Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
24.01.2020 / 19:16:54

Полвека в мире камерного инструментального ансамбля


Заметным событием в жизни столицы республики стал концерт студентов и выпускников класса камерного ансамбля доцента кафедры камерной музыки и концертмейстерского мастерства Государственной консерватории Узбекистана Анны Генриховны Грингоф, состоявшийся в Органном зале консерватории.

Этот концерт был посвящён полувековой творческой деятельности известной пианистки и педагога, мастеру камерного ансамблевого искусства Анне Генриховне Грингоф, с именем которой связано развитие музыкального исполнительства и педагогики Узбекистана. С 1970-го года и по настоящее время Грингоф ведёт класс камерного ансамбля в консерватории, органично сочетая камерно-ансамблевую педагогику с концертно-исполнительской практикой. Получив отличное музыкальное образование в Латвийской государственной консерватории имени Язепа Витола в классе специального фортепиано профессора Германа Израильевича Брауна, она продолжает и развивает традиции этого замечательного пианиста и педагога, творчески претворяет в исполнительство и педагогику его идейно-художественные принципы и на основе их разрабатывает собственную методику преподавания камерно-ансамблевого исполнительства. Тяготение к камерному ансамблевому музицированию проявилось у Анны Генриховны в юные годы ее жизни и стало магистральной линией творческой деятельности. В 1979-ом году сложился ее ансамбль с замечательным пианистом и педагогом Станиславом Дмитриевичем Мошковым, который вскоре превратился в семейный фортепианный дуэт - Анна Грингоф - Станислав Мошков. Ансамблисты на протяжении ряда лет вели активную концертную деятельность, выступали в смешанных сольных и ансамблевых концертах,  разрабатывали проекты тематических циклов концертов фортепианной ансамблевой музыки, такие как «Французская музыка ХХ века», «Франсис Пуленк», «Фортепианные ансамбли Роберта Шумана», «Фортепианные ансамбли Иоганнеса Брамса», «Узбекские фортепианные ансамбли». Артисты пропагандировали мировую музыкальную классику и современную узбекскую музыку, приобщая к духовным ценностям широкие круги слушателей, выступали в залах консерватории, филармонии и во многих других образовательных учреждениях. Фортепианный дуэт Анна Грингоф-Станислав Мошков отмечался высокой ансамблевой культурой исполнения, отличным художественным вкусом, глубоким пониманием смысла и стиля исполняемых произведений, разнообразием репертуара, вписал яркие страницы в историю фортепианного дуэта в Узбекистане.

Камерное ансамблевое исполнительство представляет собой одну из уникальных форм сотворчества в области музыкального искусства. Педагог класса камерного ансамбля должен уметь найти особые формы взаимодействия со своими воспитанниками, создать комфортные условия для реализации художественных замыслов исполняемой музыки и решения индивидуальных поставленных задач. В этом отношении Анна Генриховна не имеет себе равных. Она обладает чуткой интуицией, помогающей ей организовывать ансамбли по принципу психологической совместимости партнеров, что в конечном итоге обеспечивает успешные выступления на концертной сцене. Будучи строгим и требовательным педагогом, Грингоф не подавляет инициативной активности участников ансамбля и направляет их художественный поиск по правильному пути, являясь своего рода их навигатором. Она умеет провести репетиции с таким расчётом, чтобы в кратчайший срок достигнуть эффективных результатов, создать творческую атмосферу совместных решений исполнительских проблем, преодоления технических трудностей. Анна Генриховна умеет увлечь молодых музыкантов перспективой создания яркой исполнительской концепции изучаемого произведения, что приводит к успешному его звуковому воплощению на концертной сцене.

Ключ к достижениям учеников класса Грингоф следует искать прежде всего в тщательной продуманной стратегии художественного руководства ансамблями и неустанной работой над повышением профессионального уровня исполнительского мастерства. Помимо индивидуальных занятий, Анна Генриховна ежедневно работает по нескольку часов вместе, что способствует сыгранности, чистоте и слитности звучания ансамбля, глубокому проникновению в идейно-художественные замыслы произведения, тонкому ощущению стиля как классической, так и современной музыки.

Эти эстетические принципы камерно-ансамблевой педагогики Грингоф ярко и многогранно раскрылись а данном юбилейном концерте, в котором приняли участие студенты и выпускники, лауреаты республиканских и международных конкурсов, а также концертмейстер ее класса, также лауреат республиканских и международных конкурсов, талантливая скрипачка Влада Гусейнова.

Программу концерта открыло Трио для фортепиано, скрипки и виолончели соч.49 ре минор Феликса Мендельсона-Бартольди. Исполнители –Никита Стеценко (фортепиано), Леонид Цой (скрипка) и Фарангиз Хидоятова (виолончель) -ввели слушателей в романтическую атмосферу одного из самых вдохновенных сочинений немецкого композитора XIX века, покорили их удивительным проникновением и кристальной чистотой исполнительского стиля. Символично, что в своей статье «Трио для фортепиано с сопровождением», посвященной данному Трио Мендельсона, Роберт Шуман, раскрывая образный мир этого произведения, назвал Мендельсона «Моцартом XIX века как самого светлого музыканта, который яснее всех разглядел противоречия своего времени и  впервые их примирил». Ансамблисты передали ощущение гармонии мира человека и природы, тончайшие движения романтической души, эмоциональные проявления лирических и драматических чувств и волнений, устремлённых к страстному эмоционально приподнятому, динамичному финалу.

Своеобразным жанрово-лирическим интермеццо в насыщенной программе концерта прозвучали Пять мелодий для скрипки и фортепиано соч.35-bis Сергея Прокофьева в исполнении Дианы Аманбаевой (фортепиано) и Влады Гусейновой (скрипка). Это сочинение, представляющее собой версию вокализов для голоса и фортепиано соч.35, отразившее эстетику прокофьевской мелодики как новаторского явления, получило удивительное поэтическое воплощение в исполнительской интерпретации ансамблистов.

Яркий контраст внесло в программу концерта Трио для кларнета, скрипки и фортепиано Арама Хачатуряна в исполнении Эльёра Гафурова (кларнет), Леонида Цой (скрипка) и Ландыш Гарифовой (фортепиано). Ансамблисты передали самобытный новаторский стиль музыки Хачатуряна, ее красоту и колоритность, продемонстрировали слаженность исполнительских действий. Очень впечатляюще прозвучал финал Трио, в котором композитор использовал узбекскую мелодию, органично включив ее в общий стилистический контекст цикла.

Кульминацией всего концерта стало Элегическое трио для фортепиано, скрипки и виолончели соч.9 ре минор Сергея Рахманинова в исполнении Диляры Ислямовой (фортепиано), Влады Гусейновой (скрипка) и Сардора Ибрагимова (виолончель). Данное произведение, посвящённое композитором памяти великого художника П.И.Чайковского, считается одним из сложнейших в камерной ансамблевой литературе. Фортепиано в Трио является ведущим инструментом, оно как бы вплетает в свою орбиту партии струнных инструментов. В этом отношении отличная пианистка-ансамблистка Диляра Ислямова, являющаяся к тому же докторантом кафедры истории музыки и критики Государственной консерватории Узбекистана, сумела показать весь размах и богатство рахманиновской фортепианной фактуры, ее оркестровую красочность. Исполнители очень выразительно раскрыли мелодическое богатство произведения. Мелодическое начало всегда было на первом месте. Следует отметить высокое качество звуковой перспективы и особую стереофоничность исполнения, страстную увлеченность ансамблистов музыкой, ярко раскрывающейся в стратегии напряжённости лирик трагическим пафосом музыкального высказывания. Исполнительская концепция Трио была направлена на выявление непрерывного поступательного движения экспрессивного музыкального развития к финалу, и, в частности, к коде как к трагической вершине произведения, где молодые музыканты проявили профессиональное мастерство, что вызвало горячий эмоциональный отклик вдохновленной музыкой Рахманинова аудитории.

Концерт произвёл неизгладимое впечатление и поразил масштабом программы, разнообразием творческих индивидуальностей участников ансамблей, сумевших объединить свои индивидуальности в единстве исполнительских устремлений. Этот удивительный вечер стал апофеозом камерного ансамблевого мастерства и прекрасным подарком - музыкальным приношением любимому педагогу, бескорыстно и беззаветно отдающего на протяжении полувека свои творческие силы, опыт и мастерство молодому поколению музыкантов.

 

                                  к.и., профессор кафедры истории музыки и критики

Государственной консерватории Узбекистана

                                                                                                   И.Галущенко




Другие материалы рубрики

21.01.2020 / 00:02:52

АННА ГЕРМАН. "Чтобы счастливым быть": концерт памяти великой певицы к ее Дню рождения

12 февраля в 18:30 во Дворце искусств "Туркистон" состоится концерт памяти Анны Герман, приуроченный к ее Дню рождения. Далее...

20.01.2020 / 18:41:20

Уникальное созвучие "Солистов Москвы" под руководством ЮРИЯ БАШМЕТА в Ташкенте

5 марта во Дворце международных форумов "Узбекистан" в Ташкенте состоится долгожданное выступление легендарного альтиста, дирижера Юрия Башмета в сопровождении не менее легендарного, всемирно известного Камерного ансамбля "Солисты Москвы". Далее...

20.01.2020 / 08:43:47

"Звёзды на небе" в Крещенский сочельник загорелись в ГАБТ им. А. Навои

"Звёзды на небе" 17 01 20 зажгли на вечере салонного романса и лирики Серебряного века в Музыкальной гостиной ГАБТ им. А. Навои настоящие волшебники... Далее...

19.01.2020 / 21:13:29

"Реквием" В. А. Моцарта на сцене Дворца "Туркистон"

КОНЦЕРТ НАЦИОНАЛЬНОГО СИМФОНИЧЕСКОГО ОРКЕСТРА с участием подросткового состава ансамбля хора и танца "Булбулча" Далее...

12.01.2020 / 20:22:05

"Времена года": концерт камерного оркестра "Солисты Узбекистана"

25 января 2020 года в 18:30 во Дворце искусств "Туркистон" состоится концерт Камерного оркестра "Солисты Узбекистана" Далее...





17.02.2020 / 22:13:15
Красные цветы добра. Как балет Рейнгольда Глиэра стал окном в китайскую культуру для узбекистанцев
 
16.02.2020 / 22:03:19
Новая сценическая версия оперы Г. Доницетти "Лючия ди Ламмермур" на сцене ГАБТ им. А. Навои
 


10.01.2020 / 23:08:34
В минувшем году в Узбекистане побывало рекордное количество туристов – 6 миллионов 748 тысяч 500 человек. В 2018 году этот показатель составил 5 миллионов 346 тысяч 200 туристов
 
05.01.2020 / 18:17:24
Туристический потенциал Ташкентской области будет развиваться на основе концепции "Золотое кольцо"
 


15.02.2020 / 22:37:33
Правила жизни Леонида Броневого
 
13.02.2020 / 11:16:42
В Ташкенте отметили 105-летие со дня рождения академика АН Узбекистана Галины Анатольевны Пугаченковой
 


17.02.2020 / 17:47:28
Любопытные факты о воде в Израиле
 
10.02.2020 / 18:54:12
На вес золота. Древние китайские монеты из Узбекистана дополняют картину развития Великого шелкового пути
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте