Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр
Кинопром
Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
23.11.2025 / 12:03:15

В Центре бухарских евреев Нью-Йорка состоялся премьерный показ фильма известного узбекского режиссера Али Хамраева "Исповедь сиреневого ветра"


Вечер открыл вступительным словом  главный редактор газеты  THE BUKHARIAN TIMES Рафаэль Некталов.

Asia Society в партнерстве с Anthology Film Archives с 20 по  23 ноября 2025 года в Нью-Йорке представляют  первую ретроспективу одного из корифеев узбекского и советского кинематографа Али Хамраева, которая пройдет в присутствии режиссера.

Критик и режиссер Кент Джонс называет Али Хамраева (род. 1937, Ташкент) “гигантом” узбекского кино, чья любовь к этому искусству ставит его в один ряд с такими мастерами, как Уэллс, Годар и Скорсезе. Хамраев — один из величайших современных режиссеров, чьи работы на глубоко поэтическом, личном стиле, во многом напоминающем его друзей и коллег Сергея Параджанова и Андрея Тарковского.

Пять фильмов, представленных на первой посвященной Хамраеву ретроспективе в Нью-Йорке. Белые, белые аисты, 1966, Без страха, 1971, Седьмая пуля, 1972, Человек уходит за птицами, 1975, Я тебя помню, 1985

Али Хамраев и актриса Гуля Ташбаева  присутствовали  на сессии вопросов и ответов после показа фильма.

Спонсоры Роман Кайков, Центр бухарских евреев Нью-Йорка.

Информационные спонсоры The Bukharian Times, RTVI US                                                          

После мировой премьеры на Роттердамском кинофестивале его показ состоялся в Алматы. “Я не хоронил Параджанова”, — говорит режиссер в самом начале фильма. А гроб с телом Параджанова плывет над многотысячной толпой в Ереване. Под высоким небом, которое он и называл домом. Как заметит Роман Балаян, этот человек никогда и не жил на земле. И вот уже сам Параджанов весело рассказывает о вполне себе драматичном земном детстве, как родители при обысках бриллианты прятали у него во рту. И сразу байка — как он был тенором и даже всерьез думал о певческой карьере. Все это почти правда, но перевязанная серебряной нитью его воображения, рассыпанная в природе его бурлескного дарования.

Фильм как исповедь замечательного режиссера Али Хамраева, как признание в любви к другу и гению, создающему творения без срока давности, существующему вне времени и пространства.

С Параджановым Али Иргашалиевич общался и дружил с 1985-го, когда Хамраев принимал его в Ташкенте.

Армянин, родившийся в Тбилиси, учившийся в Москве, работавший в Киеве и Закавказье, классик украинского, грузинского, армянского кино. Художник мира, ломавший стереотипы и границы — между искусствами и странами.

Хамраев не снимает юбилейный байопик (в прошлом году мир отмечал столетие гения). Он просто собрал талантливых друзей, коллег и последователей: оператор Юрий Клименко, который снимал параджановскую “Легенду о Сурамской крепости” — предание персидской Грузии ХIII века, режиссеры и друзья — Роман Балаян, Ираклий Квирикадзе, Артавазд Пелешян, фотограф Юрий Мечитов (это его снимок — летящий Параджанов, превратившийся в символ), Андрей Хржановский. В дружеский круг мастеров входил и Андрей Тарковский. Это связь близких, которую не разорвать ни временем, ни арестом, ни смертью.

Съемки почти без денег, камеру дал сын Балаяна. Через знакомых и соцсети отыскивали редкие фото, старые кадры, видеосъемки, уникальную хронику (например, запись роттердамской пресс-конференции Параджанова в 1988-м, когда он впервые вырвался за границу после освобождения из тюрьмы).

Их воспоминания, байки самого Параджанова, хроника, анимация сшиваются в причудливый узор судьбы. Истории художника, не вписывающегося, выламывающегося за любые рамки, творящий свою судьбу по наитию, создающий параллельную душной реальности воздушную жизнь. Но и в эту жизнь вторгается травля, изгнание. Унижение. Невозможность работать. Тюрьма.

Разнообразные органы и организации запрещали фильмы, пытались стереть его самого в лагерную пыль. Но он был не похож на жертву системы, даже в тюрьме — в круге последнем — творил из мусора произведения искусства. Например, знаменитые параджановские таллеры. Он вырезал на кефирных крышечках профили великих предков: от Богоматери до Пушкина и Гоголя, превращал их в медальоны (теперь ими можно любоваться в ереванском Музее Параджанова). Один из таких медальонов попал в руки к Феллини. Он отлил по ней серебряную медаль, которая стала главным призом фестиваля в Римини. Ее вручали Милошу Форману, Марчелло Мастроянни.

Отлученный на многие годы от экрана, он и в тюремных условиях продолжал увлеченно рисовать и создавать коллажи.

Как оценить его влияние на кинематограф авторов бывших республик СССР? На того же Али Хамраева, ведь не случайно его философскую сказку “Человек уходит за птицами” обвиняли в параджановщине. В этой легенде столкновение поэзии и презренной прозы, полета мечты — и цинизма материальной выгоды.

Перед нами хроника со съемочной площадки легендарных “Теней забытых предков”. Вот Параджанов показывает актрисе танец. И не останавливает съемки. Сам танцует… с камерой. Он напевает народную песню, вплетенную в партитуру “Теней”, его руки взлетают, а он кружится, будто дервиш.

У него не было национальности. Мог бы снимать не только украинское, грузинское, армянское, но и французское, японское, иранское — всечеловеческое универсальное кино, превращающее каждый кадр в живопись. Какой у живописи язык?

Он говорил, что Бог един. И язык кино — всем понятен. У него не было возраста. Был мудрец и ребенок, для которого не существует пределов притяжения. И клоун.

В фильме вспоминают историю, приезда Жоржа Помпиду с женой в Киев. Помпиду возжелал встретиться с Параджановым. А режиссер устроил целое представление. Когда гости подъехали к его пятиэтажке, вырубилось электричество, лифт не работал. Тут же подученные красавцы-гайдуки подхватили на руки жену Помпиду и понесли на пятый этаж.

На первый взгляд он был неунывающим, насмешливым и сентиментальным, а в действительности очень хрупким, уязвимым.

Есть в фильме рабочие кадры к “Исповеди”, фильму, который мог стать для Параджанова его главным фильмом. Возвращением, как в “Амаркорде”, к пепелищу детства. Элегией о потерянном рае. Даже состоялся первый съемочный день. Он же и последний. Здоровье было совсем разрушено.

Очевидцы рассказывают, что у него был целый мир в голове. Этот мир он и воспроизводил в кино. Просил звукорежиссера найти звук из XVI века — шорох и шепот сиреневого ветра.

 

Лариса Малюкова
Обозреватель “Новой Газеты”
                                                     THE BUKHARIAN TIMES

 

 

 





Другие материалы рубрики

17.11.2025 / 10:58:11

Документальный фильм об узбекском лётчике стал лидером народного голосования в России

Лента "Тайметов. Вестник Победы" победил в опросе движения "Движение первых". 22-минутный фильм посвящен первому узбекскому лётчику Абдусамату Тайметову Далее...

17.11.2025 / 10:17:47

Во Дворце кино им. А. Навои состоялось заседание круглого стола с участием руководителей союзов кинематографистов стран Центральной Азии и Азербайджана

Оно проходила в рамках, состоявшегося в Узбекистане международного конгресса "Центральная Азия : общее духовно-просветительское наследие - общее будущее" Далее...

09.11.2025 / 18:18:37

Начавшийся в Ташкенте кинофорум "Эхо "Евразия-Кинофест" направлен на поддержку молодых талантов и развитие профессионального сообщества в странах ЕАЭС

Об этом говорилось на пресс-конференции, состоявшейся в мультимедийном пресс-центре "Спутник"-Узбекистан Далее...

19.10.2025 / 12:04:28

Смотрите в клубе Retro Film с 22 по 24 октября 2025

Национальный дворец кино, зал #5, начало в 18:30 Далее...

14.10.2025 / 16:15:36

Премьера документального фильма "Узбекистан — страна друзей, страна туризма" в Москве

На Факультете социальных наук в Москве НИУ Высшей школы экономики состоялась международная конференция на тему: "Туризм и иные досуговые практики в зеркале социальных наук". Далее...





22.11.2025 / 17:20:57
24 ноября состоится открытие выставки живописи и инсталляций, посвященной 30-летию установления дипломатических отношений между Румынией и Узбекистаном
 
29.10.2025 / 11:02:31
В этом месяце в Ташкенте обратил на себя особое внимание проект фото художника Натальи Ильиной "Тело. Время. Жизнь.". Можно сказать, что он как-то по особому украсил теперь галерею Bonum Factum
 


17.11.2025 / 10:25:11
Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая представил в Ташкенте впечатляющую премьеру оперы "Хан Султан.Алтын Орда" композитора Хамита Шангалиева
 
10.11.2025 / 10:25:09
Фестиваль "Сердца четырёх – 3" завершён: награды, эмоции и благодарности
 


02.11.2025 / 14:36:36
Илон Маск стал отцом в четырнадцатый раз. Топ-менеджер Neuralink Зилис заявила, что родила от Маска четвертого ребенка
 
15.09.2025 / 15:32:12
Сергей Ткаченко о Владимире Высоцком
 


18.10.2025 / 13:00:43
Личные истории, открытия, встречи
 
26.09.2025 / 14:32:30
Литературный диктант в Ташкенте 27 сентября в 13:00 Русский дом в Ташкенте (ул. Юнуса Раджаби, 63)
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2025 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте