Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром
Музыка
Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний
07.07.2017 / 12:27:50

Юношеский симфонический оркестр – это сердце Успенки


В этом году Юношеский симфонический оркестр РСМАЛ имени В. А. Успенского отмечает десятилетие вручения Государственной премии "Нихол".

Награда была присуждена коллективу как знак признания таланта юных исполнителей, их творческой активности, важной роли в музыкально-общественной жизни страны.

Юношеский симфонический оркестр Успенки всегда остается юным. Многие исполнители закончили свою учебу в лицее, сейчас продолжают заниматься в Государственной консерватории Узбекистана или уже работают в оркестрах нашей страны и за рубежом. Им на смену приходят новые воспитанники. Но связь поколений сохраняется, традиции предыдущих десятилетий поддерживаются. Юношеский симфонический оркестр живет и развивается как органичная, неотъемлемая часть единой истории оркестра лицея.

Известно, что путь симфонического оркестра школы начинается в 70-е годы прошлого столетия. Но обратим внимание на следующий поразительный факт: в 1949 году, когда школа Успенского отмечала свой первый юбилей, на концерте выступал оркестр, в котором вместе играли учащиеся и бывшие выпускники школы. Ими была исполнена "Детская симфония" Й.Гайдна под управлением В.А. Беленького. Таким образом, история концертной деятельности оркестра на базе Успенки приближается теперь к своему 70-летнему рубежу.

Мы обратились к известным деятелям искусства Узбекистана, многие из которых являются выпускниками школы и лицея имени В. А. Успенского, с просьбой рассказать об оркестре и его значении.

Владимир Борисович Неймер, профессор, Заслуженный наставник молодежи Узбекистана, дирижер Национального симфонического оркестра Узбекистана, с 1980х годов и до 2008 года руководил Юношеским Симфоническим оркестром РСМАЛ им.В.А. Успенского.

- Я – выпускник Успенки, и прекрасно помню себя, играющего в унисоне скрипачей. Им руководил тогда уникальный музыкант И.И. Штейн, а позднее – В.А. Беленький. Рядом со мной играл Феликс Янов-Яновский, он был на год старше меня. Помню еще Эдика Каминского, но может быть, уже в струнном оркестре. Мы кипели, горели музыкой, желанием играть, музицировать, слушать. Вот и по поводу дирижера нашего струнного, а затем симфонического оркестра Владимира Абрамовича Беленького я хочу сказать, что он был фантастически, фанатично предан своему делу, оркестру, оркестровому музицированию, любил детей. И мы обожали его и свой оркестр. В те годы репетиции проводились один раз в неделю. Знаете, мы умоляли его и директора Поликарпову сделать репетиции два раза в неделю. И нам было все равно – жарко в зале или холодно, мы играли, музицировали и были счастливы.

Много лет спустя я пришел в школу как дирижер сначала струнного, затем симфонического оркестра. Люблю работать с детьми. Наверное, в них, сидящих передо мной на сцене, горит тот же огонь, что и в нас, бывших молодыми когда-то. Состав оркестрантов был настолько серьезным, что на самом первом нашем концерте мы сыграли "Кармен-сюиту" Р. Щедрина. Вот так! И сыграли на высочайшем уровне. Я помню, как директор школы Ирма Гулямовна переживала, справимся мы или нет. Сразу после концерта мы встретились с ней глазами, и она только кивнула и подняла вверх первый палец, то есть: "Получилось, молодцы!"

С нашим Юношеским симфоническим оркестром мы переиграли огромное количество музыки – Гайдн, Моцарт, Бетховен, Чайковский, Вагнер, Григ, сочинения композиторов Узбекистана. Cложилась целая традиция давать представления в Большом академическом театре оперы и балета имени Навои. Залы всегда были буквально набиты битком. Юношеский симфонический оркестр может гордиться своими победами, ведь в 1991 году в Новосибирске мы заняли второе место на международном конкурсе оркестров!

В оркестре родилась моя идея поставить за дирижерский пульт ребенка, ровесника самих исполнителей. Сейчас, оглядываясь назад, я могу сказать, что идея оказалась правильной и перспективной. Все шесть моих воспитанников – лауреаты международных конкурсов, у всех родилась непреодолимая тяга к дирижированию и работе с оркестровым коллективом. Или возьмите, как пример, судьбу Азиза Шохакимова. Его звезда, без преувеличения, родилась в оркестре лицея Успенского и в моем классе юных дирижеров. Сейчас это – превосходный специалист, дирижер оперного театра в Дюссельдорфе и, одновременно, дирижер Национального симфонического оркестра Узбекистана. Поздравляю Юношеский симфонический оркестр лицея с юбилеем вручения премии "Нихол", желаю сохранить и продолжить оркестровые традиции Успенки.

Азиз Шохакимов, Главный дирижер Национального симфонического оркестра Узбекистана, дирижер оперного театра в Дюссельдорфе (Германия), лауреат международных конкурсов.

- Самыми яркими моментами и воспоминаниями, связанными с нашим оркестром, для меня являются первая самостоятельная репетиция с оркестром, кажется, в 2001 году. Я встал за пульт перед своими ровесниками, многие из которых до сих являются моими друзьями. Также очень важным этапом в моем становлении, как дирижера, было исполнение в 2003 году Шестой симфонии Чайковского – одного из самых трагических сочинений в мировой музыке.

Игра в оркестре имеет огромное значение для формирования юного музыканта, так как она способствует развитию ансамбля, полифонического и тембрального слуха, также развивается чувство локтя партнера по ансамблю. Нужно понимать, что 95 процентов обучающихся не будут солистами, из-за этого целесообразнее развивать их именно как оркестровых музыкантов. Поэтому необходимо играть те произведения, которые развивает молодых музыкантов. Нужно читать с листа произведения разных эпох, больше играть камерной музыки – главным образом, струнные квартеты и духовые квинтеты, ведь ансамбль – это основа оркестра.

Поздравляю мой любимый оркестр с такой важной юбилейной датой! Желаю вдохновения и творческих побед!

Эльдар Сарварович Азимов, заслуженный деятель искусств Узбекистана, художественный руководитель и дирижер камерного оркестра "Туркистон".

- Знаете, у всех нас, выпускников школы Успенского старших поколений, остались самые восторженные, самые радостные воспоминания об оркестре. Cначала это был струнный оркестр. Его дирижер В.А. Беленький, без преувеличения, "дал мне путевку" в музыкальную жизнь. Он сам был настолько влюблен в свое дело, что "заражал" своим отношением и страстью к музыке всех вокруг. Владимир Абрамович работал в симфоническом оркестре Филармонии, как скрипач, и знал все тонкости профессии, что называется, "изнутри". Он постоянно подчеркивал важность ансамблевой игры, ансамблевого музицирования. Работа над программами была тончайшая, тщательная. И при этом всегда было весело, а комментарии педагога запоминались меткостью, точностью.

Мы много выступали. Я не помню, к сожалению, всех моих друзей по оркестру, но назову Сашу Гандельсмана (ныне – композитор Журбин), Эскендера Бахшиша, Володю Повера. Я уже много лет работаю художественным руководителем и дирижером камерного оркестра "Туркистон". Главные идеи Беленького я стремлюсь передать своим подопечным. Многие из них – выпускники лицея Успенского, например, Динара Сабитова, Сардор Джумаев.

Динара Сабитова, лауреат международных конкурсов, концертмейстер камерного оркестра "Туркистон".

- Сейчас я понимаю, что в лицее нам были предложены все возможности и направления, по которым молодой музыкант должен развиваться. Потом уже каждый выбирает то, что ближе ему, в чем видит свою дальнейшую судьбу. Я имею в виду специальность, камерный ансамбль, квартет, унисон скрипачей, струнный и симфонический оркестры. Именно в соединении сольных, ансамблевых, оркестровых качеств формируется что-то подлинное, настоящее.

Когда училась я, то за пультом нашего Юношеского симфонического оркестра стоял Владимир Борисович Неймер. Ироничный, требовательный, он был влюблен в свое дело, обожал работать с детьми, и мы отвечали ему взаимностью. Помню свой шок, когда я пришла на первую репетицию. Оказалось, мы будем играть "Прелюды" Листа! Владимир Борисович всегда подбирал интереснейший репертуар. Мы играли "Болеро" Равеля, "Неоконченную симфонию" Шуберта, Первую симфонию Бетховена. Мы играли даже Шестую симфонию Чайковского! Наверное, кто-то скажет, что это слишком сложно. Но я вижу другое. Мой педагог по специальности Марк Николаевич Зайко тоже проводил такие эксперименты: давал мне играть очень сложные произведения, например, Скрипичный концерт Сибелиуса, Скрипичный концерт Брамса. Он полагал, что талантливый ученик справится с таким вызовом, с такой "сверхзадачей".

Еще Владимир Борисович поддерживал наш "выход в свет". Он ведь работал дирижером Национального симфонического оркестра, и очень многие его воспитанники из "Успенки" выступали как солисты в концертах НСО. Невозможно передать, насколько важен такой шанс для развития молодого музыканта.

Мы много ездили. Почти каждое лето группа самых ярких и серьезных оркестрантов из лицея Успенского "вливалась" в Молодежный симфонический оркестр Поволжья. Там молодые исполнители из различных городов России, Грузии, Украины, Узбекистана получали новые впечатления, бесценное общение, обмен опытом. В составе этого оркестра мы проехали с концертами от городов Поволжья, через Москву и Санкт-Петербург – во Францию. Музыканты из Поволжья тоже приезжали в Ташкент, и мы выступали вместе.

Поздравляю Юношеский симфонический оркестр лицея имени В.А. Успенского с юбилеем получения премии "Нихол"! Новых творческих свершений!

Батыр Касымович Расулов, заслуженный деятель искусств Узбекистана, художественный руководитель и главный дирижер Ташкентского театра музыкальной комедии (и оперетты), с 2008 по 2016 год руководил Юношеским симфоническим оркестром РСМАЛ им.В.А. Успенского.

- Мы с оркестром сыграли много самой разной музыки – серьезной и легкой, было огромное количество прекрасных концертов. На дирижере юношеского оркестра лежит огромная ответственность. Он должен привить молодежи вкус, направить ее восприятие, поддерживать творческие поиски. Вот несколько примеров сочинений, над исполнением которых мы работали, которые прозвучали со сцены: "Оберон" Вебера, увертюры к операм "Золушка" и "Севильский цирюльник" Россини"; вальсы И. Штрауса, Вальс Хачатуряна из музыки к драме Лермонтова "Маскарад". Каждое произведение имеет свою уникальную историю, несет черты времени, культуры. Cколько труда требуют детали сочинения! Все наши концерты, как правило, проводились в Большом зале Государственной консерватории Узбекистана и всегда собирали полные залы.

Некоторые концерты особенно запомнились зрителям. В Ташкент приезжал бывший ученик Успенки, изумительный скрипач Нодир Хашимов. Он играл свою программу в сопровождении нашего оркестра. Знаете, Фантазию Ф. Ваксмана на темы оперы "Кармен" не часто играют даже самые выдающиеся скрипачи. Нодир играл поразительно, виртуозно и тонко. И что очень важно – по его мнению, аккомпанемент, оркестровая партия была сыграна идеально. Это его слова, и они говорят о многом. Творческий заряд от концерта ощущался оркестром еще очень долго. Для молодых музыкантов встречи с выдающимися исполнителями, мастерами сцены очень важны.

Хорошо помню выступление оркестра на международном фестивале "Шарк тароналари" в Самарканде. Мы играли программу наизусть. На игру Юношеского симфонического оркестра обратили внимание наши прекрасные вокалисты, звезды оперной сцены театра имени Алишера Навои. Они предложили нам сделать новый концерт, в котором прозвучали шедевры оперного искусства. И снова был огромный успех.

Я поздравляю Юношеский симфонический оркестр лицея Успенского с юбилеем вручения премии "Нихол". Занимайтесь, выступайте, ваше будущее – перед вами!

Дилдора Абдувахабовна Джамалова, заслуженный работник культуры Республики Узбекистан, директор РСМАЛ им.В.А. Успенского.

- Вручение Государственной премии "Нихол" Юношескому симфоническому оркестру лицея Успенского, то есть целому творческому коллективу – случай уникальный. И поэтому всегда с гордостью наш оркестр будет нести звание лауреата Государственной премии.

Оркестр очень многое дает детям – дисциплина, учение работать в коллективе, при этом не нарушая индивидуальность. Таким образом, каждый музыкант является неотъемлемой частью одного целого.

Наше учебное заведение имеет 70-летний опыт работы оркестра. Наш оркестр хочет внести свою лепту в развитие оркестрового исполнительства в нашей стране. Помню, с каким воодушевлением юные зрители принимали нас в Самарканде, где оркестр Успенки выступал вместе с Бехзодом Абдураимовым в 2009 году. Ведь, когда у ребенка в душе появляются желание и стремления? Когда он видит своих же ровесников, но, если так можно сказать, уже на более высокой ступени профессионализма. Зажечь детей играть в оркестре – с этой просветительской миссией наш Юношеский симфонический оркестр хочет проехаться по регионам и выступить в разных городах Узбекистана.

Каждая юбилейная дата – это повод для радости, праздника, осмысления пройденного пути и планирования новых задач. Юношеский симфонический оркестр – это "сердце" нашего учебного заведения. И мы верим, что оно будет биться еще для очень многих поколений юных музыкантов.

 

Эльвира Абдуллаева и Татьяна Петренко, педагоги РСМАЛ им.В.А. Успенского





Другие материалы рубрики

06.07.2017 / 11:40:12

Прошел почти месяц с того дня, когда в Ташкенте дал сольный концерт всемирно известный итальянский певец Адреа Бочелли. Послесловие

Этот незабываемый вечер состоялся во Дворце "Истиклол" и те, кто попал на концерт легендарного тенора Андреа Бочелли, не забудут его никогда. У меня лично до сих пор звучат в ушах потрясающие мелодии, которые теперь просто трудно представить без чарующего голоса Бочелли. Далее...

03.07.2017 / 10:53:14

Завершилась поездка в Узбекистан музыкальной группы "Starlifter"

Американские артисты были приглашены Посольством США для участия в ряде мероприятий, посвященных Дню независимости Америки. Далее...

28.06.2017 / 15:38:09

Молодые таланты – будущее страны

С 7 июня 2017 года в Ташкенте стартовал Республиканский конкурс молодых исполнителей среди специализированных музыкальных академических лицеев музыки и искусств и колледжей культуры. Далее...

27.06.2017 / 10:18:23

"Даштнавот" рақсини тўрт ижрочиси

Ижодкорнинг қанчалик маҳоратли экани унинг ишида кўринади. Ўзбек эркаклар рақс санъати тарихида жуда кўп ноёб бир-бирини такрорламайдиган рақслар бор. Далее...

22.06.2017 / 19:00:26

Летим на небо со "Starlifter"

Посольство США в Ташкенте сообщает о том, что американская группа ВВС США "Starlifter" прибывает в Узбекистан 24 июня сего года. Группа состоит из семеро талантливых музыкантов, исполняющих буквально все жанры музыки начиная от рока и кантри вплоть до современных и традиционных песен Далее...





20.07.2017 / 17:47:07
В Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана открылась выставка из цикла "Наше наследие"
 
30.06.2017 / 17:21:52
В Галерее изобразительного искусства Узбекистана открылась выставка японской гравюры "Дороги Токайдо"
 


12.07.2017 / 10:20:11
Ўз асарлари билан жаҳонни забт этган ёзувчилар кўп. Бироқ уларнинг ҳеч бири Жорж Бернард Шоуга насиб этган саодатга эришмаган. Пигмалион
 
03.07.2017 / 12:37:50
Под знаком перемен
 


18.07.2017 / 15:18:00
Молодой талантливый режиссер Мухлиса Азизова будет участвовать в ХIII Международном кинофестивале "Евразия" и "EURASIA SPOTLIGHT 2017"
 
09.07.2017 / 20:48:41
В Республиканском Доме кино состоялась премьера документального фильма "Незабытые герои" о ветеранах афганской войны
 


19.07.2017 / 12:01:55
Любить робота. Журнал "Звезда Востока" представляет новый рассказ
 
19.07.2017 / 11:14:34
Несёт нас поезд жизни в никуда
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2017 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте