Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
25.11.2022 / 20:16:08
110-летию со дня рождения Мухтара Ашрафи посвящается…2022 год в культурной жизни республики ознаменован проведением разнообразных мероприятий, приуроченных к юбилею выдающегося композитора и дирижера XX века, народного артиста Узбекистана, лауреата государственных и международных премий, педагога и общественного деятеля Мухтара Ашрафи. С именем Мухтара Ашрафовича связано становление и развитие композиторского творчества Узбекистана, появление ряда музыкальных жанров – оперы, симфонии, формирование национального театра. Он был поистине многогранной личностью, совмещавший и творческую работу – создание музыкальных произведений, дирижёрская деятельность, и руководство театром, консерваторией. Вместе с тем Ашрафи воспитал целую плеяду дирижеров, среди которых Абдугани Абдукаюмов, Дильбар Абдурахманова, Гани Туляганов, Куванч Усманов, Владимир Неймер, Сулейман Шадманов, Батыр Расулов, Эльдар Азимов, Фазлиддин Якубджанов, Фарук Садыков, известные не только в стране, но и далеко за ее пределами. Ашрафи внес неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры Узбекистана. Плоды его неустанного труда по сей день сохраняют свою актуальность, проявляясь в деятельности современных музыкантов – композиторов, дирижеров, музыковедов. Несколько поколений деятелей культуры нашей страны помнят великого соотечественника, посвящают ему свои сочинения, проводят научно-исследовательскую работу по изучению жизненного и творческого пути композитора. Огромная работа по сохранению музыкального наследия Ашрафи, пропаганде его творчества среди современной молодежи проводится в Мемориальном доме-музее композитора при непосредственном участии ее бессменного директора Наталии Константиновны Гуновой. «Роль музея Мухтара Ашарфи в сохранении памяти и продвижения творческого наследия безусловно важна», - подчеркивает Наталия Гунова. «Музей был создан 40 лет назад Постановлением правительства Узбекистана. Уже тогда руководящие органы нашей республики знали о том, что произведения Мухтара Ашрафи, его жизненный путь являются примером для подражания». В юбилейный год эта работа обрела еще большие масштабы. Концертные программы, творческие встречи, экскурсии для молодежи в стенах музея, а также выход третьего и четвертого сборников нот серии «Танланган асарлар» («Избранные произведения»), включающие музыкальные посвящения Ашрафи, созданные современными композиторами Узбекистана. Наконец, масштабные и знаковые мероприятия по празднованию 110-летия Ашрафи состоялись в Государственной консерватории Узбекистана – это Международная научно-практическая конференция «Мухтар Ашрафи – композитор, дирижер, педагог» и Концерт-посвящение, основу которого составили фортепианные произведения из двух сборников «Танланган асарлар», презентация которых авторам музыки и участникам концертной программы торжественно венчала этот незабываемый праздник музыки. Наталия Гунова: «Наша идея по проведению концерта и Международной конференции была поддержана ректором консерватории Камолиддином Уринбаевым и профессорско-преподавательским составом вуза. Состоявшиеся мероприятия дают возможность молодому поколению не только еще раз услышать в воспоминаниях современников творческий путь Мухтара Ашрафи, но также услышать его бессмертные произведения, которые вошли в Золотой фонд культурного наследия Узбекистана». Открывал концерт хоровой коллектив при Государственном симфоническом оркестре Узбекистана (руководитель – Юлдуз Хуснутдинова), исполнивший символическую для данного мероприятия песню «Йўлларим». Увлекательным стал документальный видеоролик о фрагментах из жизни Ашрафи, из воспоминаний современников, повествующий о детальности музея. Далее прозвучали фортепианные композиции современных композиторов Узбекистана. Это «Бахор хотиралари» для двух фортепиано Камолиддина Азимова, фортепианная транскрипция на тему романса «Кашмирда» М.Ашрафи Абдулазиза Хасанова, «Памирский танец» Ашрафи в переложении для фортепианного дуэта, сделанного Анатолием Вареласом, Фантазия для фортепиано Хуршиды Хасановой, написанная по эпической оратории «Сказание о Рустаме» Ашрафи, Фантазия для фортепиано по прочтению симфонической поэмы «В грозные дни» М.Ашрафи Ойдин Абдуллаевой. Основная часть концертной программы прозвучала в интерпретации Заслуженной артистки Узбекистана, профессора консерватории, талантливой пианистки Адибы Шариповой, которой удается создать целый звуковой мир, переливающийся богатой палитрой красок, оттенков, нюансов. В руках Шариповой рояль будто оживает, увлекая в свое повествование или же эмоциональное откровение неравнодушных слушателей. Не менее выразительным стал дуэт А.Шарипова-Т.Мякушко, продемонстрировавший музыкальную и энергетическую слаженность, необходимую для ансамблевого музицирования. Каждый номер вызывал у зрителей всплеск оваций и нескрываемый восторг от исполнительского мастерства отечественных музыкантов. Адиба Шарипова: «Программу нашего концерта составили фортепианные сочинения композиторов Узбекистана, созданные по произведениям Мухтара Ашрафи. При чем за основу были взяты как небольшие композиции, так и крупные полотна автора – опера, балет, оратория, симфоническая поэма с изысканной, богатой на различные ответвления, акценты драматургии. Здесь и тема скитаний, прощания с жизнью, с родиной, с тем привычным пространством, которое его окружало, это тема празднества, сопровождаемого колоритным танцем. Магическими по своему эмоциональному воздействию стали два последних номера концерта, музыка которых принадлежит женщинам-композиторам Узбекистана – Х.Хасановой и О.Абдуллаевой. Общаясь с Х.Хасановой, я, буквально, была покорена ее богатейшей чувственной природой, которая пронизывает ее сочинение. Исполняя Фантазию О.Абдуллаевой, я попыталась сопоставить эту музыку с восточным орнаментом, увиденным мною в Самарканде на площади Регистан. Мне показалось, что отдельный фрагмент его можно, условно, положить на музыку и взглянуть на произведение сквозь призму каждого узора. В результате передо мной раскрылись удивительные грани этой композиции, работа над которым обрела совершенной иной смысл. В целом же, меня как исполнителя во время концерта успокаивало и, одновременно, вдохновляло то, что публика в зале была как одно сплошное внимание». Неожиданной была интерпретация знаменитого произведения М.Ашрафи – «Песня без слов», прозвучавшее в новой исполнительской редакции: на нае (солист – Батыр Дюсембетов) в сопровождении фортепиано (концертмейстер – Лола Абдуалямова). Как оказалось, данная композиция, изначально написанная для фортепиано, а также известная в нескольких версиях (для виолончели и оркестра, для оркестра народных инструментов и др.), вполне органично звучит в ансамбле ная и фортепиано. Бессмертное творение Ашрафи вдохновляет музыкантов на новые творческие свершения, и, возможно, в будущем появятся новые исполнительские составы, которым удастся раскрыть всю красоту этого сочинения. Развернутой стала Международная научно-практическая конференция, привлекшая к участию крупных ученых-исследователей, педагогов, известных деятелей культуры и искусства современности, а также молодого поколения музыкантов, научных сотрудников, докторантов. Ирина Галущенко, профессор ГКУз: «Конференция – знаковое событие в консерватории, потому что наш вуз носил имя Мухтара Ашрафи. Он очень много сделал для консерватории, приглашал сюда замечательных специалистов из разных стран мира, очень бережно относился к студентам. Консерватория, наряду с театром, была делом его жизни. Все это получило отражение на конференции. Огромный масштаб участников, интереснейшие доклады стали свидетельством того, как откликнулись современные ученые на творческую деятельность этого удивительного человека». Разнообразна была тематика докладов участников конференции, затрагивающая вопросы композиторского творчества, дирижерского искусства, педагогики, научно-исследовательской работы, публицистики – всего того, чем занимался сам Ашрафи и что сегодня актуально и востребовано современными музыкантами. По окончании конференции каждому участнику был вручен сертификат. Весь день в стенах консерватории звучали слова благодарности всем организаторам и участникам столь знакового мероприятия, подтверждая, что многолетний труд Мухтара Ашрафи не забыт сегодня, что в XXI веке его ученики, последователи и молодые музыканты хранят память о выдающемся человеке, стараясь соответствовать тем высоким идеалам, которых придерживался в жизни сам Ашрафи и которые запечатлены в его незабвенном наследии. Венера Закирова,музыковед, доктор философии (PhD)по музыкальному искусству
|
|