Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.06.2014 / 20:55:19
IlkhomCinemaClub: Сумрачный самурай12 июня, в фойе театра Ильхом, состоялся показ фильма японского классика кинематографа Ёдзи Ямады «Сумрачный самурай», основанный на историческом романе Сюхэя Фудзисавы «Бамбуковый меч и другие истории о самураях». Перед непосредственным показом самой картины, прошла презентация на тему «Бусидо – путь самурая», на которой один из организаторов вечера, Сергей Ким, попытался раскрыть зрителю суть самурайства в средневековой феодальной Японии и все тонкости истории и нравов тех времен. Разговор плавно перешел к «кендо» - духовному наследнику фехтовального искусства, чьи корни уходят в традиционные самурайские техники владения мечом «кэндзюцу». Философия «кендо» заключается в идее формирования полноценной личности и твёрдого характера, когда ежедневные тренировки, как тела, так и разума, закаляют волю и тело фехтовальщика. Затем была продемонстрирована боевая амуниция, выглядящая очень специфично, состоящая из одежды, доспехов и бамбуковых мечей «синай», которые, во избежание риска травм, заменяют традиционные клинки «катана». Впрочем, сами «катана» тоже были продемонстрированы. Поэтапный процесс облачения в доспехи и одежду проходит по всем строгим правилам и канонам, установленным ещё во времена зарождения этого фехтовального искусства. Каждый этап требует предельной концентрации и четкости в действиях. Презентация завершилась показом церемонии постановки боя, а так же демонстрацией базовых боевых ударов и приемов «кендо». Хотелось бы отметить, что весь перформанс выглядел великолепно, и лучшее начало для просмотра фильма сложно было придумать. Япония, вторая половина 19 века. Эпоха Эго, как и сегунат Токугава, скоро канут в небытие, уступив свое место реставрации Мейдзи, которая превратит, когда-то отсталую, сельскую страну в одно из ведущих государств мира. Главный герой картины – Сэйбэй Игути, обыкновенный самурай, который работает мелким служащим в клане. Зарплаты рядового бухгалтера, естественно, не хватает, и он, по ночам, мастерит клетки для сверчков вместе со своими двумя дочерьми. Мать детей умерла, у бабушки - старческий маразм. Вскоре, ему приходиться вступиться за сестру друга, которую преследует её бывший муж, и принять его вызов на поединок. И это не последнее испытание, уготованное ему судьбой. Удивительно плодовитому классику японского кино, Ёдзе Ямаде, создавшему к тому времени более 70 кинолент, удалось снять на 72 году жизни, пожалуй, свой лучший фильм. Все жанровые клише, использованные во время съемок сотен «тямбара» (самураский фильм), начиная от третьесортных нищевых проектов, и заканчивая гениальными шедеврами («Семь самураев» Акиры Куросавы), были отброшены. Это кино, скорее, неторопливая история жизни «маленького человека», чем наглядное полотно нравов средневековой феодальной страны. Тот случай, когда любовь японских интеллектуалов к Чехову и Достоевскому вылилась в выдающуюся авторскую визуализацию. Аутентичный, колоритный антураж местного быта, вкупе с вкрапленной точечной мозаикой персонажей и их характеров, являются самыми сильными сторонами киноленты, дающими наибольшее чувство вовлеченности в процесс просмотра. Драма о человеке, чьи мечты о спокойной семейной жизни, разбиваются вдребезги о понятия долга и чести, культивирование которых возведено в ранг абсолюта. Идея о приоритете жизни над заученными догмами рождает кульминационную мысль Сэйбэя Игути: «Чтобы победить, я должен быть в совершенно дикой ярости и с глубоким презрением относиться к собственной смерти, а я к этому не готов», где катарсис видится в проблесках свинцовых туч, из-за которых пробиваются бесконечные лучи солнечного света. Целиком и полностью японская философская картина, нарративом опровергающая суть своего названия, которая, априори, отвечает на вопрос человечества в лице индивидуума: «Быть или не быть?». Тот самый случай, когда из двух зол выбирают большее. Тимур Худойбердыев Источник фотографий: IlkhomCinemaClub.
|
|