Государственная консерватория вновь порадовала ценителей классической музыки необычным концертом заслуженного коллектива Национального симфонического оркестра Узбекистана под управлением заслуженного артиста Республики Узбекистан, дирижёра Алибека Кабдурахманова. Гости вечера стали свидетелями премьерных исполнений сразу двух прекрасных произведений мировой музыкальной культуры - симфонической поэмы Бедржиха Сметаны «Влтава» и Симфонии №2 (до минор) Александра Николаевича Скрябина, причём исполнение опуса русского композитора продемонстрировало публике систему светотональности, разработанную самим Скрябиным, в действии.
Ведущая вечера, известный музыковед Инесса Гульзарова, рассказывая о программе концерта, искусно направляла внимание слушателей на особенности каждого произведения, их композицию и характер каждой части, что, безусловно, помогло публике глубже проникнуть в суть представленных сочинений.
Первая часть программы открыла дверь в романтический мир Чехии, благодаря симфонической поэме Бедржиха Сметаны «Влтава». Это произведение — одно из шести, входящих в цикл «Моя Родина», посвящённого красотам природы и историческим событиям Чехии. Центральная идея «Влтавы» заключается в изображении одноимённой реки, протекающей через всю страну, начиная от истоков и заканчивая слиянием с Эльбой. С помощью звуков композитор рисует перед нами величественный пейзаж, в котором вода течёт, бурлит, перекатывается через камни и, наконец, достигает широкой глади. Оркестровая палитра Сметаны насыщена яркими красками, мелодиями народного характера и духом патриотизма, что делает эту музыку одновременно близкой и понятной каждому слушателю.

Вторая часть вечера была посвящена Александру Николаевичу Скрябину, одному из ярчайших русских композиторов рубежа XIX-ХХ веков, предвестнику музыкального авангарда. Скрябин известен своими смелыми экспериментами в области музыкально-художественного синтеза. Идея синестезии, предполагающая восприятие различных чувственных впечатлений одновременно, является центральной в творчестве композитора. Так, он верил, что определённые музыкальные ноты вызывают ассоциации с конкретными цветами. В Симфонии №2 мы можем наблюдать изменение настроения от тёмного и мрачного начала к светлому и радостному финалу (хотя, по словам самого композитора, ему было сложно "дать свет" в 5-ой части симфонии – (Maestoso), при этом каждая часть сопровождается соответствующим изменением освещения сцены.
Благодаря мастерству маэстро Кабдурахманова и вдохновенному исполнению музыкантов Национального симфонического оркестра Узбекистана, произведение раскрывалось на глазах слушателей подобно дивному цветку, в котором воплотились Звук и Цвет.
Не секрет, что произведения композиторов-новаторов часто не находят отклика не только у современников, но и спустя годы, когда, кажется, авторитет композитора уже незыблем и его вклад в историю мировой музыкальной культуры по достоинству оценён. Можно с уверенностью сказать, что премьерное исполнение Симфонии №2 в Ташкенте прошло с большим успехом и тронуло сердце каждого, кто присутствовал в этот вечер в Большом зале Государственной консерватории.
Алим Турсинбаев.
Фото автора.