Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.03.2023 / 19:32:48
Жизнь и творчество Камиля Сен-СансаКамиль Сен-Санс – выдающаяся фигура в истории музыки, чей личностный и творческий облик представляет собой удивительное и уникальное, загадочное и талантливое явление. Он был известен не только как знаменитый пианист, органист и дирижер, но и как критик, исследователь музыки и театра, музыкальный редактор, поэт и педагог. Многогранная одаренность Сен-Санса, простирающаяся за пределы музыки, делает его поистине исключительным художественным явлением в искусстве второй половины XIX века и на рубеже веков. Начало жизни композитора сравнимо с детством Моцарта. Сен-Санс родился в очень музыкальной семье, где музыке отдавали всю страсть и любовь. Его музыкальный талант проявился рано, начиная с двух лет, и способствовал его быстрому и интенсивному общему и творческому развитию. Когда ему было всего восемь лет, известный пианист и композитор К. Стамати, друг Шопена и Мендельсона, заметил, что Сен-Санс нуждается только в некотором усовершенствовании как пианист, так как он уже выглядел профессионально уже в таком юном возрасте. Кроме музыки, будущий композитор увлекался живописью, и в пятилетнем возрасте он начал изучать искусство под руководством выдающегося французского художника Д. Энгра. В шесть лет он написал свои первые произведения, а в десятилетнем возрасте, владея прекрасно фортепиано, уже исполнял все сонаты Бетховена на концертах. С легкостью и изяществом, присущими истинно французской культуре, Сен-Санс охватил множество областей знаний: историю, философию, литературу, древние языки, религию и археологию. Всю свою жизнь он сохранял интерес к этим наукам, а также к математике, астрономии, физике, ботанике и зоологии. Безусловно, одаренность его просто поражает. Композитор также занимался написанием стихов и пьес. Он издал два сборника собственных стихотворений и проявлял талант в рисовании. К концу жизни у него возникло новое увлечение – путешествия. Сен-Сансу было интересно попробовать все, и он осваивал это "все" с здравым смыслом и непринужденностью, как отмечает Ромен Ролан. Однако, самое важное и главное место в жизни Сен-Санса занимала музыка. За всю историю развития музыкального искусства было много детей-чудес, композиторов и исполнителей, поражавших всех своими способностями еще в раннем возрасте. Считается, что Моцарт является одним из самых известных и уникальных представителей таких талантливых детей. Но Сен-Санс также был феноменально одаренным ребенком, и его не только сравнивали с Моцартом, но и признавали определенное превосходство над гением. С самого детства Сен-Санс был привлечен к музыке и проявлял поразительную любознательность. Все звуки и шумы вокруг него привлекали его внимание, и он внимательно слушал их, будь то скрип дверей, звон часов или шипение чайника. В возрасте двух с половиной лет будущий композитор начал изучать фортепиано благодаря своей бабушке, а к пяти годам он уже выступал перед публикой. Захватывает также тот факт из его пианистической карьеры, что в возрасте десяти лет он предложил публике выбрать одну из 32 сонат Бетховена, чтобы исполнить ее полностью наизусть. Кроме сонат Бетховена, он также исполнил Третий концерт Бетховена и Пятнадцатый концерт Моцарта. Его дальнейшее профессиональное развитие было таким же интенсивным и стремительным. В 13 лет он поступил в Парижскую консерваторию, а к 20 годам стал творчески зрелым композитором, создавая произведения в разных жанрах. Да, музыкальный талант композитора был сопоставим с великим Моцартом. Однако, отличительной чертой является то, что Сен-Санс, проживший долгую жизнь, уже при жизни смог ощутить себя классиком. В отличие от Моцарта, который умер в возрасте 35 лет, Сен-Санс, пройдя долгий жизненный путь, добился статуса классического композитора. Для Сен-Санса творчество было чем-то естественным и неотъемлемым, так же как дыхание. В его ранних работах всегда присутствовало удивительное чувство формы. Когда он стал утвердившимся мастером, он высказывался очень положительно и, что особенно важно, соответствующе действительности, о своих детских композициях, отмечая безупречность их музыкальной стилистики, где не было ни одной ошибки, как он говорил, "против стиля". Удивительна также интенсивность и скорость творческого процесса у Сен-Санса, что также было характерно для великого Моцарта. Известно, что знаменитая "Рождественская оратория" была создана всего за две недели. Сен-Санс потратил всего три недели на сочинение Второго фортепианного концерта и его подготовку к исполнению. Есть также удивительный факт, свидетельствующий о скорости воплощения его идей в музыкальную композицию: одно из его произведений, состоящее из 21 страниц, о котором композитор сначала просто забыл, но вспомнив, он написал за всего два часа. Сен-Санс обладал ярким даром импровизатора и великолепно владел не только фортепиано, но и органом. В молодости он занимал должность органиста в одной из парижских церквей, и его игру приезжали слушать музыканты со всей Европы. К. Шуман, А. Рубинштейн, П. Сарасате были восхищены его мастерством. Ф. Лист назвал его "величайшим органистом в мире", а Ш. Видор, известный французский органист, заметил, что игра Сен-Санса на органе была бы восхищением для Баха, Моцарта и Мендельсона. Сен-Санс родился 9 октября 1835 года в Париже. В его семье искусство занимало важное место: отец композитора писал стихи, а мать была художницей. Сразу после знакомства с миром музыки, он начал сочинять и записывать свои произведения. Самая ранняя сохранившаяся запись датируется 22 марта 1839 года. Весной 1843 года родители отправили его на занятия фортепиано к известному пианисту и композитору К. Стамати. Профессор был впечатлен выдающимися навыками семилетнего мальчика и решил сконцентрироваться на совершенствовании уже имеющихся у него пианистических навыков. С начала октября того же года он начал изучение гармонии и контрапункта под руководством рекомендованного Стамати П. Маледана. После трех лет обучения Стамати счел его готовым к концертным выступлениям, которые впервые состоялись 20 января и 10 февраля 1846 года. 6 мая того же года Сен-Санс дал большой концерт в зале Плейель, и этот день стал началом его пианистической карьеры. В 1848 году Сен-Санс поступил в Парижскую консерваторию, где за три года успешно прошел обучение сначала по классу органа, а затем –композиции. К моменту окончания консерватории он уже был зрелым музыкантом и автором многих произведений, включая свою Первую симфонию, которая была высоко оценена Г. Берлиозом и Ш. Гуно. В период с 1853 по 1877 годы Сен-Санс работал в различных соборах Парижа, где его искусство органной импровизации быстро получило признание во всей Европе. Как органист, Сен-Санс был очень успешным, и 28 июля 1851 года он получил первую премию по органу. Он посещал концерты и оперные театры, постоянно расширяя свои знания в области музыки. В октябре того же года он поступил в класс композиции Ф. Галеви. В 1853 году, после нескольких месяцев стажировки в храме Сен-Северен, Сен-Санс получил место органиста в храме Сен-Мерри на другом берегу Сены. Он оставался на этой должности около пяти лет, продолжая посвящать все свое свободное время профессиональному совершенствованию и самообразованию. Первая симфония, написанная в 1852 году, была несомненным результатом композиторской юности Сен-Санса. В ней уже присутствовали многие характерные черты его творчества. Эмоциональная сдержанность и хладнокровие сочетались с живостью и подвижностью. Было явно ощущаемо его полное убеждение в ценности музыкальных традиций. Одной из интересных историй, связанных с интенсивной творческой работой молодого Сен-Санса, является его симфония, написанная для конкурса, объявленного Обществом Св. Цецилии в Бордо в 1856 году. Она была награждена золотой медалью 26 января 1857 года, а 15 февраля того же года была исполнена в Париже. В 1856 году Сен-Санс написал Мессу для четырёх голосов, хора, органа и оркестра. Эта Месса была исполнена в храме Сен-Мерри 21 марта 1857 года и является первым церковным сочинением Сен-Санса. Он посвятил её аббату Габриэлю, священнику прихода храма Сен-Мерри. В период с июля по сентябрь 1858 года Сен-Санс занимался сочинением Симфонии ля минор. Эта симфония значительно отличается от первой. Здесь творческая индивидуальность Сен-Санса проявляется гораздо яснее, и его особое пристрастие к полифоническим фигурам неоклассического стиля становится очевидным. Первое исполнение Второй симфонии состоялось 25 марта 1860 года. В это же время Общество Св. Цецилии в Бордо объявило новый конкурс на написание большой концертной увертюры. Сен-Санс написал увертюру "Спартак" по трагедии А. Пажеса. В июне 1863 года эта увертюра была удостоена первой премии. В этом же году композитор отправился в поездку по Пиренеям и Оверню. Под впечатлением от этой поездки он сочинил своё первое трио для фортепиано, скрипки и виолончели – одно из лучших его произведений. Музыка трио обладает неотразимой свежестью, яркостью и молодостью эмоций. Гармонические средства просты, используется диатоника во всех ее возможностях. Опус увлекает слушателей своими упругими и переменчивыми ритмами, изящной фактурой и голосоведением, а также блеском искрящегося темперамента. В нем ощущается восхищение природой, свободой и радостью от народных мелодий и танцевальных ритмов. При этом формы произведения обладают непринужденностью и логичностью. Сен-Санс был человеком неутомимой энергии, и его таланты простирались далеко за игрой на органе и композиции. Он также выступал в качестве пианиста и дирижера, редактировал и издавал произведения старых мастеров, писал теоретические труды и стал одним из основателей и педагогов Национального музыкального общества. В 1870-х годах одно за другим появлялись его сочинения, которые были встречены с восторгом современниками. Некоторые из них включали: симфоническую поэму "Прялка Омфалы"; симфоническую поэму "Пляска смерти"; оперы "Желтая принцесса", "Серебряный колокольчик" и наконец вершину его творчества – оперу "Самсон и Далила". Вероятно, в 1863 году была создана одно из самых известных произведений Сен-Санса – "Интродукция и рондо каприччиозо" для скрипки с оркестром, которое пользуется популярностью и по сей день. Стоит отметить, что эта пьеса написана с удивительным пониманием возможностей скрипки, прекрасно сочетая ее с оркестром, и ее форма естественна и наглядна. Однако эти описания едва ли достаточны, чтобы передать всю прелесть пьесы Сен-Санса. В мире много произведений, обладающих подобными достоинствами, но лишенных магии, присущей музыке Сен-Санса. В 1867 году Сен-Санс познакомился с А. Рубинштейном, и для его выступления в Париже он написал фортепианный концерт. Факт того, что Второй фортепианный концерт с оркестром был создан Сен-Сансом за 17 дней, не может не впечатлить. Уже 13 мая концерт был исполнен Сен-Сансом и оркестром под руководством Рубинштейна вместе с рядом других его произведений. С течением времени Второй фортепианный концерт Сен-Санса стал одним из самых популярных его сочинений и до сих пор пользуется огромной популярностью. Позже Сен-Санс, оставив работу в соборах, полностью посвятил себя композиции и стал активным путешественником, объезжая весь мир. 15 августа 1868 года он был удостоен звания кавалера ордена Почетного легиона. В октябре того же года он отправился в Германию и дал концерты в Кёльне. В период с 1870 по 1871 годы активность и творческий пыл Сен-Санса резко возросли. Его обязанности в общественной жизни увеличились, а круг его знакомств стал шире. В его квартире проходили музыкальные вечера по понедельникам, зачастую с участием иностранных музыкантов. Временами у композитора обострялись туберкулез и проблемы с глазами. Испытания военным временем (во время войны между Германией и Францией) и бедственная жизнь в Лондоне в апреле-мае 1871 года оказали значительное негативное влияние на его здоровье. Но благодаря сильной воле и творческой энергии Сен-Санс преодолевал все трудности, работая неутомимо. Самым важным сочинением Сен-Санса в 1871 году стала его первая симфоническая поэма "Прялка Омфалы". К концу года состояние здоровья Сен-Санса, истощенного интенсивной деятельностью, значительно ухудшилось, и ему понадобился отдых на юге. В октябре и ноябре 1873 года Сен-Санс провел время около столицы Алжира, в саду с мраморным водоемом, осознавая временное ослабление своих сил, но наслаждаясь тишиной и уединением. В феврале 1875 года Сен-Санс вступил в брак с Марией-Лаурой-Эмилией Трюффо, сестрой своего ученика и друга Ж. Трюффо, которому он когда-то посвятил Каприс на темы балетной музыки из "Альцесты" Глюка. Мария-Лаура была почти в два раза моложе Сен-Санса – ее дата рождения 16 апреля 1855 года. Этот брак скорее был результатом волевого каприза композитора, чем выражением его любви к Марии Трюффо. Кроме того, Мария вызывала ревность со стороны матери Сен-Санса. До конца своих дней Сен-Санс активно вел творческую жизнь: он сочинял без устали, давал концерты, путешествовал и записывался на пластинки. Выступления Сен-Санса продолжались невероятно долго – 75 лет. Он выступал на сцене до возраста 86 лет, и на каждом этапе своего пути не испытывал никаких технических трудностей, а его игра привлекала своим изяществом, блеском и мастерством.
Боймухамедова Фарангиз
|
|