Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.12.2024 / 12:18:00
Лучшие образцы мировой классической музыки в исполнении лучших - Государственного симфонического оркестра Узбекистана и Мадины ФайзиевойВ Большом зале Государственной консерватории в программе фестиваля, посвященного 10-летию создания Государственного симфонического оркестра Узбекистана, состоялся концерт, на котором прозвучали лучшие образцы мировой классической музыки в сочетании с высоким мастерством исполнителей. В продолжение празднования 10-летия Государственного симфонического оркестра Узбекистана в этот вечер прозвучали «Концерт для фортепиано с оркестром, ля минор» выдающегося норвежского композитора Эдварда Грига и Симфония № 6, «Патетическая» Петра Ильича Чайковского, которая является знаковым произведением , отражающим всю глубину его эмоций и гениальность. При исполнении произведения Грига зрители оценили по достоинству большой талант и высокое мастерство солистки, заслуженной артистки Узбекистана, профессора , заведующей кафедрой специального фортепиано Государственной консерватории Узбекистана Мадины Файзиевой. И вновь был на высоте ведущий творческий коллектив страны, который уже 10 лет радует публику своим высоким уровнем исполнения - Государственный симфонический оркестр под руководством народного артиста Узбекистана , главного дирижера и художественного руководителя этого творческого коллектива Камолиддина Уринбаева. К этому надо добавить, что ведущая этой программы - профессор Инесса Гульзарова особо отметила Концерт для фортепиано с оркестром ля минор как одно из самых знаменитых и часто исполняемых сочинений Эдварда Грига. Он создан композитором в 1868 году во время пребывания в Дании. В его составе мы услышали : Allegro molto moderato (ля минор → до мажор → ля мажор → ля минор) Adagio (ре-бемоль мажор → ми мажор → ре-бемоль мажор) Allegro moderato molto e marcato (ля минор → фа мажор → ля минор → ля мажор). По мнению Инессы Сергеевны, концерт отличается ярким национальным своеобразием музыки (например, за основу третьей части взята тема народного танца халлинг), виртуозной партией фортепиано, по мощи и гамме выражаемых настроений приближающейся к оркестровому звучанию. Это произведение получило высокую оценку Ференца Листа, чуткого к самобытности, часто первым оценивавшим талант многих великих композиторов. Премьера концерта состоялась 3 апреля 1869 года в Копенгагене , композитор отсутствовал, вынужденный по делам уехать в Норвегию, среди присутствовавших были Нильс Гаде и Антон Рубинштейн, одолживший для концерта собственный рояль. Пять месяцев спустя концерт впервые прозвучал в Норвегии. На протяжении всей жизни Григ возвращался к партитуре, внося в неё разнообразные поправки. Кроме того, композитор работал над переложением для двух фортепиано — эту работу позднее завершил Карой Терн. И снова вернемся к комментариям Инессы Гульзаровой. Симфония № 6 си минор, соч. 74 «Патетическая» — последняя симфония Петра Ильича Чайковского, которую он писал с февраля по конец августа 1893 года. Название ей предложил брат композитора — Модест. Симфония посвящена Володе Давыдову (его племяннику). Название «Патетическая» свидетельствует о том, что в симфонии противопоставлены всеобщие и глубокие темы жизни и смерти. Работе над симфонией предшествовал длительный подготовительный период. Уже в 1889 году Чайковский задумал новое сочинение. Об этом он писал в письме Великому князю Константину Романову: «Мне ужасно хочется написать какую-нибудь грандиозную симфонию, которая была бы как бы завершением всей моей сочинительской карьеры... Неопределенный план такой симфонии давно носится у меня в голове, но нужно стечение многих благоприятных обстоятельств для того, чтобы замысел мой мог быть приведён в исполнение. Надеюсь не умереть, не исполнивши этого намерения».Чайковский вынашивал замыслы двух крупных сочинений для симфонического оркестра: Симфонии «Жизнь» и Симфонии си-минор, которые так и остались на стадии эскизов. Премьера состоялась 16 октября (28 октября) 1893 г. в Петербурге под управлением автора, за девять дней до смерти композитора. Особо стоит сказать о завершении концерта. Это было очень красивое зрелище. Казалось, что вручению букетов цветов Мадине Файзиевой и Камолиддину Уринбаеву в этот вечер не будет конца. Зрители снова и снова выражали свой восторг и восхищение их мастерству и большому таланту и , конечно, отличному выступлению Государственного симфонического оркестра Узбекистана. А потом еще долго шел обмен мнениями и обсуждение блестяще исполненных произведений Грига и Чайковского. Праздник музыки в честь 10 -летия оркестра подходит к своему завершению.
БОРИС БАБАЕВ, Kultura.uz Фото Елены Тигеевой и Инессы Гульзаровой
|
|