Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
28.10.2021 / 12:05:27

С большим успехом прошел вечер романсовой, песенной и поэтической лирики "Странствия души", посвященный светлой памяти выдающегося певца Дмитрия Хворостовского


В минувший понедельник в уютном и изысканно-красивом после реконструкции концертном зале Союза Композиторов и бастакоров Узбекистана состоялся достаточно необычный вечер-концерт. Необычным было и само его название «Странствия души», тут же и напрямую связавшую его тему и содержания с изменчивыми состояниями человеческой души – ищущей, старающейся прорваться сквозь пелену испытаний и противоречий к свету и гармонии. Необычным и вызывающим особый интерес было и то, что организаторы и участники вечера постарались посвятить его светлой памяти замечательного певца Дмитрия Хворостовского, трагически рано покинувшего земной мир и не успевшего многое допеть и досказать  тем, кто остался жить. Наконец, достаточно необычной стала и сама его программа, сплетённая из любимейших произведений Хворостовского и в разные времена блистательно им исполненных – она включила в себя яркие и непростые произведения Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Р. Шумана, Г. Форе...  Но, пожалуй особенно необычным было то, что столь непростую и для исполнения, и для слушательского восприятия программу подготовили и провели два абсолютно молодых исполнителя. Это – ведущий солист Государственного Академического Большого театра имени А. Навои Ришат Решитов и молодая пианист—концертмейстер Мария Жукова. Благодаря доброму расположению и гостеприимству Председателя Союза композиторов Узбекистана, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Рустама Абдуллаева этот вечер, с большим успехом прошедший на сцене Концертного зала Союза Композиторов приобрел особенно тёплую атмосферу и энтузиазм зрителей, заполнивших зал практически без свободных мест.

Как и во множестве предыдущих разнообразных и интересных проектах здесь во всей полноте проявился организаторский и творческий талант известного режиссёра ГАБТ имени А. Навои, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Андрея Слонима.  Продолжая свою творческую линию максимального развития исполнительских возможностей молодых исполнителей – он стал художественным руководителем и этого проекта, помогая отнюдь не только в оптимальном отборе произведений, драматургической выстройке программы по контрасту произведений, их динамике, их своеобразных «правил игры». Но и в осуществлении  тщательной именно режиссёрской работы с молодыми певцом и концертмейстером -  чтобы и каждый романс или песня, и целостность концерта представляли собой не только звучащее в пении творение, но и слышимый и зримый «спектакль» с различными нюансами жизни героев исполняемых произведений. И достойный результат этой работы, по сути, и сформировал «лицо» замечательного вечера-концерта «Странствия души».

Стоит сказать и о личностях двух молодых исполнителей. Ришат Решитов закончил Государственную консерваторию Узбекистана по классу выдающегося мастера оперной сцены, заслуженной артистки Ольги Александровой, из класса которой уже вышло множество талантливых певцов, а самые одаренные заслуженно стали мастерами мирового класса, украшением крупнейших опернызх сцен мира. У Ришата Решитова – прекрасный лирико-драматический баритон красивого тембра. И он уже со все возрастающим мастерством делает этот тембр одним из выразительнейших средств осмысленного пения и фразирования. Обладает он и прекрасным актерским темпераментом, энергетикой, пластикой тела и жеста.  Исполняя на сцене нашего Большого театра уже достаточно широкий круг ролей, он привлекает выразительным единением прекрасного  вокала с темпераментной актерской игрой, проживая каждый свой образ по законам его драматургии.  Мария Жукова – прекрасная молодая пианистка и уже достаточно обширно «практикующий» концертмейстер. Но очень отрадно видеть в ее прочном и тонком ансамбле с певцом черты, формирующие ее творческий облик как именно оперного, вокального концертмейстера. Профессия это по сути достаточно редка. И далеко не всякий солирующий пианист по своим данным может стать полноценным концертмейстером, вникающим в драматургию. Устремляющим певца в процессе подготовки к решению точных задач стиля, нюанса, штриха. Работающим с исполнителем и над осмысленностью фразы, и над органикой произношения слов в пении по законам драматургии. И, наконец, совершающим таинство соединения певца с музыкальной драматургией аккомпанемента в нераздельное целое, полное контрастов и выразительности. Всё  это у молодой Марии Жуковой проявляется уже в прекрасной полноте истинной художественности в сочетании с прекрасной пианистической техникой.

Стоит повторить, что сложная программа была отнюдь не набором расхожих, привычных для слуха певческих «шлягеров» - а представляла ряд произведений откровенно непростых и достаточно редко звучащих. Да, все они звучали ранее в прекрасном исполнении Дмитрия Хворостовского, памяти которого был посвящен вечер. Но очень существенно именно то, что и Решитов, и Жукова отнюдь не стремились сознательно или даже подсознательно воспроизводить исполнительские штрихи замечательного пенвца – а выстроили всю череду сложных произведений исключительно «от себя».

Представляющий зрителям и программу, и исполнителей Андрей Слоним горячо поздравил собравшихся с Международным Днём оперы, который по стечению обстоятельств органично совпал с датой вечера-концерта. Он справедливо отметил, что опера является поистине высшим театральным жанром, обладающим огромной силой воздействия на зрителя. И одновременно – символом высшей культуры нации любого государства.

И почти сразу мы погрузились в таинство бега «пушкинской» тройки лошадей, везущих Поэта по зимней дороге. Задорный, полный удали и торжества любви романс Г.Свиридова на стихи Пушкина «Подъезжая под Ижоры» Ришат Решитов в ансамбле с Марией Жуковой наполнил и стремительностью бега по «дороге жизни», и иронией, и мечтательностью – и торжеством светлого очарования Любви.

Далее прозвучал свиридовский «Парус» на стихи М. Лермонтова – необычный, плавно-задумчивый, полный скрытых смятений, но ведомый волей к познанию истинной свободы духа. А затем Решитов с предельной эмоциональной наполненностью и контрастностью настроений исполнил два «есенинских» романса Г. Свиридова из цикла «Отчалившая Русь». И с замечательной убедительностью раскрыл трагедию Поэта, у которого высшие силы забрали «Коня» - иными словами – суть его поэтического вдохновения и полета мечты... А затем в набатности романса «Отчалившая Русь» он нес и полет радости,  и вникал душой в перемены смятенного двадцатого века, и замирал от недобрых предчувствий...

Известную многим русскую песню «Ноченька» молодой певец утонченно и выразительно спел без аккомпанемента – именно так, как она пелась в народе при тусклом свете лучины, в борьбе с утратами, в надеждах и тоске одиночества. Затем в сферу программы вошли произведения европейских композиторов. Изящно и со вкусом исполнив «Колыбельную» французского композитора Г. Форе, Решитов воплотил экзальтированный и эксцентричный образ Дон Кихота в «Застольной Дон Кихота» Мориса Равеля. А после этого проникся романтической контрастностью «Тишины» Р. Шумана, с ее причудливой изменчивостью состояний души...

А немного спустя певец в неизменно тонком ансамбле с концертмейстером воплотил причудливое изящество одного из «испанских» романсов Д.Шостаковича «Прощай, Гренада» - с ее страстностью, затаенными «приливами и отливами» души. И сразу же сделал дерзкий скачок к иному стилю и характеру – истинно народному, горько ироничному герою романса Г. Свиридова на стихи А. Прокофьева «Свадьба милой», который, попав на свадьбу своей возлюбленной с другим избранником – и скорбит, и печалится, и горько иронизирует, почти в духе героев рассказов  В. М. Шукшина.

А завершился этот вечер и цикл произведений возвратом к «есенинскому» пласту Г. Свиридова – но уже не горькому, а полному надежд и проблесков света. «О верю, верю, счастье есть!» - прозвучало явственным утверждением в душе грёз и надежд на полноту счастья и гармонии, которые превыше любых испытаний...

Андрей Слоним не только традиционно сопровождал каждый номер краткой и ёмкой преамбулой, но и подарил зрителям несколько замечательных стихотворений великих авторов мира. Они тоже стали своеобразными «моноспектаклями», рисующими и «странствия души», и портрет века, полного тревог и поисков. И ёмкий, полный надежд и противоречий образ мятежного ХХ века прорисовался в этих выступлениях со всей чёткой ясностью. К творчеству Г.Свиридова на стихи С.Есенина А.Слоним органично подобрал два есенинских стихотворения, которые можно было бы считать хрестоматийными – «Отговорила роща золотая...» и «Не жалею, не зову, не плачу...». Но в его экспрессивном исполнении они прозвучали вне чуждой Есенину «елейности» и без «кабацкого» надрыва – как их нередко исполняют. В этот вечер в них прозвучал трагичный душевный разлад Поэта, ощутивший своё несоответствие вихрю мятежной эпохи и трагически предощущающий момент, когда он будет вынужден уйти... А облик романтизма был выразительно раскрыт в «Двойнике» Г.Гейне (в собственном авторском переводе А. Слонима) – и острокомической шуточной английской балладе «Три подарка» в переводе С. Маршака. А период нашего недавнего прошлого был отражен в стихотворении Е Евтушенко «Со мною вот что происходит» - и полном драматизме замечательном стихотворении А.Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне», в котором в исполнении Андрея Евсеевича раскрылось не только и не столько крушение конкретного поезда, а трагедия этого периода века, сулящего многим любящим сердцам разлуки, разъединения, тьму поездов, везущих в никуда, смертоносность войн.  И вечную силу Любви, которая в своей ранимости остается высшим и всесильным началом Бытия...

С особым энтузиазмом восприняли многочисленные зрители и каждый номер вечера-композиции, и весь концерт-спектакль в целом. По окончании они долго не хотели расходиться, благодаря участников и за «странствия души», и за особую искренность всех исполнений. Думается, этот замечательный вечер в разгар золотой осени откроет целую «галерею» прекрасных выступлений замечательных солистов ГАБТ имени А. Навои под руководством Андрея Слонима и на «малой сцене» Музыкальной гостиной театора, и на многих других площадках нашего города. Этих вокально-поэтических вечеров ташкентские зрители очень ждут и предвкушают радость встреч с ними.

                                                                                                           Гуарик Багдасарова 





Другие материалы рубрики

26.10.2021 / 21:31:50

Открытие концертного сезона Государственного симфонического оркестра Узбекистана

В этот вечер под управлением Заслуженного артиста Республики Узбекистан, художественного руководителя и главного дирижёра коллектива Камолиддина Уринбаева прозвучит одно из самых монументальных и широких по замыслу произведений выдающегося композитора Сергея Рахманинова-Симфония 2, ми-минор, вошедшая в репертуар ведущих оркестров мира Далее...

24.10.2021 / 21:04:03

Состоится вечер романсовой, песенной и поэтической лирики "СТРАНСТВИЯ ДУШИ", посвященный светлой памяти выдающегося певца Дмитрия ХВОРОСТОВСКОГО

В его программе - своеобразная композиция из камерных вокальных произведений Д. ШОСТАКОВИЧА, Г.СВИРИДОВА, Р. ШУМАНА, М. РАВЕЛЯ, поэзия С ЕСЕНИНА, Г. ГЕЙНЕ, Е. ЕВТУШЕНКО, А.КОЧЕТКОВА Далее...

23.10.2021 / 14:11:40

Состоялся V Открытый Международный конкурс молодых исполнителей русского романса "Среднеазиатская Романсиада"

21 – 22 октября в Бишкеке с большим успехом прошел V Открытый Международный конкурс молодых исполнителей русского романса "Среднеазиатская Романсиада". Этот конкурс включён в программу XXV Московского международного конкурса молодых исполнителей русского романса "Романсиада – 2021". Победители "Среднеазиатской романсиады" традиционно примут участие в финале московской "Романсиады" в декабре 2021 года, которая состоится в Кремлёвском дворце Далее...

20.10.2021 / 20:31:43

Джаз Маком. Концерты пройдут в театре Марка Вайля "Ильхом" 22 октября в 18.30 и в зале театра Мукими 23 октября в 14.00

Это музыкальный проект, реализуемый посольством Франции в Узбекистане в партнёрстве с продюсером Асрором Исаходжаевым (A-media). Он также поддержан Министерством культуры Республики Узбекистан и театром Марка Вайля "Ильхом" Далее...

20.10.2021 / 20:24:03

Состоится концерт "Чехия в музыке, поэзии и красках"

Концерт посвящается двум самым важным национальным праздникам Чешской Республики – Дню Чешской государственности и Дню возникновения Чехословацкого государства Далее...





17.12.2024 / 18:01:06
Алексей Франдетти назначен художественным руководителем ГАБТ им. Алишера Навои
 
17.12.2024 / 12:24:31
В Ташкенте завершились премьерные показы оперы великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя "Tamerlano". И это стало большим событием в культурной жизни нашей столицы
 


24.12.2024 / 12:47:17
В 2024 году Узбекистан в основном посещали туристы из Центральной Ази
 
24.12.2024 / 12:12:59
Делегация Узбекистана приняла участие в ежегодном заседании Глобального туристического форума в Брюсселе
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 


23.12.2024 / 15:10:00
Жавлон Вахабов: В Узбекистане всегда с особым уважением относились к Чингизу Айтматову и его творчеству
 
12.12.2024 / 13:37:02
85-летию Александра Файнберга посвящается. "Ташкентские вечера"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте