Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
16.01.2025 / 12:18:37
В память об универсальном музыканте из Ташкента . Встреча и дружба с большим мастером восточной музыки , профессором Сулейманом Тахаловым
Восточная музыка Центральной Азии – это не просто искусство, это живое наследие народов, воплощение их культуры и силы духа. Это богатая традиция, которая сочетает в себе уникальные стили, инструменты и музыкальные формы, характерные для народов этого региона. Среди великих её мастеров был и Шломо Маниевич Тахалов – человек, чья жизнь и творчество стали настоящим мостом между эпохами и культурами этих народов.Родившийся в Бухаре в 1935 году, Шломо Тахалов с детства впитал в себя богатство восточной музыкальной традиции. Он рано потерял мать и был очень привязан к своей сестре, известной в народе созанда Тофахон, которая обладала хорошим слухом, голосом и артистическими данными. Талант сестры благоприятно влиял на ее одарённого младшего брата. Думается, что здесь будут вполне уместными следующие строки великого Джалолиддина Руми, которые в данном случае говорят об очень многом, каким музыкантом, человеком и другом был Ш.Тахалов Пусть унесёт вода заботы, как поток, Пусть сердце пылает музыкой богато. Мы рождены, чтоб петь, любить и созидать, И душой, как факел освещать Восток .
По рассказам близких друзей и коллег, его талант раскрылся полностью в годы учёбы в Ташкентской консерватории, где он блестяще освоил все аспекты музыкального искусства, став не только исполнителем, но и композитором, дирижёром, аранжировщиком. На его счету – умение играть почти на всех восточных инструментах, виртуозное владение ими, что делало его уникальным артистом. Доктор искусствоведения, он не просто изучал музыку, он знал её истоки, историю, философию, эстетику. Глубокое понимание восточной культуры, таджикско-персидской поэзии и литературы сделало его интеллектуалом высокой культуры и высочайшего уровня. В нём сочетались артистизм, прекрасная сценическая внешность, великолепная дикция, которая очаровывала внимание любой аудитории, и невероятная скромность, располагающая к нему людей разных сословий, от простых тружеников до маститых учёных и сильных мира сего. Вот что написал о нем в своей книге «Народ и время» ныне покойный профессор Пинхас Ниязов: «…Он с успехом закончил музыкальное училище и Ташкентскую государственную консерваторию. Шломо Тахалов стал одним из ведущих преподавателей этого престижного высшего музыкального учебного заведения. Он учил студентов теории музыки, а также овладению мастерством игры на струнных восточных инструментах. Он работал и в филармонии, успешно занимаясь исполнительской деятельностью. Маэстро Тахалов – серьёзный и вдумчивый учёный. Всю жизнь его занимали теоретические проблемы, связанные с профессией. Он защищает диссертацию на соискание учёной степени кандидата искусствоведения. За фундаментальные научные исследования, большую исполнительскую практику и многолетнюю педагогическую работу в консерватории, решением Высшей Аттестационной комиссии при Совете Министров СССР он получает звание профессора…» Одной из ключевых научных тем, которые неизменно привлекали внимание профессора Тахалова и оставались в центре его исследований на протяжении всей жизни, является изучение особенностей музыкальной культуры бухарских евреев. Этот искусствовед справедливо утверждает, что музыкальное наследие нашего народа, сформировавшееся за долгие века пребывания в Центральной Азии, отличается богатой выразительностью иразнообразием жанров и форм. Музыка охватывает широкий спектр – от простых народных мелодий до классических произведений, таких как Шашмаком. Шашмаком – это удивительный жанр, состоящий по форме из древнейших народных мелодий, в основе этих уникальных мелодий лежат стихи и художественная проза великих поэтов Востока. Этот жанр был неотъемлемой частью в исследовании нашего Маэстро… С 1991 года, после репатриации в Израиль, его талант получил новое признание. В 56 лет, выучив иврит, он подтвердил своё звание профессора и получил третью академическую степень в Израиле. Шломо Тахалов был принят на работу в университет Бар-Илан в Тель-Авиве в качестве преподавателя на кафедру музыки народов Востока, где заведующим кафедрой был господин Саруси. С приходом на кафедру нового всесторонне образованного музыканта она получила новый импульс, превратилась в центр изучения и популяризации восточного музыкального искусства более широкого профиля. Ш. Тахалов организовал при кафедре оркестр народных инструментов в составе более сорока человек, был его руководителем, дирижёром и со временем оркестр получил статус государственного. Маэстро организовал бухарское-врейский ансамбль «Наво». Шломо Маниевич был приглашён на преподавательскую должность в музыкальную академию имени Рубина в Иерусалиме. Он был очень активен и востребован как специалист высокого класса в театрах бухарских евреев, созданных приезжими знаменитыми и профессиональными артистами из городов Центральной Азии в Израиль в 90 годах. Моё знакомство с ним состоялось на одном из первых мероприятий, устроенном Всемирным Конгрессом бухарских евреев в Иерусалиме. После этого мы часто встречались в Тель-Авиве, когда я приезжал из Вены. С первого момента наше общение было предельно захватывающим. Шломо Маниевич оказался интересным собеседником, чья эрудиция и глубокие знания были поистине неисчерпаемы. Я, будучи художником, журналистом и большим любителем восточной поэзии, нашёл в нём родственную душу. Мы часами говорили о музыке, литературе, поэзии, живописи. На мой вопрос: – Вы, вероятно, первый преподаватель музыки Востока в высшем учебном заведении Израиля? – Выходит так. – Ответил он скромно и добавил: – Сегодня восточная музыка преподаётся в йешивах и ряде учебных заведений страны. Шломо Тахалов очень гордился тем, что бухарско-еврейская музыкальная культура на высоком уровне котируется в Израиле. Концерты Шашмакома собирают полные залы не только наших соотечественников, но и коренных жителей страны – сабров. Я уверен, что встречи с ним обогащали не только меня, но и тех, кто имел честь быть в его обществе. Особенно запомнился вечер в интеллектуальном клубе «Муза» в Бат-Яме. Там в один из вечеров мы вместе декламировали стихи восточных поэтов на таджикском и русском языках. Зал был очарован гармонией музыки и изяществом слова, которую мы создали вместе с маэстро, я – любитель, а он оказался большим мастером художественного слова. В заключении нашего выступления Шломо Маниевич сказал: «Ангелы, создавшие музыку, соединяют века в едином аккорде красоты». Смерть этого уникального человека 29 декабря 2024 года стала для меня и огромной аудитории ценителей его творчества невосполнимой утратой. Дружба с Шломо Тахаловым была не просто общением, но глубоким духовным союзом. Светлая память этому большому мастеру музыки. Его наследие – вдохновение для будущих поколений. Его музыкальное творчество и душа, отражённая в звуках восточных мелодий, будет ещё очень долго жить в сердцах почитателей его таланта, учеников, друзей, близких и родных.
Шломо Устониязов, президент общины бухарских евреев г. Вена, январь 2025 года.
|
|