Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
24.09.2015 / 00:21:51
Ташкентский джаз-клуб имени С. Гилёва открыл очередной XIY сезонВ минувшее воскресенье (20 09 15) в Ташкентском доме фотографии в честь открытия нового сезона собралось особенно много любителей джаза. Молодёжь учтиво уступала кресла пожилым поклонникам лёгкой музыки и выносливо в течение двух часов подпирала стены центрального выставочного зала ТДФ. Малые детки удобно устроились на коленях родителей и наравне со взрослыми людьми жадно впитывали в себя мелодичные гармонии. Концерт проходил на фоне роскошной изобразительной экспозиции готовящегося вернисажа (22 09 15. 16-00) ярких декоративных картин семейной династии - художников ЛИ. Этот необычный красочный интерьер вдвойне усиливал атмосферу праздника задушевной музыки и фантастической живописи.
Президент Ташкентского джаз-клуба имени С. Гилёва Владимир Сафаров под гул рукоплесканий публики обратился к собравшимся с приветственным словом. Он коротко рассказал об истории клуба, созданного в дни проведения первого Ташкентского фестиваля джазовой музыки в 1968 году. Джаз-клуб в новом XIY сезоне будет по традиции собираться каждое третье воскресенье в 15-00 в ТДФ. За прошедшие годы было проведено более ста заседаний джаз-клуба. Концертные программы включали в себя встречи с джаз-менами – гостями из дальнего зарубежья - США, Германии, Японии, Франции, а также из соседних стран – Казахстана (Алматы, Шымкент), Киргизии (Бишкек), исполнителей джаза из Бухары и Самарканда. Ташкентские любители джаза имели возможность познакомиться более чем с 80 музыкальными коллективами - детскими, молодёжными, студенческими, ветеранами джаза. Владимир Ашотович подчеркнул, что гордится тем, что все программы Ташкентского джаз-клуба имени С. Гилёва не имеют коммерческой основы: вход на концерты всегда свободный. Он ещё раз поблагодарил своих коллег-музыкантов, участников прошедших и предстоящих программ в новом сезоне за искреннюю любовь к импровизированной музыке и бескорыстную популяризацию лучших образцов джаза в нашей стране и за рубежом. В.А. Сафаров также поблагодарил Председателя Академии художеств Узбекистана Акмаля Вахобджановича Нуритдинова и директора Ташкентского дома фотографии Джахона Жалыбаевича Изентаева за предоставленную возможность проводить в ТДФ заседания Ташкентского джаз-клуба. Концертную программу открыл гитарист Александр Горбенко, исполнив попурри из репертуара «Битлз» («Yesterday», «Letitbe» и др.). Ансамбль в новом составе Республиканского специализированного музыкального академического лицея им. В.А. Успенского (Руководитель Алина Алибекова) впервые на публике сыграл «Тень твоей улыбки» Джонни Мандела и тему Стинга. Юная солистка Орзу Нуруллаева пока ещё не набрала той силы голоса, которым обладали много лет выступавшие в Джаз-клубе лауреаты международных джазовых фестивалей Диана Зиятдинова и Сабина Мустаева, победительница конкурса «Голос. Дети-2015» (Москва, Россия). У нынешнего юного дарования всё ещё впереди. Серьёзно о себе заявили молодой солист, учащийся РСМАЛ им. В. Успенского: Михаил Тиора, с шестого класса играющий на саксофоне, виртуозно исполнил на саксофоне-сопрано «Песню птиц» Тени Джона. В ансамбле также отличились виолончелист Резо Нузулатов и саксофонисты Бузрук Бахриеходжаев и Бехзод Аблагеров, познакомившие публику с премьерой собственного сочинения с оригинальным названием: «Два «Б». Повзрослевший ансамбль Республиканского эстрадно-циркового колледжа под руководством Виктора Курницкого представил на суд благодарной ташкентской публики джазовую интерпретацию классической темы «Сольвейг» Эдварда Грига и «Пой, пой, пой!» Луи Прима. Ребята после летних каникул не всегда синхронно попадали в ноты, но вызвали в слушателях поддержку периодическими рукоплесканиями. Ведущий концерта Владимир Сафаров каждое новое выступление очередного исполнителя предварял маленькой аннотацией: «Ташкент – джазовый город, начиная с середины 50- годов прошлого века. Из него вышли выдающиеся джазмены, многие из которых в настоящее время работают в ближнем и дальнем зарубежье. Среди них выпускник Государственной консерватории Узбекистана, лауреат первого ташкентского джаз-фестиваля в 1968 году, ныне профессор Киевской консерватории Вячеслав Полянский, часто выступавший у нас в Джаз-клубе. Он собирается приехать в гости в Ташкент. Семен Мордухаев успешно работает в биг-бэнде в Лос-Анжелесе, и многие другие. Наши музыканты путешествуют по всему миру, достойно представляя высокий уровень исполнения джаза в Узбекистане. Среди них саксофонист Герат Исанбаев, этим летом порадовавший своей игрой зарубежных слушателей в Москве и в Париже». Герат Исанбаев часто выступает на радио «Ташкент» с лекциями о джазе. Вот и в этот раз своё выступление он начал с риторического вопроса: «За что люди любят джаз?», на который ответить теоретически невозможно, разве только практически. Минувшим летом он побывал в Париже, написал об этом книгу. В Москве с удовольствием играл на «джемах» с российскими музыкантами, бесспорно завоевав признание взыскательной первопрестольной столичной публики. «Больше всех, - признался Герат, - он ценит наших поклонников джаза за их открытые горячие сердца и искреннюю любовь к этой необыкновенной музыке. В этом он ещё раз убедился во время своего исполнения на различных концертных площадках в рамках Международного фестиваля джаза в Ташкенте с начала апреля по 8 мая этого года. Герат Исанбаев играл джем-сейшн с эстрадным симфоническим оркестром им. Б. Закирова под руководством Мансура Ташматова, группой Jazziramaи другими музыкантами в театре «Ильхом» с разными ташкентскими джаз-клубами. На открытии нового сезона Ташкентского джаз-клуба им. С. Гилёва Герат Исанбаев (сакофон-альт) в характерной для него задушевной «разговорной» манере со слушателями сыграл «Нежно» Вальтера Гросса и «Тень твоей улыбки» Джонни Мандела. Завершающим грустным и оптимистичным аккордом концерта стало выступление ансамбля «Братья Сафаровы и друзья» под руководством Владимира Сафарова. Пианисты Геворг Севумян, Владимир Сафаров, Геннадий Сафаров в сопровождении «ударника» Александра Багдасаряна и бас-гитары – Павла Канцыбко сыграли в нарастающей по эмоциональности последовательности «Регтайм», блюз «Минувшие дни» (Джером Керн), «Попурри на еврейские мелодии» и «Всё в порядке» (Кол Портер). Эти произведения в джазовой обработке были посвящены памяти безвременно ушедшего прекрасного ташкентского музыканта – пианиста и скрипача Михаила Вартанова, уроженца Баку. Он долгие годы боролся со своей болезнью и до последних дней уже на костылях приходил в Джаз-клуб имени Сергея Гилёва, чтобы порадовать своих слушателей чарующей музыкой. Казалось, душа талантливого музыканта в этот момент была вместе с его друзьями: «И горестно, и счастливо мгновенье» (А. Файнберг). После концерта Владимир Ашотович Сафаров, не только известный джаз-мэн, но также спортивный журналист, историк узбекского футбола, поделился с близкими друзьями радостной новостью. В Санкт-Петербурге тиражом 1000 экз. вышла «Аннотированная библиография футбола на русском языке (1891 - 2015 гг.), в которой первое место по количеству книг (их девятнадцать!) занимает Владимир Сафаров. Составитель аннотированной библиографии Марат Глейзер подарил книгу нашему земляку с автографом: «Владимиру Ашотовичу - историку узбекского футбола от автора». Владимир Сафаров гордится тем, что в Энциклопедии футбола, изданной в Москве (1997 г.), он назван историком узбекского футбола и старается соответствовать этому почетному званию.
Если к этим книгам добавить две книги, изданные на узбекском языке («Бетакрор истеъдод сохиби» и «Узбек футболи: ака-ука анлар»), две книги о джазе и одну - о патриархе волейбола в Узбекистане Владимире Шведуксе («Есть только миг…»), то общий тираж всех книг Владимира Сафарова достигает почти 100 тысяч экземпляров. Такое интеллектуальное достояние республики, подаренное одним человеком, заслуживает упоминания его в книге Гиннеса. На улице приветливо и мягко, не обжигая, светило южное ласковое солнце. В центральном парке рядом с ТДФ гуляли новобрачные в свадебных одеяниях. В голове звучал блюз – душа джаза. Я вспомнила афоризм восточного духовного учителя Дугпы Ринпоче. Он объяснил мне, за что люди любят джаз: «Полуденное солнце в своей радости, в своём апофеозе сияет для всего мира. Оно по-королевски раздаёт свои богатства. Держись в зените своей жизни, и ты станешь неисчерпаемым для себя и для других. Делиться означает увеличивать шансы на счастье. Радость — это не бурная человеческая страсть, которая устанавливается на короткое мгновение и потом исчезает. Она — мудрость, присущая человеческому существу, сияние сердца, его блеск в жизни каждый день. Радость никогда не станет меньше, если она разделена. Она постоянно обновляется в других людях. Радость — это источник вечной молодости. Если ты оставляешь счастье только для себя одного, то оно тебя задушит. Поделись им с другими, с теми, кого ты любишь, с твоими близкими, и ты увидишь, как оно расцветёт ». Джаз – музыка души – многоголосо поёт песню победы, преобразует препятствие в радостный огонь, служащий трамплином для роста в любви и страсти. Джаз помогает пройти через испытание жизнью. Лаконично и ёмко в программе вечера об этом сказал ташкентский поклонник джаза Леонард Баюков:
«Начинаем джаз-сезон. Радость принесёт вам он. Ритм, мелодии и пенье Вам поднимут настроенье.
И пусть сразу не у всех, Всё равно придёт успех. Так что шанс не упускайте, Наш клуб джаза посещайте!
С праздником вас, любители джаза – началом открытия XIY сезона!
Гуарик Багдасарова
|
|