Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
17.07.2021 / 17:29:58
Мнение Али Хамраева. Все фильмы в гости к нам!Режиссер-классик Али Хамраев уверен, что Ташкентский кинофестиваль «всколыхнёт болото». В Агентстве кинематографии Узбекистана состоялась официальная встреча по случаю возобновления Ташкентского международного кинофестиваля «Жемчужина Шелкового пути». В мероприятии участвовали чиновники, специалисты в области кино, известные кинематографисты, представители СМИ. В ходе встречи участники обсудили программу фестиваля и его проведение. Фестиваль, который проводился с 1968 по 1997 год, возрождается по решению президента Узбекистана. Он состоится уже осенью — с 28 сентября по 3 октября 2021 года, и в последствии станет ежегодным. Своими надеждами на возрожденный и обновленный кинофорум с «Ферганой.Ру» поделился известный кинорежиссер, живой классик советского, узбекского, российского и мирового кинематографа Али Хамраев. — Я чрезвычайно рад тому, что принято постановление президента Республики Узбекистан о возрождении Ташкентского международного кинофестиваля. Рад, прежде всего, потому что без фестивалей, без общения кинематографистов Центральной Азии, Кавказа, России, Прибалтики, «дальнего зарубежья» наблюдается застой, а потом образуется просто болото. Происходит такая вещь: все хвалят друг друга в узком кругу, у всех есть свои группировки критиков, коллег, которые всегда поддержат твой бездарный фильм. Высокоидейный, патриотичный фильм, но абсолютно бездарный по исполнению — с очень средними актерами, с какой-то проблемой, высосанной из пальца, и технически очень слабо исполненный. Это трагедия не только узбекского кино, но и многих кинематографий стран бывшего Советского Союза. Фестиваль, конечно, всколыхнет это болото. Когда приедут мастера из Центральной Азии, из Европы, из Африки, из Америки вдруг залетит какая-нибудь звезда кинорежиссуры, операторского мастерства или актер, то это встряхнет моих коллег, и можно будет увидеть уровень, на котором сегодня находится кино Узбекистана. У наших проблем есть объективные причины. Десятилетиями существовала очень жесткая цензура. Шаг влево, шаг вправо — и ты лишаешься постановок, лишаешься будущего. Но — пришла пора развиваться. Мне еще Микеланджело Антониони говорил: фестивали существуют для молодежи, чтобы они показывали и обсуждали свои фильмы, и у них вырастали крылья для полета в мире кино. «А нам зачем? Тебе нужны премии? — спрашивал он. — Мы с тобой уже знаем себе цену, — говорил Антониони в 1976-м году. — Мы должны радоваться тому, что встретились, познакомились, подружились...». — Али Иргашевич, успеют ли в Ташкенте качественно подготовиться к фестивалю за такой короткий срок? — Дай Бог здоровья оргкомитету и штабу фестиваля, их ждет колоссальный труд — ведь, в самом деле, осталось каких-то два-три месяца для подготовки к мероприятию. Я думаю, что если фестиваль пройдет хотя бы на четверку — то станет популярным. Хотя бы потому, что будут новые фильмы, новые лица из разных стран приедут в не только в Ташкент, но и в Бухару, Хиву, Фергану, Андижан, будет колоссальный праздник. Не скажу, что я ожидаю какого-то грандиозного успеха от фестиваля, который откроется 28 сентября. Я просто жду, что соберутся коллеги, которые смогут прилететь, преодолеть эту сложную эпидемиологическую ситуацию, в которую попал мир, и в более-менее спокойной обстановке в Узбекистане может пройти очень нужный, очень симпатичный кинофестиваль. В любом случае — народ ждет! Народ заполнит кинотеатры, парки, скверы, везде будут установлены экраны, и все события фестиваля будут передаваться и там, и по телевидению онлайн! — Кого вы хотели бы видеть среди гостей фестиваля? — Из известных мировых режиссеров я бы, конечно, хотел видеть на фестивале моих друзей — Рому Балаяна с Украины, Эльдара Шенгелая из Грузии, прекрасного нашего сценариста Рустама Ибрагимбекова, коллег из России. И, конечно, интереснейших новых, молодых режиссеров из Америки и Европы! Ну, а если пара-тройка звёзд прилетят, чтобы в сентябре — в пору изобилия в Узбекистане — побывать в Самарканде и Бухаре и попробовать наши фрукты, то увидят искренние улыбки узбекистанцев, которые соскучились по кинофестивалю и очень ждут в гости своих зарубежных друзей! — Какие узбекские киноленты последних лет вы бы отметили, как достижения? — Две тысячи восемнадцатый год был очень плодотворным для узбекского кинематографа. «Горячая лепешка» Умида Хамдамова получила много наград, это — действительно хороший фильм. Короткометражка «Чай» Шокира Холикова неплохо показала себя на международной арене. Лента «Стойкость» Рашида Маликова, которая мне очень нравится, была показана на Московском международном кинофестивале и получила там приз. Отличный фильм, который точно можно было бы показать на грядущем фестивале — «Две тысячи песен Фариды» режиссера Елкина Туйчиева (2020 год). А больше за последние три года, честно говоря, я не видел и не слышал о чем-нибудь интересном. То есть, возникла какая-то пауза. Впрочем, я знаю, что идет активная работа и руководство Узбеккино (ныне — Государственное Агентство кинематографии. — Прим. «Ферганы») старается шагать в ногу со временем. — Что такое массовая кинопродукция в Узбекистане в настоящее время? — В кино пришел большой отряд молодых ремесленников, особенно, в частные киностудии. Они узнают какие-то кинематографические азы — крупный план, средний план, общий план... Ставят камеру на тележку с рельсами, освоили стэдикам, особенно обожают снимать с дрона — только и видишь сверху снятые улицы, погони, даже диалоги героев. Это все такое примитивное освоение профессии. А об актуальных проблемах современного Узбекистана эти режиссеры не рассказывают. Используют заезженные, использованные темы: злая тёща, неравный брак, молодая девушка полюбила парня из богатой семьи, и вот, пожалуйста, готов шекспировский конфликт. Думаю, это такая временная болезнь, которой болеют многие кинематографии Центральной Азии. Это пройдет скоро, и в кино придет новая волна талантливых, интересных авторов. Надеюсь, что даже из тех фильмов, что сейчас в запуске и монтаже, могут появиться интересные работы.
|
|