29 сентября в актовом зале Ташкентской и Узбекистанской Епархии православной церкви состоялся вечер вокальной музыки - «М.И.Глинка, М.П.Мусоргский и Н.А.Римский-Корсаков – три богатыря русской музыки».
Организаторы мероприятия посвятили этот концерт юбилейным датам трех великих композиторов, творчество которых имело огромное значение для развития русской музыкальной культуры. «Три богатыря», которых объединяла идея народности, правды искусства, любовь к родной им русской культуре, ее истории, традициям и народному творчеству.
На вечере прозвучали выдающиеся оперные и камерные творения композиторов в исполнении ведущих солистов оперы ГАБТ имени А.Навои, лауреатов и дипломантов международных конкурсов Г.Голубковой, Б.Садыкова, М.Поляковой, Э.Джевдетовой, К.Свиридовой и М.Сотниковой.
Каждый из этих композиторов является новатором в отражении тем, идей, образов, в средствах их воплощения в музыкальной ткани, каждый неповторимо индивидуален в своем музыкальном языке.
В концерте были исполнены произведения композиторов, отражающие наиболее характерные для их творчества образы: для М.И. Глинки – лирика чувств, выраженная через певучесть мелодий романсов «Жаворонок» , «Бедный певец», «Как сладко с тобою мне быть»; для Мусоргского – отражение народных характеров часто в собственных стихах, где певучие интонации гармонично сочетаются с декламационностью, воспроизводящей, по словам автора, человеческую речь во всех ее «тончайших изгибах» и с яркой индивидуальностью гармонического языка в аккомпанементе произведений «Ах ты, пьяная тетеря», «Козел», «Гопак», которые были исполнены как вокальные сценки; для Римского-Корсакова - лирика светлого тона, спокойной созерцательности или элегических раздумий в романсах «О чем в тиши ночей…», «Октава», «Пленившись розой, соловей…».
Музыка великих гениев переплеталась с творчеством таких поэтов, как Н.Кукольник, В.А.Жуковский, А.Майков, А.Кольцов.
Особое место заняли произведения на текст А.С.Пушкина, творчество которого не раз вдохновляло многих композиторов. Список примеров музыкального воплощения пушкинских сюжетов поистине безграничен, а количество романсов на стихи Александра Сергеевича невозможно перечислить. Были исполнены на стихи Пушкина романсы М.И.Глинки «В крови горит огонь желанья…» и Н.А.Римского-Корсакова
«На холмах Грузии лежит ночная мгла».
Прозвучали произведения и на слова малоизвестных поэтов, таких как Е.Ростопчина в романсе М.И.Глинки «Дивный терем стоит», П.Рындин в романсе «Как сладко с тобою мне быть», Н.Греков в произведении М.П.Мусоргского «Где ты, звездочка».
Концерт преподнес слушателям много «сюрпризов». Одним из них был дуэт М.И.Глинки «Вы не придете вновь…». В данном произведении Глинка предстал и как поэт, что открыло в композиторе новую грань его таланта. Исполнили дуэт молодые солисты ГАБТ Катерина Свиридова и Мария Сотникова .
Помимо камерных вокальных произведений в концерте были исполнены номера из опер великих композиторов: романс Антониды из оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин», Думка Параси из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Сорочинская ярмарка», ария Лыкова и ария Марфы из оперы «Царская невеста».
Вечер включал в себя не только поэтическое воплощение в музыке, но и декламацию первозданного текста. А.Е.Слоним - автор проекта и композиции создал несколько ярких образов из произведений «Признание», «Подъезжая под Ижоры» А.С.Пушкина, отразил глубокое разочарование монолога «И скучно и грустно» М.Ю.Лермонтова, показал социальную заостренность произведения «Старый капрал» и сатиричность образа в моно-сценке «Червяк» Пьера Жана Беранже (в переводе В.Курочкина), которые имеют музыкальную жизнь в творчестве еще одного великого русского композитора А.С.Даргомыжского.
Данный вечер был открытием нового сезона, который и дальше планирует знакомить слушателей с разными жанрами, направлениями в музыкальном искусстве. Слушатели с нетерпением ожидают новые проекты.
Огромная благодарность автору проекта и композиции, режиссеру, заслуженному деятелю искусств Республики Узбекистан А. Е. Слониму и музыкальному руководителю, дипломанту международных конкурсов и фестивалей Л. В. Слоним за огромный труд, открывающий новые пути для общения аудитории с музыкой.
Гафурова Г.С., Усманова Н.С.