Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
23.08.2022 / 20:40:06

Нажиматдин Мухамединов: мир его музыки


Известно, быть новым нетрудно, трудно быть вечным. Чтобы утвердить эту старую истину, Нажиматдин Мухамединов потратил немало десятилетий.   И потратил небесполезно. С его именем связывают создание первой каракалпакской симфонии, первой каракалпакской оперы, первого каракалпакского балета. Он автор гимна Республики Каракалпакстан.  Его многожанровое творчество пронизано любовью к природе, к людям, к добру, к справедливости! Он стал человеком, музыкантом, крупным общественным деятелем, неся в своем сердце огромную любовь к родной земле, к своему талантливейшему народу. Нажиматдин Мухамединов по праву является заслуженным деятелем искусств Узбекистана и Каракалпакстана, лауреатом Государственной премии имени Бердаха, обладателем орденов «Мехнат шухрати», «Фидокорана хизматлари учун» и «Эл-юрт ҳурмати».

Но именно он, вышедший из самых глубин народного искусства, один из первых каракалпакских музыкантов понял необходимость развития совершенно новых форм национального искусства. Поразительное богатство народных истоков каракалпакской музыки Мухамединов рассматривал и рассматривает лишь как основу для нового, очень большого движения вперед, к настоящему профессиональному искусству. Еще в далекой юности   ему  слышалась  и виделась  не только каракалпакская симфония, но  и каракалпакская опера и балет, со всеми их остро заманчивыми художественными возможностями…

Будучи подростком, маленький Нажиматдин с упоением играл на дутаре, подражая известному казахскому Каражану бахсы, который был искусным исполнителем мелодий из репертуара музыкальных произведений Бердаха, чье исполнение «Ойгана», «Гулзар», «Кызмунайым» по своему мастерству значительно отличалось от исполнения других бахсы.  Позже это найдет отражение в творчестве самого Мухамединова. А до этого он много и упорно учился поначалу в музыкальном училище, а потом в Алматинской консерватории имени Курмангазы. Его педагоги помогли  ему пройти большой путь к профессии через ряд важнейших и необходимых учебно-творческих этапов. В консерватории он учился сначала в классе композиции заслуженного деятеля искусств Казахстана В.В. Великанова, который  был одним из композиторов, заложившим основу для развития казахской профессиональной музыки. Василий Васильевич поощрял в своем талантливом ученике усердие в учебе и любовь к музыке. Занимался юный Нажиматдин неистово. В то время в консерватории преподавали выдающиеся педагоги, многие из которых были выпускниками Московской и Ленинградской (ныне Санкт-Петербургской) консерваторий. Сегодня Мухамединов с благодарностью вспоминает  основателя казахской профессиональной композиторской школы, народного артиста, лауреата Государственной премии, профессора Е.Г. Брусиловского, встречи с которым не прошли для него бесследно. С теплом вспоминает он и музыкального теоретика, профессора, автора учебника по гармонии И.И. Дубовского, который, по признанию бывшего студента, «познакомил его с важнейшими выразительными средствами музыки, с законами построения, взаимосвязи аккордов, возможностями переходов в другие тональности».  Он скрупулезно изучал теорию музыки, полифонию, анализ музыкальных произведений, оркестровку.

Позже Мухамединов становится учеником выдающегося композитора, народного артиста, лауреата Государственной премии, профессора Е.Р. Рахмадиева. В его классе он пишет инструментальные сочинения, песни, постепенно оттачивая свое образное мышление, обретая мастерство развития музыкального материала, учась создавать также хоровые и симфонические партитуры. Так незаметно музыка входит в его жизнь, и сама жизнь становится неотделимой от музыки.

После окончания консерватории Н. Мухамединов  возвращается в Нукус, где начинает работать художественным руководителем Каракалпакской Государственной филармонии, представлявшей тогда по-настоящему творческий коллектив, в который органично влились и солисты из Москвы. Тем не менее, новый руководитель поставил перед собой задачу: чтобы афиша была разнообразной и интересной, и филармония была не просто собранием музыкантов разных жанров, а являла собой классический образец и была носителем высокого искусства академической музыки. И это  Мухамединову удалось.

Параллельно он продолжал создавать музыкальные опусы. Пробуя себя в разных жанрах, композитор  последовательно и несуетно шел к успеху   и признанию. Следует отметить, что  его поиски истинной содержательности, художественной глубины стали основной линией нынешней стадии его творческой жизни. Именно поэтому постоянным предметом его внимания были и остаются насущные проблемы наших дней. Лучшие его произведения имеют  своим истоком явления самой жизни, овеяны дыханием времени. Недаром говорится: вечность влюблена в явления времени. Да, во все времена в большом искусстве два этих понятия – актуальность и вечность – были спаяны неразрывно.

Нажиматдин Мухамединов работает много, интенсивно. За свою творческую деятельность создал более 500 произведений. В списке его сочинений – оперы («Ажинияз», «Гулойим») и балет «Айджамал», симфонические опусы, кантата «Каракалпакстан», камерно-инструментальная музыка,  вокальные циклы и песни, а также музыкальные драмы («Бахытлы болын балалар», «Алпамыс») и музыкальная комедия «Тоғыз тонқылдак ҳем бир шинғилдек», раскрывающая лирический «лукавый» дар композитора.

За прошедшие годы он создал  немало произведений, в которых сделана попытка непосредственно откликнуться на события современной действительности, воссоздать образы героев наших дней. Это симфоническая поэма «Разоренный народ», «Каракалпакская симфония»   или кантата «Каракалпакстан», которые заключают в себе неповторимые приметы национального характера, напоминают о безграничном разнообразии каракалпакского музыкального пейзажа. Но, пожалуй, именно дыхание современности, проступающее и в интонационном строе, и в ритмическом пульсе, формообразовании, наконец, в самом характере художественного мышления автора, представляется объединяющим началом этих произведений. Важно отметить, что сохраняя местный колорит, они, тем не менее, лишены национальной замкнутости. В них ясно просматривается доброе воздействие укрепившихся контактов между различными композиторскими школами.

В течение 11 лет Н. Мухамединов  был председателем Союза композиторов Каракалпакстана (ныне Союза композиторов и бастакоров Каракалпакстана) и 13 лет занимал пост министра культуры республики. Однако, несмотря на столь высокие должности, он продолжал быть активным в творческом плане. Вдохновение его никогда не покидало и не покидает. Особая область  творчества этого автора – песня. Большую популярность в Каракалпакии приобрели  такие  его песенные опусы, как «Саҳралар» (стихи А.Куртанбаева), «Қыз киялан билмасез» (стихи Б.Сенкиязова), «Бир дастаным, боленг» (стихи Н.Юсупова), «Ярим бар» (стихи Ажинияза), «Бир аўыз суйемен», «Нокисим гоззал орайым», (стихи С.Даулеталиева), «Баллада о младенце» (стихи И.Юсупова) и многие другие. В каждой из них современные ритмы и мелодическая выразительность  органично сплетаются в яркий, рельефный  песенный образ. Наверное, поэтому их охотно исполняют известные профессиональные исполнители, среди которых братья Пиязовы, М. Сапаева, Д.Хожамбергенов, А.Таджибаев и другие.

И в сфере камерно-инструментальной музыки Мухамединов находит свои интонации, в сдержанной, эмоционально строгой манере умеет как-то лирически проникновенно рассказать о внутреннем мире человека, о том, что принято называть исповедью души. Его пьесы, Соната и Вариации для фортепиано, «Наъресте ҳақинда», «Ёшлик ҳақинда», поэма «Песня и танец» для скрипки и фортепиано написаны на должном профессиональном уровне и в органичной связи с традициями этого жанра, и вместе с тем в них ясно прослеживаются истоки народного мелоса.

Творческая работа заполняет большую часть жизни Мухамединова, он искренне любит то, что делает. Поэтому этот человек  находится в постоянном поиске. Особенно моему герою запомнился 1993 год, ставший событийным как для него, так и для его республики.  Тогда  был объявлен конкурс на лучший гимн, который должен был стать одним из главных символов Каракалпакстана. В числе участников этого творческого состязания оказался и Мухамединов.

Вот как об этом вспоминает он сам: «Гимн – это торжественная песнь. В нем должна быть яркая волевая мелодия. Но это не марш с его  энергичной ритмикой. Гимн должен отражать душу народа. При работе над ним  я использовал квартовый ход, как в народной песне «Бозатау», в которой наиболее ярко отражены история, быт, стремления, думы каракалпаков. На конкурс было представлено немало интересных работ. Каждый из авторов по-своему изложил свое видение будущего гимна республики. И тем почетнее для меня, что именно мой вариант комиссия признала лучшим».

С тех пор Гимн Каракалпакстана, который Н.Мухамединов написал на стихи Героя Узбекистана И.Юсупова, звучит во время проведения торжественных мероприятий. Ну а с ним в активе композитора появилось еще одно произведение, ставшее первым – первым Гимном республики.

Горячие отклики слушательской аудитории вызывает и его симфоническая поэма «Гулла, яшна Узбекистоним», в которой тема цветущего  Узбекистана звучит как торжественная ода. Нельзя не отметить профессиональное мастерство, отличающее партитуру композитора. Продуманность инструментовки, тембровое разнообразие, широкая амплитуда динамика, естественная и органичная взаимосвязь оркестровых групп – все это подчинено,  прежде всего, выявлению основных  музыкальных   мыслей поэмы.

Упомяну еще одно событие, произошедшее на исходе сентября 2019 года в Каракалпакском государственном академическом музыкальном театре имени Бердаха, когда состоялась премьера первой каракалпакской этно-оперы «Гулойим» Мухамединова, музыку которой композитор написал на основе дастана   «Қырқ қыз». Автором либретто выступила народная поэтесса Каракалпакстана Гулистан Матякубова. Это сюжет о подвигах и героизме Гулойим и сорока девушек под ее предводительством в борьбе за достижение свободы и независимости. Здесь впервые в истории оперного искусства представлено творчество народных сказителей – бахши и жировов в сопровождении симфонического оркестра под управлением народной артистки Каракалпакстана Аиды Абдуллаевой. Спектакль начинается с исполнения жировом дастана «Қырқ қыз».

«Гулойим» – это своего рода классика каракалпакской музыки и своеобразный памятник смелой и отважной главной героине и ее сподвижницам. В партитуре Мухамединова нет излишеств. Достаточно  строгий отбор выразительных средств подчинен раскрытию драматургии оперы. Ее искренность, зримая, образная пластика, красивая музыка, отражающая национальный характер, имели заслуженный успех в дни премьерных показов «Гулойим», постановка которой стала событием музыкальной жизни Нукуса.

Завершая этот очерк, замечу, Нажиматдин Мухамединов – зрелый мастер.  Этот год для него юбилейный: 26 августа маэстро исполняется 85 лет. Как  истинный художник, серьезный и ищущий, – он всегда чуть впереди. Связь с родной землей, обращение к ее музыкальным истокам, тема Родины остаются все эти годы главными для композитора. Музыка – это его мир, в котором он живет,  и этот большой мир сосредоточен в нем.

Подводя итог, хотелось бы заметить, что 2022-й год для Н. Мухаметдинова – юбилейный. 26 августа маэстро исполняется 85 лет. Связь с отчим домом, обращение к его музыкальным истокам, тема Отчизны остаются все эти годы главными для композитора. Это доказывают его нетленные произведения «Ажинияз» и «Гулойим», «Айжамал» и «Каракалпакстан», «Бахытлы болын балалар», «Алпамыс», «Бозатау» и, конечно, «Гулла, яшна, Узбекистоним».

Каждая его работа – любовное письмо необъятным просторам отечества, послание народу, который всегда в сердце композитора. Оттого Нажиматдин Мухаметдинов – сын своей Родины, прославляющий ее на протяжении всей своей жизни, – достоин быть представленным к Государственной премии.

 

Инесса Гульзарова,
профессор Государственной консерватории Узбекистана,
музыковед
 
"Правда Востока", №165




Другие материалы рубрики

23.08.2022 / 12:49:12

Ташкент снова примет пианиста Франсуа Шаплена

Один из лучших пианистов Франции, Франсуа Шаплен, возвращается в Ташкент с новой концертной программой французской музыки. Его единственный концерт пройдёт 9 сентября 2022 г. в 19.00 в большом концертном зале Государственной консерватории Далее...

17.08.2022 / 11:29:02

Композитор универсального века. Сергей Слонимский

Музыка Слонимского непременно становилась событием, которого с нетерпением ждали. Каждая премьера вызывала долгие дискуссии. Одно лишь бесспорно: его творчество всегда интересно, о нем думают и говорят Далее...

14.08.2022 / 12:57:23

Спасибо за узбекские макомы, Гульбахор Эркулова!

С большим успехом 31 июля и 6 августа 2022 года прошли в Бруклине, в ресторане "Эмир Палас", концерты талантливой и всенародно любимой певицы, макомистки, заслуженной артистки Узбекистана Гульбахор Эркуловой и ансамбля макомистов под руководством заслуженного артиста Узбекистана, гиджакиста Ахмаджона Дадаева Далее...

11.08.2022 / 17:06:18

Open air "Большая Музыка в золоте осени" и божественный голос одного из лучших оперных вокалистов современности — Алессандро Сафина

В программе концерта шедевры мировой классики в исполнении ведущих артистов Большого театра, в сопровождении симфонического оркестра под управлением лауреата международных конкурсов, главного дирижера театра Далее...

08.08.2022 / 17:36:21

Звезда Лучано Паваротти появится на "Аллее славы" в Голливуде

Звезда, посвящённая итальянскому тенору Лучано Паваротти, появится на знаменитой голливудской "Аллее славы" в Лос-Анджелесе Далее...





17.12.2024 / 18:01:06
Алексей Франдетти назначен художественным руководителем ГАБТ им. Алишера Навои
 
17.12.2024 / 12:24:31
В Ташкенте завершились премьерные показы оперы великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя "Tamerlano". И это стало большим событием в культурной жизни нашей столицы
 


21.12.2024 / 14:19:38
Снял за 24 часа, покорил навсегда!
 
15.12.2024 / 11:48:55
На ташкентской студии "Фаввора -фильм" завершена работа над новым художественным фильмом "Чужие здесь не ходят" по одноименному роману писателя Лукмона Борихона
 


26.11.2024 / 19:53:05
В Ташкенте состоялся бизнес-форум с участием представителей туристической отрасли Узбекистана и Китая. С 18 декабря 2024 года будет налажено регулярное авиа сообщение между городами Ташкент и Хайнань.
 
24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте