Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.04.2023 / 11:34:12
Музыка Рахманинова в классе Э. Миркасымовой14 апреля в Органном зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт класса учащихся и студентов доцента кафедры специального фортепиано ГКУз. Э.З.Миркасымовой. Концерт органично вписался в юбилейные мероприятия, посвященные 150-летию С.В. Рахманинова. Все восемь исполнителей играли произведения великого русского композитора. Как известно, исполнение музыки Рахманинова – нелегкая задача для пианистов. Стиль композитора, особый сложный образный мир, виртуозная техника, многоплановая фактура – всё это требует от исполнителя определенной подготовки и зрелости. Можно с уверенностью сказать, что все участники концерта успешно справились с поставленной задачей. Рахманинов состоялся у всех и был абсолютно разным. Это безусловная заслуга грамотного и талантливого педагога, сумевшего раскрыть индивидуальность каждого исполнителя, при этом стилевые черты музыки великого русского композитора были сохранены. Участники концерта представили свои номера на достойном профессиональном уровне, ни у одного из них не чувствовалось ученической скованности и неуверенности. Многие интерпретации отличались настоящей артистической свободой и глубоким проникновением в художественный образ. Открывала концерт ученица 8 класса РСМШ им.В.А.Успенского Севара Шарипова. Юная исполнительница сыграла «Полишинель», сумев создать и мужественный маршевый драматический образ, и лирически-воодушевленную мелодию среднего раздела. Известная пьеса наполнилась юношеской непосредственностью и эмоциональностью. Интересными и яркими были выступления студентов первого курса – Александры Ушковой и Азизбека Юсупова. Напряженная и взволнованная музыка Прелюдии №7 ор.23 в исполнении Саши была сыграна с особой выразительностью, а вихревые пассажи, виртуозно исполненные юной пианисткой, удачно воссоздали эффект надвигающейся бури. Азизбек представил слушателям не менее известные пьесы – «Элегию» и Этюд-картину №6 ор.39, знакомую слушателям под названием «Красная шапочка». Напевность и патетика «Элегии» сменилась моторностью и ритмической энергией Этюда-картины. Этот, несомненно, очень талантливый пианист не в первый раз поражает слушателей исполнительской зрелостью, техническим мастерством, чувством формы, способностью к перевоплощению. Второй курс представляли Дилафруз Адхамова и Рузана Боговская. Музыкальный момент №6 ор.16. в исполнении Дилафруз прозвучал торжественно и величественно. Пианистка сумела передать свойственный Рахманинову гимнический образ колокольности, успешно справившись со сложной технической и выразительной стороной этого произведения. Рузана Боговская, исполнившая две разнохарактерные Прелюдии (ор.23 №6 и ор.32 №8), порадовала публику проникновенной лирикой, красивым певучим, «рахманиновским» звуком, затем, не менее убедительно продемонстрировала драматический «вихревой» образ. Эта талантливая пианистка обладает удивительно красивым и мягким звуком. Рахманинов в ее исполнении наполнился огромным количеством звуковых нюансов и деталей, а многоплановость фактуры, которая свойственна композитору, прозвучала в полной мере. Выступление Виктории Пак, студентки 4 курса, исполнившей фортепианную транскрипцию «Сирень», запомнилось слушателям, как удивительно трепетное и нежное. Вся музыкальная ткань композиции своими спокойными, распевно льющимися вокальными фразами и выразительными фигурациями словно отражала лёгкое колебание листвы, создавала ощущение умиротворённости и тихого покоя. Красочное и проникновенное исполнение этой транскрипции, лишенной драматических всплесков, стало лирической кульминацией всего концерта. В заключение концерта своё мастерство продемонстрировали студенты магистратуры – Диана Аманбаева и Никита Стеценко. Вариации на тему Корелли, сыгранные Дианой поразили своим разнообразием красок и многоплановостью. Каждый из 20 эпизодов этого сложнейшего монументального произведения имел свой неповторимый характер, свой тембр. Особенно проникновенно были сыграны 14 и 15 вариации, представляющие собой своеобразную лирическую кульминацию всего цикла, также запомнился драматический и громогласный финал, имитирующий колокольный звон и мотив Dies irae. Выступление Никиты Стеценко завершало концерт. И, как всегда, этот молодой, но уже хорошо известный в стране пианист поразил публику своей неординарностью и мастерством. Вторая соната в его исполнении была не просто убедительна. Это сложнейшее фортепианное произведение с заостренными контрастами, обилием тематизма, сквозной формой, основанной на непрерывном музыкальном развитии, требует не простого исполнительского мастерства. Рахманиновский стиль был ощутим в полной мере. Абсолютная техническая свобода, владение звуком, глубина мысли и понимание сложного драматического замысла, позволили создать убедительную художественную интерпретацию этой сонаты. Публика по достоинству оценила исполнение, наградив пианиста заслуженными овациями. В заключение хочется искренне поблагодарить исполнителей и их выдающегося, талантливого педагога Эльмиру Миркасымову за высокий профессионализм, добросовестную работу и неугасающую творческую энергию, подарившую слушателям настоящий праздник музыки. О. Василевская, музыковед
|
|