Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
23.12.2022 / 17:43:04
"…Есть в красках отзвуки и звуки…"Под таким названием прошел в Государственной консерватории Узбекистана необычный концерт. Под сводами Органного зала звучала музыка Шостаковича Соната для скрипки и фортепиано, op.134, - одно из поздних сочинений композитора. Это – подлинная жемчужина зрелого стиля. Она была исполнена подлинными корифеями камерной музыки: партия фортепиано – профессор Адиба Шарипова, партия скрипки – доцент Елена Матвеева. Имена эти давно и хорошо известны всем любителям классической музыки. А уникальность концерта – в том, что прозвучало только одно-единственное сочинение. Почему же музыканты не «раздули» программу, не «разбавили» насыщенный семантический пласт Сонаты более доступными, легкими для восприятия пьесами, гарантирующими восторженный прием у всех слушателей, как искушенных профессионалов, так и у простых меломанов? На первый взгляд, кажется, что исполнение только одного сочинения – это странный шаг. Но знакомому с музыкой Сонаты такое решение является единственно возможным и безоговорочно правильным. Образный строй, смысловой мир этого сочинения невероятно сложен и разнопланов. Как часто мы видим у Шостаковича, в одном опусе словно находит отражение вся жизнь человеческая… Есть такой формат художественных экспозиций – выставка одной картины. Например, Лувр привозит в другую страну только Джоконду. Значимость шедевра такого уровня делает невозможным её сопряжение с другими объектами. Но зритель, не распыляясь на множественные раздражители, полностью погружается в созерцание великого произведения искусства, проникает в самые глубины его, воспринимает его как можно полнее и шире. Своеобразие нашего концерта – в таком же подходе, ведь Соната для скрипки Шостаковича несет такой мощнейший посыл, что слушать что-либо после неё просто нельзя. Не остается душевных сил … Вступительное слово к концерту произнес известный писатель, эссеист и литературный критик, философ Евгений Абдуллаев. Многим он известен по своему псевдониму Сухбат Афлатуни. В его словах звучала истинная любовь к шостаковичевской музыке, ощущалось проникновение в её суть на неком запредельном, почти мистическом уровне. Ведущий отметил экзистенциальную природу творчества композитора, тонко подметив самый дух времени, эпохи, в которую создавалась Соната. Не опускаясь до уровня простейших биографических и технологических моментов, Е. Абдуллаев мудро обобщил эстетическую суть гениального произведения. Звучание музыки стало откровением. Ноты ожили и открыли нам, без преувеличения сказать, панораму души волшебника звука. Исповедь исстрадавшейся души – только так можно определить впечатление, оставшееся у слушателей. Благодаря вдохновенному мастерству замечательных музыкантов, мы смогли прикоснуться к тому вихрю чувств, мыслей, образов, бушевавших в душе создателя Сонаты. Елена Матвеева давно зарекомендовала себя как инструменталист высшей пробы. Её исполнительская манера отмечена особой выразительностью и чистой, лишенной цыганщины, салонности, всегда глубокой и проникновенной эмоциональностью. В этот вечер слушателей поразил своим разнообразием и богатством звук скрипки Е. Матвеевой. Это было и гибкое певучее legato, и острейшее, гротескное staccato, сложнейшее pizzicato, то есть щипковое звукоизвлечение, и чистота двойных нот и акккордовых последований. Скрипка звучала как alter ego автора, погружая слушателей в глубины душевных движений. Невероятным было и звучание фортепианной партии в исполнении выдающейся пианистки Адибы Шариповой. Фортепиано под её руками не просто поддерживало солирующую скрипку, но создавало свою звуковую реальность. Мощнейшие пассажи звучали подобно целому оркестру, но при этом никогда не подавляя голоса скрипки, всегда вступая в диалог – именно диалог, разговор равных по интеллектуальному и эмоциональному статусу участников дискуссии. Грандиозная поэма, раскрывающая жизненную трагедию во всей возможной полноте, казалось, будет длиться вечно… Но вот истаяли последние звуки… и в зале воцарилась тишина. Как говорили великие виртуозы, такая тишина – гораздо дороже оглушительных аплодисментов, иногда «съедающих» последние такты музыки. Несколько мгновений слушатели не могли даже начать аплодировать, настолько сильно было воздействие шедевра Шостаковича на сознание, настолько велика была магия звукового мира, созданного талантом наших замечательных исполнителей. В заключительном слове, Адиба Рауфовна Шарипова, с трудом сдерживая эмоциональный наплыв, отметила важность этого концерта и анонсировала новый проект по исполнению камерной музыки, направленный на сближение западной и восточной традиций. Будем с нетерпением ждать новых встреч с камерной музыкой в прекрасных и уже таких любимых концертных залах Государственной консерватории Узбекистана! Вот строки, ставшие девизом концерта: В борьбе, в боренье тьмы и света – Антонина Бударина,музыковед
|
|