прошли при всесторонней поддержке Всероссийского музея А.С. Пушкина, Санкт-Петербургского Пушкинского фонда и Комитета по Вешним связям СПБ. Постановка в Санкт-Петербурге прошла с большим успехом, и, можно сказать, на одном дыхании, зрители долго не отпускали участников. В подарок от спонсора Вэб-Центра все участники получили памятные медали, специально выпущенные к 125-летию И.С. Козловского. Спектакль занимает чуть более часа, не требует много декораций и оркестра и является прекрасным решением для первого живого знакомства с оперой как для взрослых, так и для детей. Благодаря тому, что постановка состоялась на необычной сцене – усадьбе Державина и действие развивалось буквально в нескольких шагах от зрителей, ощущался эффект присутствия, и все почувствовали себя участниками событий бессмертного творения Пушкина. Хочется пожелать этой постановке успешной дальнейшей реализации на различных площадках нашей страны! Анна КОЗЛОВСКАЯ-ТЕЛЬНОВА МУЗЫКАЛЬНЫЙ КЛОНДАЙК, информационное агентство и издание
| ![]() |
![]()
|