Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
11.11.2022 / 18:44:17
Музыкальный театр-студия при Государственной консерватории Узбекистана порадовал публику Гала-концертом, посвященным открытию 59 сезонаОперная студия Ташкентской консерватории была создана ее легендарным ректором Мухтаром Ашрафи в 1965 году . И за прошедшие десятилетия интенсивной и плодотворной деятельности воспитала немало больших мастеров оперного исполнительства, искусство которых стало известным не только в Узбекистане, но и во всем мире. По своей сути Оперная студия – или как теперь это подразделение именуется – Музыкальный театр-студия при Государственной консерватории Узбекистана – это учебно-творческий театр, в котором совершенствуют свое мастерство молодые солисты оперы, дирижеры, осуществляя свое творчество под руководством оперных педагогов в условиях работы профессионального оперного театра. Получая вокальное образование в классах опытных педагогов по академическому пению, артисты оперы развивают свое вокально-сценическое мастерство в работах над оперными образами различных композиторских стилей и направлений. В этот вечер мы имели счастливую возможность увидеть прекрасные результаты этой работы. Признаюсь я давно не был на концерте в котором на таком высоком профессиональном уровне звучали многие шедевры мировой оперной классики и музыки. Все наши взоры были прикованы к сцене на которой с полной отдачей и большой увлеченностью весь вечер играл Симфонический оркестр Музыкального театра-студии при консерватории под руководством опытнейшего и весьма талантливого дирижера Бобомурода Худайкулова. Если окинуть взором весь богатейший репертуар театра-студии нашей консерватории за все десятилетия его жизни и деятельности – нельзя не удивиться его многообразию и широте охвата разных композиторских стилей. Наряду с классикой оперного искусства – такими шедеврами, как «Травиата» Верди, «Севильский цирюльник» Россини, «Богема» и «Мадам Баттерфляй» Пуччини ,«Евгений Онегин» Чайковского, «Кармен» Бизе, наряду с жемчужинами оперной драматургии Узбекистана – «Проделками Майсары» Юдакова, «Тахиром и Зухрой» Джалилова и Бровцына и многими другими – в репертуар этих десятилетий включались и «Наварьянка» Массне, и «Сказки Гофмана» Оффенбаха, и «Джанни Скикки» Пуччини, и «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова и «Мавра» Стравинского, и даже «Антиформалистический раёк» Шостаковича. Такая же, весьма впечатляющая палитра мирового и самых лучших образцов узбекского искусства , всех нас очень порадовала на этом концерте. Он начался исполнением известного сочинения Леонарда Бернстайна — увертюры к оперетте «Кандид». Дальше звучали знаменитые на весь мир произведения Пуччини, Бизе, Гуно, Россини, Чилеа, П.И. Чайковского и других прекрасных авторов. Их с большим вдохновением исполняли молодые и очень талантливые певицы и певцы Ленара Закирова, Валерия Шароватова, Филипп Эль-Танани, Рустам Алимарданов, Данияр Алимов. Блистал мастерством и своим мощным голосом ведущий солист ГАБТа , Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов. Он исполнил не только арию Базилио из «Севильского цирюльника», но и куплеты Ходжи Дарга из оперы С.Юдакова «Проделки Майсары» на узбекском языке. Порадовали и театрализованные исполнения сцен «Пасторали» из «Пиковой Дамы» Чайковского, хора ларинского бала, диалогов Онегина, Ольги и Ленского и куплетов Трике из «Евгения Онегина», всей серии карнавальных сцен из 2-го действия «Травиаты» Верди, ставшие запоминающимися мини-спектаклями внутри общей композиции вечера. И зрители оценили все это по достоинству. Всем очень понравилось и исполнение известной песни Дани Закирова «Эй сабо!» солистами театра Навои Рустамом Алимардановым и Дамиром Рахмоновым. Произвело большое впечатление исполнение попурри «Под небом Италии и Азербайджана» Дамиром Рахмоновым, Рустамом Алимардановым и Хужаназаром Жумаевым известных на весь мир арий из опер «Турандот», «Риголетто» и «Аршин мал алан». Ну обо всем и не расскажешь. Было еще очень много интересного. Только жаль, что в это время в зале не было телекамер и представителей СМИ. Интервью для сайта Kultura.uz АНДРЕЯ СЛОНИМА , режиссера ГАБТа им. А. Навои, Заслуженного деятеля искусств Узбекистана, режиссера этого концерта - Андрей Евсеевич, рад сердечно поздравить вас с новой творческой победой , с таким прекрасным концертом в котором все так четко продумано и столько отличных режиссерских находок. К чему вы стремились в процессе подготовки концерта? -Готовя программу Гала-концерта, открывающего 59-й сезон Музыкального театра-студии при Государственной консерватории Узбекистана, мы с дирижером Бобомуродом Худойкуловым стремились в форме динамичного музыкально-театрального действа и показать нынешние возможности театра-студии, и вспомнить многих, кто выстраивал и ковал яркую историю оперной студии консерватории Ташкента. И, конечно же – воссоздать атмосферу истинного праздника творчества, который олицетворяет сегодняшний день Музыкального театра-студии Государственной консерватории Узбекистана на ее уверенном пути к будущим новым достижениям. Выдающиеся дирижеры, начиная с незабвенного Мухтара Ашрафи – вели огромную созидательную работу с певцами, хором и оркестром над материалом опер. Как не вспомнить здесь таких титанов дирижерского искусства, как Народный артист Узбекистана, профессор Абдугани Абдукаюмов, Заслуженный деятель искусств Узбекистана Наум Гольдман, Заслуженный деятель искусств Узбекистана, профессор Гани Туляганов, народный артист Узбекистана, профессор Захид Хакназаров, заслуженный наставник молодежи, профессор В.Б. Неймер, народная артистка, профессор Дильбар Абдурахманова, видные дирижеры Юрий Петров, Валентин Руденко и многие другие. В памяти плодотворная деятельность и режиссера, Заслуженного деятеля искусств Каракалпакстана Мансура Садуллаева, и известного режиссера-педагога Владимира Володченко, и многих, многих других ныне ушедших выдающихся деятелей, отдавших многие годы жизни и творчества Театру-студии при нашей консерватории. Лики почти всех этих выдающихся деятелей, как и фрагменты многих памятных спектаклей театра-студии в разные годы мы постарались воспроизвести в виде серии слайдов на большом электронном экране – и в общей ткани композиции вечера, к нашей радости, это было воспринято с должным вниманием и признательностью публики. - Я знаю, что немало лет вы были связаны крепкими творческими узами с этим коллективом. Когда это было и о чем вам вспоминается в связи с этим сейчас? -Я начинал работу на кафедре оперной подготовки и в оперной студии в уже далеком 1975 году по приглашению самого незабвенного Мухтара Ашрафи – в те годы ректора консерватории. В творческом содружестве с ведущими дирижерами поставил и выпустил на сцене оперной студии многие и многие спектакли, отдав театру-студии нашей консерватории более 45 лет жизни и творчества. В числе солистов-выпускников, успешно раскрывших свое мастерство в этих спектаклях, а впоследствии ставших украшением оперной сцены Узбекистана – и Народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана, профессор, ныне зав. кафедрой академическкого пения консерватории Муясссар Раззаккова, и профессор Галина Иминовна Мухамедова,и народный артист Узбекистана Аваз Раджабов, и народные артисты Узбекистана Рамиз Усманов и Самандар Алимов, и Заслуженный артист Узбекистана Кирилл Борчанинов, и многие другие яркие артисты оперной труппы нашего родного театра. А выпускники нашей консерватории Нажмиддин Мавлянов, Абдумалик Абдукаюмов, Барно Исматуллаева, Аббасхон Рахматуллаев с честью и достоинством несут славу отечественной оперно-артистическкой школы Узбекистана на сценах многих театров зарубежных стран. В 80-е годы Оперная Студия при Ташкентской консерватории стала, по сути, вторым действующим оперным театром Ташкента, с собственным репертуаром и регулярными показами своих спектаклей в оригинальном постановочном и сценографическом решении, как на сцене исторического здания Кирхи, так и на сцене ГАБТ имени А. Навои. А в 1990 году состоялись и исторические гастроли Студии в Москве, где на сцене Театра МГУ были показаны второй акт оперы Дж. Верди ТРАВИАТА и третий акт оперы Ж. Оффенбаха «СКАЗКИ ГОФМАНА». Эти гастроли вызвали большой интерес московской общественности. Особенный оттенок им придало и участие замечательной, истинно выдающейся певицы, народной артистки России Галины Писаренко в партии Виолетты в ансамбле с нашими ведущими солистами и творческой молодежью. Верю, что Музыкальный театр-студия при Государственной консерватории Узбекистана снова сможет и должен стать вторым оперным театром в Ташкенте. И это хорошо понимает ее руководство, что может только радовать любителей искусств столицы.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz Фото Ирины ЩУР
|
|