Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
11.10.2013 / 08:40:37

На сцене — музыка Мустафо Бафоева


Организованный Министерством культуры и спорта Республики Узбекистан, Союзом композиторов Узбекистана концерт  включил в себя  произведения Заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, Лауреата Государственной премии Республики Узбекистан, кавалера ордена «Фидокорона хизматлари учун», профессора Государственной консерватории Узбекистана, композитора Мустафо Бафоева.

Мустафо Бафоев – один из самых активных композиторов Узбекистана, с завидным постоянством радует любителей его музыки творческими вечерами из собственных сочинений, которые уже стали доброй традицией. На прошедшем вечере прозвучали мировые премьеры, или же ранее написанные сочинения в новой редакции: увертюра «Шодиёна», Поэма для альта с оркестром, фантазия на тему казахской мелодии «Дудурай», Концерт для фортепиано и оркестра, посвященный 100-летию Мухтара Ашрафи

Во вступительном слове ведущей концерта Инессы Гульзаровой, а также председателя Союза композиторов Узбекистана, Заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан, профессора Рустама Абдуллаева и ректора Государственной консерватории Узбекистана профессора Окилхона Ибрагимова был  ярко  охарактеризован творческий портрет композитора, значимость его творчества для соверменности, дана высокая оценка все граням творческой деятельности Мустафо Бафоева.

Каждое из  исполненных произведений отличается  индивидуальным  характером и  тематикой. Некоторые из них написаны по случаю какого-либо события. Так, фантазия на тему казахской мелодии «Дудурай» посвящена открытию в Ташкенте памятника известному  поэту и музыканту Казахстана Абаю, и отражает колорит и своеобразие музыки данной страны, рисует образ ее знаменитого представителя. Не смог обойти вниманием Мустафо Бафоев и 100-летний юбилей Мухтара Ашрафи, посвящение которому носит  исполненный на вечере трехчастный концерт для фортепиано и оркестра.  Для М.Бафоева М.Ашрафи  -  также уроженец Бухары, - всегда был маяком и ориентиром на нелегком пути к искусству. Многообразно воплощение образа в Концерте – с помощью использования монограммы, своего рода зашифровки в музыке, из букв, составляющих  слова АШРАФИ МУХТАР, цитат из произведений «Кашмирида» и «Йулларим» Ашрафи, а также собственного восприятия образа Маэстро, Бафоев создает сочинение, ставшее прекрасной данью памяти  выдающемуся деятелю музыкального искусства Узбекистана,  стоявшему у истоков композиторского творчества Республики.

Контрастно по образному настроению прозвучали жизнерадостная увертюра «Шодиёна» и философского характера сочинения: Поэма для альта с оркестром и Концерт-действо «Зикр Аль-Хак». Последнее из них посвящено обрядам суфиев – известного на Востоке религиозного течения, одной из ветвей Ислама,  - зикрам, в которых  через  экстаз  религиозного танца, движения, верующие достигают связи с Абсолютом, молятся о прощении грехов. 

Совершенно другой характер имеет открывшая  вечер увертюра «Шодиёна» («Празднество»). Тенденция к лаконичности, концентрированности музыкальной мысли,  заложенная  в самом жанре увертюры, очень  ярко выразилась  и в произведении М.Бафоева. Интересно, что данная увертюра существует в трех вариантах: для оркестра узбекских национальных инструментов (это ее первоначальный вариант), для струнного оркестра (в этой интерпретации увертюра звучала на концерте) и для струнного квартета (по словам самого композитора, идею создания этой версии подсказал ему внук Мухаммад – скрипач, в настоящее время студент  академии в Зальцбурге, - для того, чтобы исполнить произведение  на Родине Великого Моцарта). Увертюра «Шодиёна», как и следует из ее названия, имеет светлый и праздничный характер, за основу взята известная мелодия «Сигнал» бастакора Тухтасина Джалилова.

Все произведения были исполнены известным, ведущим активную творческую деятельность  музыкальным коллективом – камерным оркестром «Туркистон» под  управлением дирижера и художественного руководителя оркестра Заслуженного деятеля искусств Республики Узбекистан Эльдара Азимова. Известно очень трепетное отношение М.Бафоева к своим сочинениям и чрезвычайно тщательный отбор исполнителей. Постоянные совместные проекты М.Бафоева  и данного коллектива говорят о высоком  уровне оркестра «Туркистон», всегда с полной отдачей реализующего музыкальный мир разнообразных замыслов композитора. Солирующие партии исполнили ведущие музыканты, чьи  имена с улыбкой удовольствия встречаются нами на афишах и бурными рукоплесканиями во время и после исполнения сочинения: доценты Государственной консерватории Узбекистана Дмитрий Овчинников (альт) и Лауреат Международного и Республиканского конкурсов Захро Мухамеджанова (фортепиано).

Мероприятие вызвало очень живой интерес публики, о чем свидетельствовал заполненный зал, а также теплый прием каждого сочинения,  что говорит о популярности музыки  М.Бафоева.

 

Заинтересованные личностью и творчеством композитора, его дальнейшими планами, мы обратились к нему с некоторыми вопросами:

Вы родились в семье, где музыка не была профессией.  Сложен ли был Ваш путь к освоению этого искусства?

Несомненно сложен. Во-первых, мне было уже 14 лет когда  я, поступив в Бухарское музыкальное училище в класс гиджака, только начал изучать нотную грамоту. Год  я учился,  не понимая ничего, фактически даром потерял время, пока  понял, что это моя профессия и  начал серьезно и усердно заниматься со второго по четвертый курсы.  И уже со второго курса  я начал писать музыку, хотя и играл-то в то время с ошибками, не знал правил. Первыми написал небольшие пьесы - романсы, танец для гиджака, но гармонии тогда  тоже не знал – ее только с третьего курса проходили. Ну конечно, интуитивно я чувствовал и  форму,  и фактуру, делал ее такой, какая была ближе  мне как исполнителю.

Во-вторых, отец был против моих занятий музыкой, говорил «зачем нам такая наука» - у нас в роду никогда не было музыкантов. Мама хоть и не препятствовала мне, но всегда поддерживала мужа. А отец был  против почти до конца. Только во время проходившего в театре Навои торжественного мероприятия, он посмотрел как люди поздравляют меня, хлопают, удивился  и наконец-то сказал: «Все таки ты был прав, а я тогда не понял тебя». Правда потом он всегда спрашивал зачем я пишу такую сложную музыку, ведь ему ближе народные мелодии, а не композиторское творчество. И с этой проблемой, непонимания моей музыки я сталкиваюсь весьма часто даже сейчас – и считаю, что мои произведения предназначены, в первую очередь для интеллигенции, и профессиональных музыкантов.

Дальше была у меня еще сложность – сложность самоопределения. Я весьма неплохо окончил училище, играл серьезные произведения, думал, что стану гиджакистом, поступил в консерваторию. Уже тогда мысль о сочинении музыки не давала мне покоя, однако попытки совмещать народный и композиторский факультеты не закончились успехом, и мечта о творчестве отодвинулась еще почти  на десятилетие.

Когда же я все-таки поступил в консерваторию уже во второй раз, на отделение композиции, меня поджидали трудности другого плана. Так долго я шел к своему призванию, и после этого чуть не бросил консерваторию уже на исходе первого курса – думал, все-таки не смогу стать композитором.

А связано это с тем, что Ашрафи, бывший в то время ректором консерватории, тепло приняв меня и сказав, что  в моем-то возрасте уже время попусту терять нельзя – надо действительно серьезно заниматься, также объяснил, что стипендию при повторном поступлении уже не платят. Мы с семьей – женой и двумя детьми, жили в Ташкенте на съемной квартире, я работал на две ставки в Двадцать третьей музыкальной школе, и было очень сложно. Ночевал иногда в консерватории – ведь классов совсем не хватало, педагоги работали в три смены, многие из них заканчивали только в 10-11 вечера, и только потом  я мог взять класс, чтобы самостоятельно позаниматься. Сидел до четырех-пяти утра, все думал, что же показать завтра по специальности. Потом брал стулья, ставил и прям так спал.. Я очень мучился в начале обучения – голова была как осиное гнездо – мне надо было заниматься полифонией, решать постоянно гармонию, делать специальность, а тут семья, обязательства, финансовые трудности, а еще и никаких особенных удач в сочинении…думал уже что не смогу стать композитором – хотел уйти .

Но здесь меня вновь вдохновил М.Ашрафи. Два музыкальных «гиганта» - Мухтар Ашрафи и Муталь Бурханов тоже были родом из Бухары, как и я. И будучи еще студентами музыкального училища  мы очень на них ориентировались. И  в особенности Ашрафи для нас  был маяком, непререкаемым авторитетом. И вот, на втором курсе, услышав мой романс «Газель» на стихи Дехлави, он сказал, что я буду композитором ! Такое пророчество многого стоит, и, конечно,  с тех пор  речи больше не было чтобы свернуть с выбранного пути.

На третьем курсе стало проще:  семья к тому времени переехала к родителям в Бухару, сменился ректор  - им  стал театровед Рахмонов, который, по ходатайству моего педагога Бориса Федоровича Гиенко, добился для меня стипендии, которую я получал последние два курса обучения. Годы спустя он встречал меня словами: «Не зря я сделал тебе стипендию, мои надежды оправдались!».

В жизни, конечно, мне приходилось еще не раз  встречаться со сложностями, но я считаю, что они неотъемлемая часть успеха как в музыке, так и в другой профессии.

Вы уделяете внимание практически всем музыкальным жанрам, экспериментируете  с  их синтезом, создаете новые жанры. Скажите, есть ли у вас жанровые предпочтения? В каком направлении Вы планируете работать дальше?

С самого начала я как-то особенно выделял вокальную музыку, писал романсы, оперы. Мне кажется,  человеческий голос – это самый непосредственный путь к сердцу слушателя, самый проникновенный и совершенный из всех музыкальных инструментов. Конечно, сейчас я пишу очень много инструментальной музыки – это развивает круг моих  выразительных средств, но все же вокальное начало для меня остается  первостепенным.  Сейчас я уже являюсь автором четырех симфоний, и многих других симфонических произведений, и прихожу к мысли о синтезе жанров. Я планирую написать пятую симфонию, и сделать ее полностью хоровой. Думаю, ее тема будет связана с Накшбанди – великим суфием, жизнь которого, его деятельность очень вдохновляют меня. Также, хочу написать еще оперу специально для Государственного Академического Большого театра им.А.Навои. В последнее время я активно работаю с зарубежными музыкантами, театрами, и, конечно, хотелось бы осуществить масштабную постановку и в Ташкенте. На данный момент этот проект еще в начальной стадии разработки, но тема, которой я хотел бы посвятить оперу – опять же историческая и связана с жизнью Амира Темура, либо Бобура. Написание оперы – это очень сложный процесс, а столь серьезная тематика  только прибавляет ответственности, к тому же я очень требователен к либретто – мне кажется оно должно быть максимально лаконичным, и потому помимо музыки мне часто приходится самому работать и над текстом. Но, несмотря на все сложности, я всегда с большим увлечением и пристрастием берусь за  сочинение нового оперного произведения. Ну и конечно, независимо от жанра,  я считаю, музыка должна быть всегда современна, почвенна и национальна,  - это то, что будет отличать ее, придаст ей индивидуальный облик и вдохнет жизнь.

 Напоследок небольшой вопрос, который, наверное волнует всех творческих людей – соотношение таланта и трудолюбия.

Есть, как Вы сами знаете, множество рассуждений на этот счет. Чайковский, к примеру, приводит соотношение – 1% таланта и 99 % труда. Я в некотором смысле согласен с ним: труд – это неотъемлемая часть успеха, и любому начинающему музыканту следует об этом помнить. Но в человеке должен быть талант, искра, которая будет двигать его вперед, не давать ему остановиться. Когда я приехал после первого окончания консерватории, жил в Бухаре, думал буду работать, играть. Но что-то никак не давало мне покоя, и это что-то всегда должно быть. Иначе – композиция станет просто ремеслом, а не искусством. Я считаю, что правильное соотношение таланта и труда  - примерно пятьдесят на пятьдесят, ведь каждая из этих составляющих незаменима и важна.

Римма РАДМАН










03.05.2024 / 09:49:09
Труппа Государственного молодежного театра Узбекистана выступила в Санкт-Петербургском драматическом театре на Васильевском острове
 
02.05.2024 / 17:39:11
Новые творческие идеи, взращённые II Международным форумом музыкальных театров "OPERETTA.UZ
 


02.05.2024 / 16:35:40
Фестиваль "Бойсун Бахори" ("Байсунская весна") Узбекистан
 
10.04.2024 / 12:00:56
Предстоящий в Узбекистане международный фольклорный фестиваль "Весна Байсуна" в фокусе внимания СМИ Казахстана
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


03.05.2024 / 16:43:48
Нам 26 лет! Встреча ЛТО "Данко" с читателями в ИБЦ Мирзо-Улугбекского района
 
01.05.2024 / 11:39:33
ПОДВИГ СТРАСТНОГО БОРЦА ЗА МИР , НАРОДНОГО ПОЭТА УЗБЕКИСТАНА ГАФУРА ГУЛЯМА В ПАМЯТИ НАРОДОВ НА ВЕКА
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте