Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
09.07.2020 / 23:32:05

Композитор Рустам Абдуллаев вновь блеснул своим мастерством. В Союзе композиторов Узбекистана впервые была представлена его одноактная опера "Ночь истины"


Отметим сразу, что  свое новое произведение автор назвал одноактной оперой – сном в пяти видениях с прологом и эпилогом. Действие  происходит в наши дни и она заставляет о многом задуматься. Удивительно красивая,  очень впечатляющая музыка Рустама Абдуллаева производит  очень большое впечатление. Можно сказать, что это философско-эстетическоепроизведение в котором находят отражение  извечные проблемы жизни  людей со всеми их радостями и порой неразрешимыми проблемами.

Для оперного  театра это  благодатный материал в котором соединяются  камерное пение и насыщенный оркестровый материал, и что очень важно, обращает на себя внимание - пластически – хореографическое решение образов в разных гранях. Также очень впечатляет  либретто, созданное  заслуженным деятелем  искусств Узбекистана,  ведущим  режиссером  ГАБТа им. А. Навои – Андреем Слонимом. Его отличает глубина содержания, энергичная экспрессивность, поэтическая направленность и стремление  как можно лучше раскрыть тему – мир современного человека  живущего в соответствии с законами общества потребления и при этом,  потери духовности.

В связи с тем, что времена у нас коронавирусные и повсюду  карантиновые ограничения, на первое прослушивание музыки оперы были приглашены только  будущие исполнители , участники постановочной группы  и представитель сайта  «Культура Узбекистана», что было особенно приятно. Рустам Абдуллаевич  сам играл на фортепьяно свое произведение, где надо припевал и время от времени комментировал действие оперы. И когда ее представление было завершено,  мы все с удовольствием поздравили автора с новым  творческим успехом.

И вот первое интервью композитора Рустама Абдуллаева в связи с созданием одноактной оперы «Ночь истины».

- Рустам-ака, я рад вас поздравить с  новым замечательным сочинением. Думаю, что его ждет большой успех у публики и у истинных музыкальных гурманов. Расскажите пожалуйста о вашем новом произведении, о том, как оно создавалось и какие  вы здесь творческие задачи решали…

- Я давно мечтал создать  такую оперу. Для меня очень важным является ее содержание, отражающее  довольно противоречивый мир современного человека. Камерная , одноактная опера открывает для этого большие возможности. Тем более, что  уже давно не было на сцене хорошей камерной оперы. Все мои оперы  на современную тему. И здесь у меня сегодняшние герои и они ходят  среди нас. Важно было как можно лучше раскрыть эти образы через  нашу музыку и с помощью  отличного либретто Андрея Евсеевича Слонима.  Определив  тему конфликта,  мы шли  к своей конечной цели.

Давно  думал об этом, но все никак не удавалось сосредоточиться на этой опере. Помог, как ни странно, период каратина…Оказавшись надолго дома  я работал с большим удовольствием и очень быстро. До этого четыре года замысел был в голове, но был нужен какой-то толчок для того,  чтобы сосредоточиться на нем основательно. Также как в шекспировских драмах, мы нашли самые главные и очень нужные нам образы, что помогло нам углубиться в музыкальный материал и глубже раскрыть тему оперы.

Экспресс-интервью автора либретто и постановщика будущей одноактной оперы Андрея Слонима.

- Андрей Евсеевич, я думаю, что эта идея Рустама Абдуллаева вас довольно сильно захватила…

- Да, это именно так. Тем более, что, главная идея ,можно сказать, носится в воздухе. И все это впрямую соотносится с тем, что в мире наблюдается полная потеря духовности. Сейчас главная проблема спасти духовность, помочь людям вернуться сее истокам. А что мы видим часто сейчас…Это стремление уйти в бизнес, обогатиться всеми способами, и так далее. Но – результат устрашает. Происходит полное опустошение души...А самое элементарное ради чего стоит жить- любовь и уважение к ближнему, бережное отношение к земле, которая все более засоряется, очищение души, которая тоже порой засорена . И мы сделали все это в предельно заостренном виде. У нас правда оперы не бытовая, а надбытовая… Я высоко ценю музыкальное творчество Рустама Абдуллаевича. В нём главную ценность представляет то, что его  самобытная музыка полна конфликтности и содержит в себе основы заострённого экспрессивного действия.И ещё одно, не менее важное свойство – его музыка национальна по истокам, но устремлена к многообразному музыкальному искусству мира. И, несомненно, что эта опера будет хорошо понятной не только  у нас в Узбекистане, но и далеко за его пределами – в любой стране, найдет отклик  в любой человеческой душе. По объёму и жанру это – как будто именно камерная опера. Но по интенсивности эмоциональных излучений, экспрессии, полноты энергетической отдачи этот относительно небольшой период  действия и звучания – около 50 минут! –насыщен таким контрастом эмоций, что ни в чем не уступит опере большей по объёму.В ночь, о которой идет речь, к нашему герою являются  то ли в виде сна, то ли в виде некоего видения, две женщины. Одна это , можно сказать, некая  судья главного героя, а вторая, танцевальная фигура, я бы сказал, это – Совесть . В тесном сплетении с ними главный герой находится в мучительных противоречиях души и напряжённо ищет выход.И решает как жить дальше…Он сделал в жизни много ошибок, и  совесть с предельной силой мучает его, буквально раздирая душу острейшими вопросами, на которые он не может найти  внятных ответов...

- Можно сказать, что это одна из вершин творчества Рустама Абдуллаевича…

- Конечно это так. Это –   замечательная музыкально-драматургическая основа, которая должна  быть воплощена не по законам быта, а приёмами символическими, метафорическими, обобщённо-философскими. А это не так-то просто.  Дай Бог всем нам очень потрудиться и сделать по-настоящему глубоко понятный хороший спектакль ...По-настоящему современное прочтение оперы привлечет к ней большое внимание публики. Мне очень нравится, что это не просто замечательное, добротное новое сочинение , но и весьма заостренное, лаконичное и очень динамичное произведение. Оно требует некоего  поэтического  решения, в котором будут и символическое, и сюрреалистическое начало – и крупные планы человеческой души в ее поисках истины... И тут должны быть задействованы и камерный оркестр, и вот эти три наших  героя. Причём оркестр будет не только играть – он будет активно соучаствовать в действии, произнося роковые осуждающие вердикты судьбы.Нам предстоит крепко подумать над образностью будущего спектакля. С радостью повторю, что содержание и музыка оперы таковы, что  совсем не замыкаются  в исключительно узбекистанские рамки, ее смысл и идеи будут близки  и понятны каждому человеку  в любой  стране мира.. В этом ее особая ценность.

И нам остаётся «самая малость» - создать на основе этой прекрасной музыкальной драматургии органичный, экспрессивный, волнующий спектакль с весьма высокой «температурой» действия... Мы подобрали ,как думается, оптимальных исполнителей – это и наши прекрасные артисты Рахим Мирзакамалов и Надежда Банделет-Голендер, и замечательная характерная танцовщица и хореограф – Амина Бабаджанова. С ними со всеми мне довелось осуществлять ряд разных интересных постановок и проектов...

Одна из главных партий в опере «Ночь истины» будет исполнена ведущей солисткой  Большого театра Узбекистана Надеждой Банделет-Голендер. И она на всем протяжении представления оперы все время что-то записывала в свою тетрадь и музыку  со своими короткими комментариями  на портативный музыкальный носитель…Вот, что она сказала отвечая на наш вопрос , что здесь ее особенно привлекает и почему она так тщательно готовится к участию в новой опере?

- Мне очень интересна история создания о которой мы только сейчас узнали. Она меня очень захватила и мне очень хочется принять участие  именно в камерной опере, где звучит именно современная музыка. Когда ты первый исполнитель, это накладывает определенную ответственность и хочется проявить себя, свои возможности в тесном контакте с композитором и автором либретто – режиссёром спектакля. Очень надеюсь найти здесь что-то особенное для себя.

- Успехов вам в этом!

- Спасибо большое.

Следующим нашим собеседником стала известный музыковед, профессор ташкентской консерватории Ирина Галущенко

- Здесь очень впечатляюще соединяются и оркестровое пение и камерные краски. Я уверена, что это будет потрясающая постановка. Что касается музыкальной драматургии, здесь главный принцип, на мой взгляд ,  это принцип контраста. И прежде всего это очень яркие контрастные противопоставления главных образов . Здесь также совершенно четко просматривается своеобразная полистилистика, один пласт это образ медитативности, красоты узбекской монодии и другой образ ,связанный с танцем, это образ некой духовной сумятицы . Это очень сложный образ, он мне немножко напомнил балет Де Фалья- «Любовь –волшебница», в котором есть танец огня. Поэтому эта опера будет вызывать очень большой интерес у нашей музыкальной общественности. Эта опера будет иметь не только эстетическую, художественно философскую,  но и духовно-нравственную ценность для нашей молодежи.

В будущей постановке принимает участие и балетмейстер-репетитор Большого театра , заслуженная артистка Узбекистана Амина Бабаджанова. И вот вопрос к ней…

- Амина, я думаю, что и вы тоже под впечатлением того, что мы сейчас увидели, услышали?

- Да, конечно, я тоже  под большим впечатлением. Рустам Абдуллаев это прекрасный композитор. Он создал отличную камерную оперу. Она особенно важна сегодня для нашего молодого поколения, которое должно расти целеустремленным , с богатым духовным миром и знать очень многое. В  этом отношении  сейчас есть  определенные проблемы. В современной жизни важны не только деньги, но  вокруг нас  есть и большое культурное пространство, в котором надо четко ориентироваться и представителям молодого поколения. Опера «Ночь истины»  четко ориентирует на это. Мы услышали замечательную музыку и поняли какое прекрасное либретто создал Андрей Евсеевич Слоним. Очень рада участвовать в этой постановке и хочу пожелать авторам большого творческого успеха.

Народный художник Узбекистана Рустам Худойберганов приглашен в постановочную группу в качестве сценографа и ему предстоит немало потрудиться…

- Вы довольны увиденным и услышанным?

- Да, я очень доволен. Обозначенная здесь тема мне очень интересна. Предстоит о многом подумать, чтобы найти самое лучшее решение вопросов сценографии. Наш творческий поиск должен дать самые лучшие результаты. То, что мы сейчас услышали, стало для меня определенным толчком к действию. Тема стремления к богатству и отсутствия духовности  при этом дает нам возможность хорошо подумать и создать достойное сценическое оформление оперы. Для меня  духовно богатый человек – это самое главное. А здесь это четко просматривается. Теперь  мне есть над чем поработать , как художнику- сценографу , чтобы сделать это как можно лучше.

Для исполнения  партии главного героя приглашен ведущий солист ГАБТа им. А. Навои Рахим Мирзакамалов. И   нам  с ним тоже было о чем поговорить в день представления оперы в Союзе композиторов.

- Мне кажется, что и вы очень довольны тем, что мы сейчас здесь услышали?

-Да, я сейчас нахожусь под большим впечатлением. То, что я услышал,  превзошло все мои ожидания. Я уверен, что это будет очень впечатляющий оперный спектакль. И надо будет очень ответственно готовится к нему. Для меня уже не впервой работать с Рустамом Абдуллаевичем , исполнять его произведения,  раньше пели, и вокальный его цикл исполняли . И сейчас для меня большая честь быть первым исполнителем такой прекрасной оперы «Ночь истины». Хочу сказать большое спасибо за доверие мне, как певцу. Я буду безмерно рад участвовать в этой постановке. Создав такое  произведение  Рустам Абдуллаевич и Андрей Евсеевич сделали большое дело для дальнейшего развития нашего оперного искусства и всей музыкальной культуры.

 

                                                БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz





Другие материалы рубрики

06.07.2020 / 12:42:40

Композитор Эннио Морриконе скончался в возрасте 91 года

В Узбекистане хорошо знают и помнят оркестр Энни Мориконе. Он с большим успехом выступал в Ташкенте во Дворце форумов "Узбекистан". В конце программы был исполнен знаменитый "Вальс белых тюльпанов" из фильма "Очарован тобой", автором которого является известный узбекский композитор Манас Левиев Далее...

05.07.2020 / 12:04:28

Cостоялся релиз дебютного сингла Xoh Inon молодого исполнителя Benoor

3 июля состоялся релиз дебютного сингла Xoh Inon и лирик-видео, которое можно слушать на официальном youtube-канале Noor Music и на всех цифровых стриминг-платформах, включая AppleMusic, Яндекс Музыка, Tik Tok, YouTube Далее...

30.06.2020 / 22:08:46

Названы имена композиторов-лауреатов программы "Русская музыка 2.0"

Программа "Русская музыка 2.0" запущена в этом году и будет ежегодной Далее...

18.06.2020 / 16:32:56

Берта Давыдова и Шашмаком, как одна из самых важных и интереснейших страниц истории музыкального искусства нашего края

Вся творческая биография моей мамы, Народной артистки Узбекистана Берты Давыдовой, была тесна связана с Шашамакомом, этим любимым у народов Центральной Азии, музыкальным жанром Далее...

16.06.2020 / 14:24:27

Виртуальная встреча с Гейлин Ли, музыкантом и защитницей прав людей с инвалидностью

В честь 30-летия принятия Закона США об американцах-инвалидах, Посольство США в Ташкенте приглашает на виртуальную программу с Гейлин Ли, скрипачкой, оратором и защитницей прав людей с ограниченными возможностями Далее...





25.07.2020 / 20:32:26
В рамках седьмого фестиваля АРТ ПРОСПЕКТ объявляется Открытый конкурс
 
19.07.2020 / 01:19:41
Виртуальный музей – это актуально
 


07.08.2020 / 16:43:08
Узбекистанцы посмотрят классические и современные фильмы режиссеров из ЦА
 
03.08.2020 / 22:01:37
На студии "Фаввора-фильм" в Ташкенте завершена работа над новой документальной картиной "Али Хамраев. О прожитом и пережитом"
 


07.08.2020 / 00:48:41
В Бухаре разработана концепция мобильного приложения для туристов
 
05.06.2020 / 16:30:02
Азиз Абдухакимов: Узбекистан запускает новую систему безопасного туризма
 


07.08.2020 / 16:45:53
Библиотеки во время пандемии. Случай Испании
 
07.08.2020 / 00:54:30
Антон Чехов: "Ничто не проходит"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2020 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте