Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
28.10.2021 / 12:05:27
С большим успехом прошел вечер романсовой, песенной и поэтической лирики "Странствия души", посвященный светлой памяти выдающегося певца Дмитрия ХворостовскогоВ минувший понедельник в уютном и изысканно-красивом после реконструкции концертном зале Союза Композиторов и бастакоров Узбекистана состоялся достаточно необычный вечер-концерт. Необычным было и само его название «Странствия души», тут же и напрямую связавшую его тему и содержания с изменчивыми состояниями человеческой души – ищущей, старающейся прорваться сквозь пелену испытаний и противоречий к свету и гармонии. Необычным и вызывающим особый интерес было и то, что организаторы и участники вечера постарались посвятить его светлой памяти замечательного певца Дмитрия Хворостовского, трагически рано покинувшего земной мир и не успевшего многое допеть и досказать тем, кто остался жить. Наконец, достаточно необычной стала и сама его программа, сплетённая из любимейших произведений Хворостовского и в разные времена блистательно им исполненных – она включила в себя яркие и непростые произведения Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Р. Шумана, Г. Форе... Но, пожалуй особенно необычным было то, что столь непростую и для исполнения, и для слушательского восприятия программу подготовили и провели два абсолютно молодых исполнителя. Это – ведущий солист Государственного Академического Большого театра имени А. Навои Ришат Решитов и молодая пианист—концертмейстер Мария Жукова. Благодаря доброму расположению и гостеприимству Председателя Союза композиторов Узбекистана, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Рустама Абдуллаева этот вечер, с большим успехом прошедший на сцене Концертного зала Союза Композиторов приобрел особенно тёплую атмосферу и энтузиазм зрителей, заполнивших зал практически без свободных мест. Как и во множестве предыдущих разнообразных и интересных проектах здесь во всей полноте проявился организаторский и творческий талант известного режиссёра ГАБТ имени А. Навои, заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Андрея Слонима. Продолжая свою творческую линию максимального развития исполнительских возможностей молодых исполнителей – он стал художественным руководителем и этого проекта, помогая отнюдь не только в оптимальном отборе произведений, драматургической выстройке программы по контрасту произведений, их динамике, их своеобразных «правил игры». Но и в осуществлении тщательной именно режиссёрской работы с молодыми певцом и концертмейстером - чтобы и каждый романс или песня, и целостность концерта представляли собой не только звучащее в пении творение, но и слышимый и зримый «спектакль» с различными нюансами жизни героев исполняемых произведений. И достойный результат этой работы, по сути, и сформировал «лицо» замечательного вечера-концерта «Странствия души». Стоит сказать и о личностях двух молодых исполнителей. Ришат Решитов закончил Государственную консерваторию Узбекистана по классу выдающегося мастера оперной сцены, заслуженной артистки Ольги Александровой, из класса которой уже вышло множество талантливых певцов, а самые одаренные заслуженно стали мастерами мирового класса, украшением крупнейших опернызх сцен мира. У Ришата Решитова – прекрасный лирико-драматический баритон красивого тембра. И он уже со все возрастающим мастерством делает этот тембр одним из выразительнейших средств осмысленного пения и фразирования. Обладает он и прекрасным актерским темпераментом, энергетикой, пластикой тела и жеста. Исполняя на сцене нашего Большого театра уже достаточно широкий круг ролей, он привлекает выразительным единением прекрасного вокала с темпераментной актерской игрой, проживая каждый свой образ по законам его драматургии. Мария Жукова – прекрасная молодая пианистка и уже достаточно обширно «практикующий» концертмейстер. Но очень отрадно видеть в ее прочном и тонком ансамбле с певцом черты, формирующие ее творческий облик как именно оперного, вокального концертмейстера. Профессия это по сути достаточно редка. И далеко не всякий солирующий пианист по своим данным может стать полноценным концертмейстером, вникающим в драматургию. Устремляющим певца в процессе подготовки к решению точных задач стиля, нюанса, штриха. Работающим с исполнителем и над осмысленностью фразы, и над органикой произношения слов в пении по законам драматургии. И, наконец, совершающим таинство соединения певца с музыкальной драматургией аккомпанемента в нераздельное целое, полное контрастов и выразительности. Всё это у молодой Марии Жуковой проявляется уже в прекрасной полноте истинной художественности в сочетании с прекрасной пианистической техникой. Стоит повторить, что сложная программа была отнюдь не набором расхожих, привычных для слуха певческих «шлягеров» - а представляла ряд произведений откровенно непростых и достаточно редко звучащих. Да, все они звучали ранее в прекрасном исполнении Дмитрия Хворостовского, памяти которого был посвящен вечер. Но очень существенно именно то, что и Решитов, и Жукова отнюдь не стремились сознательно или даже подсознательно воспроизводить исполнительские штрихи замечательного пенвца – а выстроили всю череду сложных произведений исключительно «от себя». Представляющий зрителям и программу, и исполнителей Андрей Слоним горячо поздравил собравшихся с Международным Днём оперы, который по стечению обстоятельств органично совпал с датой вечера-концерта. Он справедливо отметил, что опера является поистине высшим театральным жанром, обладающим огромной силой воздействия на зрителя. И одновременно – символом высшей культуры нации любого государства. И почти сразу мы погрузились в таинство бега «пушкинской» тройки лошадей, везущих Поэта по зимней дороге. Задорный, полный удали и торжества любви романс Г.Свиридова на стихи Пушкина «Подъезжая под Ижоры» Ришат Решитов в ансамбле с Марией Жуковой наполнил и стремительностью бега по «дороге жизни», и иронией, и мечтательностью – и торжеством светлого очарования Любви. Далее прозвучал свиридовский «Парус» на стихи М. Лермонтова – необычный, плавно-задумчивый, полный скрытых смятений, но ведомый волей к познанию истинной свободы духа. А затем Решитов с предельной эмоциональной наполненностью и контрастностью настроений исполнил два «есенинских» романса Г. Свиридова из цикла «Отчалившая Русь». И с замечательной убедительностью раскрыл трагедию Поэта, у которого высшие силы забрали «Коня» - иными словами – суть его поэтического вдохновения и полета мечты... А затем в набатности романса «Отчалившая Русь» он нес и полет радости, и вникал душой в перемены смятенного двадцатого века, и замирал от недобрых предчувствий... Известную многим русскую песню «Ноченька» молодой певец утонченно и выразительно спел без аккомпанемента – именно так, как она пелась в народе при тусклом свете лучины, в борьбе с утратами, в надеждах и тоске одиночества. Затем в сферу программы вошли произведения европейских композиторов. Изящно и со вкусом исполнив «Колыбельную» французского композитора Г. Форе, Решитов воплотил экзальтированный и эксцентричный образ Дон Кихота в «Застольной Дон Кихота» Мориса Равеля. А после этого проникся романтической контрастностью «Тишины» Р. Шумана, с ее причудливой изменчивостью состояний души... А немного спустя певец в неизменно тонком ансамбле с концертмейстером воплотил причудливое изящество одного из «испанских» романсов Д.Шостаковича «Прощай, Гренада» - с ее страстностью, затаенными «приливами и отливами» души. И сразу же сделал дерзкий скачок к иному стилю и характеру – истинно народному, горько ироничному герою романса Г. Свиридова на стихи А. Прокофьева «Свадьба милой», который, попав на свадьбу своей возлюбленной с другим избранником – и скорбит, и печалится, и горько иронизирует, почти в духе героев рассказов В. М. Шукшина. А завершился этот вечер и цикл произведений возвратом к «есенинскому» пласту Г. Свиридова – но уже не горькому, а полному надежд и проблесков света. «О верю, верю, счастье есть!» - прозвучало явственным утверждением в душе грёз и надежд на полноту счастья и гармонии, которые превыше любых испытаний... Андрей Слоним не только традиционно сопровождал каждый номер краткой и ёмкой преамбулой, но и подарил зрителям несколько замечательных стихотворений великих авторов мира. Они тоже стали своеобразными «моноспектаклями», рисующими и «странствия души», и портрет века, полного тревог и поисков. И ёмкий, полный надежд и противоречий образ мятежного ХХ века прорисовался в этих выступлениях со всей чёткой ясностью. К творчеству Г.Свиридова на стихи С.Есенина А.Слоним органично подобрал два есенинских стихотворения, которые можно было бы считать хрестоматийными – «Отговорила роща золотая...» и «Не жалею, не зову, не плачу...». Но в его экспрессивном исполнении они прозвучали вне чуждой Есенину «елейности» и без «кабацкого» надрыва – как их нередко исполняют. В этот вечер в них прозвучал трагичный душевный разлад Поэта, ощутивший своё несоответствие вихрю мятежной эпохи и трагически предощущающий момент, когда он будет вынужден уйти... А облик романтизма был выразительно раскрыт в «Двойнике» Г.Гейне (в собственном авторском переводе А. Слонима) – и острокомической шуточной английской балладе «Три подарка» в переводе С. Маршака. А период нашего недавнего прошлого был отражен в стихотворении Е Евтушенко «Со мною вот что происходит» - и полном драматизме замечательном стихотворении А.Кочеткова «Баллада о прокуренном вагоне», в котором в исполнении Андрея Евсеевича раскрылось не только и не столько крушение конкретного поезда, а трагедия этого периода века, сулящего многим любящим сердцам разлуки, разъединения, тьму поездов, везущих в никуда, смертоносность войн. И вечную силу Любви, которая в своей ранимости остается высшим и всесильным началом Бытия... С особым энтузиазмом восприняли многочисленные зрители и каждый номер вечера-композиции, и весь концерт-спектакль в целом. По окончании они долго не хотели расходиться, благодаря участников и за «странствия души», и за особую искренность всех исполнений. Думается, этот замечательный вечер в разгар золотой осени откроет целую «галерею» прекрасных выступлений замечательных солистов ГАБТ имени А. Навои под руководством Андрея Слонима и на «малой сцене» Музыкальной гостиной театора, и на многих других площадках нашего города. Этих вокально-поэтических вечеров ташкентские зрители очень ждут и предвкушают радость встреч с ними. Гуарик Багдасарова
|
|