Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
27.03.2022 / 23:39:46
Диалог культур: Катар-УзбекистанУзбекистан – государство с великой историей, уходящей вглубь тысячелетий. Взаимодействие с различными странами, культурными традициями является основной составляющей исторических периодов формирования узбекского народа и одной из самых значимых стран Центральной Азии. Подписание важных документов, встреча глав правительств, наконец, визит Президента РУз в Катар в 2010 году способствовали началу сотрудничества между нашими странами и укреплению связей по многим направлениям, где взаимодействие в области культуры и искусства было одним из самых приоритетных. Реальные результаты данного сотрудничества проявились в 2021 году, когда по инициативе ректора Государственной консерватории Узбекистана Камолиддина Уринбаева было положено начало новому проекту по приглашению представителей музыкальной культуры Катара в консерваторию на учебу в бакалавриат, магистратуру и докторантуру. Так, в 2021 году в докторантуру ГКУз поступил представитель Катара, который успешно проходит обучение по основным направлениям курса, пишет докторскую диссертацию. Одним из значительных звеньев проекта является участие Художественного руководителя и главного дирижера Государственного симфонического оркестра Узбекистана Заслуженного артиста Узбекистана Камолиддина Уринбаева в качестве главного дирижера Филармонического симфонического оркестра Катара. Совместные репетиции, подготовка программы за короткий срок, и, наконец, концерт – все это подвластно не всем дирижерам. Камолиддин Уринбаев – один из самых молодых дирижеров в истории музыкальной культуры Узбекистана. Он закончил Государственную консерваторию Узбекистана, затем прошел обучение в Московской государственной консерватории им. П. Чайковского по специальности «Оркестровое дирижирование» у блестящего дирижера Геннадия Рождественского. С именем Уринбаева связан новый период в истории симфонического дирижирования Узбекистана. Так, одним из начальных этапов было формирование и блестящее функционирование Молодежного симфонического оркестра страны, в который входили талантливые музыканты из разных уголков страны. Необыкновенная атмосфера сотворчества, созидания и яркие концертные программы, не похожие одна на другую, были результатом этого яркого коллектива музыкантов. Каждый концерт связан с исполнением произведений, которые входят в сокровищницу музыкального искусства, а также новых сочинений композиторов, и каждый раз это оригинальные по формату программы. Именно с молодежным оркестром были связаны первые концерты «Open air», на которых звучала разная по жанрам, направлениям, эпохам музыка. Оркестр под управлением Камолиддина Уринбаева выступал с такими известными исполнителями, как Ванесса Мэй, Кейко Мацуи и других. Выступления оркестра проходили во многих странах мира, и каждый раз их ожидал ошеломительный успех. Недавно оркестр получил новый статус Государственного симфонического оркестра, и это поставило новые задачи перед его руководителем и музыкантами. Дирижеру Камолиддину Уринбаеву подвластно многое. Его талант, помноженный на удивительную трудоспособность, креативный подход в выборе программы концерта – все это ставит его в ряд самых известных музыкантов далеко за пределами страны. Симфонический оркестр Филармонии Катара объединяет музыкантов из разных стран мира, в том числе и арабских. В репертуаре оркестра сочинения мировой западной классики, а также композиторов Катара, Кувейта. Одним из следующих этапов творческого взаимодействия музыкантов Узбекистана и Катара предполагается исполнение сочинений композиторов обеих стран. Концерт, который состоялся в рамках проекта по сотрудничеству в области культуры и искусства в столице Катара – городе Доха 26 марта в преддверии чемпионата мира по футболу 2022 года сам по себе является грандиозным по своей значимости событием. Поэтическое название программы концерта «Pearls of music” (Жемчужины музыки) вбирает в себя сочинения, которые можно по праву причислить к сокровищнице мировой классической музыки: Концерт для фортепиано с оркестром №2, g-moll Камиля Сен-Санса и Симфония № 4 П.И.Чайковского. По своей сути это два совершенно противоположных сочинений, хотя и написанных с разницей в 9 лет. В фортепианном концерте французского композитора ощущается слияние различных стилей, влияние музыки других композиторов, и отчасти самого композитора, своего рода матрица французской музыки последней четверти XIX века с ее пестротой стилей, тенденций, направлений. В контрастных сочетаниях разных частей, тем проявляется и необычное строение концерта, где вместо традиционной быстрой первой части предлагается медленное начало, которое постепенно, неторопливо строит концепцию начального раздела. Вторая и третья части словно волны, восполняют быстрый темп, и приводят к быстрому феерическому финалу. Партию фортепиано исполнила молодая солистка из Кувейта, лауреат многочисленных международных конкурсов Лулша Аль-Шамлан. Талантливая пианистка известна за пределами своей страны, она выступала во многих странах, с различными известными оркестрами, в том числе и с Государственным симфоническим оркестром Узбекистана в Ташкенте, где она солировала в 1-м фортепианном концерте С. Рахманинова. Четвертая симфония П.И.Чайковского считается одним из сложнейших произведений композитора. Ее сравнивают с драматическими симфониями Бетховена, ибо композитор создавал свое творение, испытывая тяжелые душевные переживания, и выразил их в этом сочинении. Структура симфонии необычна, первая часть достаточно продолжительная, медленное вступление, как носитель скрытой программы, задает основную идею сочинения, в которой лейтмотивом проходит тема рока, столкновения с неизбежным. Удивительно, что эта симфонии великого русского композитора была исполнена в то время, когда, казалось, весь мир отвернулся от России, когда в мире так нестабильно и некомфортно от военных действий. П.И. Чайковский своей бессмертной музыкой словно безмерно предостерегает и помогает мыслить по-другому, хотим мы этого или не хотим. Феноменальное исполнение двух таких разных произведений в одной концертной программе с участием узбекского дирижера Камолиддина Уринбаева – это не только достижение определенных результатов по сотрудничеству двух народов. Это, прежде всего, проявление того, что музыка всегда будет объединять людей, независимо от статуса, вероисповедания и расы.
Э.Мамаджанова, музыковед
|
|