Он посвящен теме раскрепощенной женщины Востока в тридцатые годы прошлого века.
Во все времена образ женщины неизменно присутствовал в мировой культуре, выполняя не только важные эстетическую задачу, но и являясь одновременно своеобразным индикатором общественных настроений. Динамика исторических процессов и современной жизни вносит новые нюансы в понимание феномена женской природы. Фильм «Узбекская Мадонна» рассказывает современному зрителю как женский образ социально и психологически становится более разнообразным и глубоким. Возможность использования широкого архивного киноматериала в качестве основного источника позволило проследить за становлением и трансформацией женских образов в узбекском кинематографе. Особенность фильма состоит в том, что он не только выступает в качестве отдельного произведения киноискусства, но и сам становится механизмом воздействия на зрителя.
Сын выдающегося узбекского кинорежиссера Шухрата Аббасова Эльджон не только возглавляет национальный кинофонд, но и продолжает дело своего незабываемого отца. «Узбекская мадонна» его новая киноработа. Она снята на основе уникальных документальных кадров прошлых лет, собранных в Кинофонде по совместному сценарию Э. Аббасова и доктора искусствоведения Нигоры Каримовой. Тщательным изучением истории узбекского кинематографа мы занимаемся уже много лет, в том числе поиском этих материалов и их реставрацией, рассказывает Эльджон Шухратович. Красной нитью в нем проходит образ узбекской женщины тех лет, устремившейся к новой жизни, несмотря на все имеющиеся проблемы. Исторические факты свидетельствуют о том, что в 20-30-е годы ХХ века погибло более двух с половиной тысяч женщин и девушек, снявших чадру. В фильме представлен образ великого узбекского режиссера-кинодокументалиста Малика Каюмова, рассказывающего о том, что особенно трудно было женщинам , если она выходила на сцену.
Глубокому раскрытию темы в картине способствует уникальная фотография сделанная выдающимся фотохудожником тех лет Максом Пенсоном, которая называется «Узбекская мадонна». В ней представлен впечатляющий образ очень красивой , молодой узбекской женщины, которая уже без чадры и кормит ребенка. В 1937 году эта фотография удостоена Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Это был большой, можно сказать, неописуемый успех гостей из Узбекистана. О том, как все это было, роли советской пропаганды для скорейшего достижения поставленных целей в фильме рассказывают эксперты - историк кино Нигора Каримова, краевед Борис Голендер, художник Шавкат Абдусалямов.
Б. БОРИСОВ