Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
26.02.2014 / 08:39:06
Абдулло Абдухалилов: Из каждого лимона можно сделать лимонад!В Café Scientifique прошла очередная встреча с сай-спикером Абдулло Абдухалиловым. Он является старшим преподавателем Национального Университета Узбекистана, а также тренером по вопросам людей с ограниченными возможностями. Вроде бы все как всегда … но нет, она сильно отличалась от всех предыдущих. Дело в том, что он родился слепым, но несмотря на это, добился очень многого в жизни и много помогает людям с ограниченными возможностями социализироваться и находить себя в этом мире. На этой встрече в научном кафе мы смогли увидеть глубину проблемы, осмыслить внутренний мир человека с такой проблемой. Актуальность этой темы объясняется тем, что во всем мире меняется взгляд на проблему людей с ограниченными возможностями. Очень много делается для этого у нас в Узбекистане. Давайте на минуту задумаемся о том, сколько сейчас людей с инвалидностью? Сколько из них имеет возможность посещать учебные заведения? Как у нас в семьях воспринимают рождение ребенка с дефектом? Чаще всего таких детей прячут от внешнего мира. Зачастую мы просто не понимаем, как относиться к таким людям, как им помогать, и в какой степени они нуждаются в нашей помощи? Эти вопросы возникают, но нам тяжело на них ответить. Ведь очень мало опыта взаимодействия с ними. Абдулло Абдухалилов говорит: «Человек является основным ресурсом развития. Не нефть, не газ, а именно человек. Поэтому в современном менеджменте очень много теорий по управлению и развитию человеческих ресурсов, в том числе и людей с ограниченными возможностями. Если взять страны с большим количеством природных ресурсов, скажем, Африку, люди там живут плохо, связано это с тем, что они ещё не поняли: где их основной ресурс». Политика по отношению к людям с инвалидностью проходила несколько стадий. Если вспомнить Спарту или Вавилон, детей с недостатками с рождения сбрасывали со скалы, так как они не могли принести пользу государству. Идем дальше. В Средневековье религиозные институты стали создавать учрежденья, в которых содержались такие люди, под девизом: « Ну, хорошо пусть живут». В новое время появляется все больше образовательных центров и интернатов для лиц с инвалидностью, делаются попытки пересечь рубеж и создать инклюзивное общество в котором есть равные возможности для всех. Но насколько это получится, зависит только от всех нас. В 60 -е года в странах Европы появилась новая концепция в отношении инвалидности - «социальная модель». В ней выделяются следующие основные принципы: - нет нормальных и ненормальных людей, есть люди уникальные; - не надо говорить о специальных учреждениях, нужно говорить об универсальном дизайне, нужно создавать условия для всех; - человек с инвалидностью должен иметь возможность заниматься тем, чем хочет. Его недостаток не должен быть преградой в жизнедеятельности. А теперь, давайте попробуем разобраться в терминах. «Инвалид», кто это? Человек, который болеет? Тогда, если вы не выходите на работу из - за гриппа, вы инвалид? Болезнь не формирует инвалидность. Следующий вариант: «Человек с ограниченными возможностями» А кто себя считает человеком с неограниченными возможностями? Далее: «Человек с особыми потребностями». У кого потребности не особые? «Социальная модель» предлагает следующий термин «лица с ограниченными условиями», но и о преемственности этого термина можно долго спорить. В итоге, можно сказать, что сейчас ещё нет концептуально - правильного термина. Любое определение вызывает дискуссии, а это значит - вопрос ещё не закрыт. Многие считают людей с инвалидностью «не трудоспособными». Давайте разберемся, кого мы считаем не трудоспособными?? Пифагор, создал великую теорему, несмотря на свою эпилепсию; Хромота не может помешать человеку стать великим полководцем; Людвиг Бетховен написал все свои гениальные произведения, будучи уже глухим; Луи Брайль-человек, который изобрел «шрифт Брайля» для слепых. В три года полностью потерял зрение; Федр Михайлович Достоевский, тоже страдал эпилепсией, но создал великие произведения; Альберт Эйнштейн, страдал дислексией , что означает сложность распознавания символов; Книга «Как закалялась сталь» была написана Островским, когда он уже ослеп и не мог двигаться; Рэй Чарльз выдающийся джазовый музыкант, потерял зрение в 6 лет; Стивен Хокинг лауреат Нобелевской премии по физике, с 30 лет сидит в коляске, не может говорить, двигается всего один палец; Стиви Уандер гениальный музыкант. Потерял зрение из - за врачебной ошибки; Ник Вуйчич родился без четырех конечностей, учился в инклюзивной школе. Сейчас зарабатывает миллионы, работая мотивационным спикером. Можно ли им выдать справку «не трудоспособен»? Сомневаюсь…
История жизни Абдулло Абдухалилова «Слепой я с рождения. 48 раз ложился в больницу для того, чтобы восстановить зрение. Родители всегда надеялись, что появится специалист, который совершит чудо и меня вылечит! Врачи постоянно рассказывали о новых препаратах, о технологиях, но они не помогали. Когда мне было 16 лет, я решил изменить свою жизнь. Я хотел прекратить лечение, и научиться именно в этом состоянии - жить полноценной жизнью. Родители сначала были против, но потом меня поняли. Они перестали верить в препараты и стали верить в меня. Учился я в интернате, после - поступил в университет. Отец мне тогда сказал: «Если ты хочешь жить достойно, ты должен быть всегда на одну ступень выше, чем твои однокурсники». Я понял, если когда-нибудь скажу своему преподавателю: «Я не прочитал, потому что не смог» - это будет провалом». Так и учился, невзирая ни на что. Очень важно для таких детей как я, не создавать тепличных условий. Нужно давать развиваться полноценно, преодолевая преграды на своем пути». Абдулло Абдухалилов прочел больше книг, чем многие люди, имеющие нормальное зрение, знает несколько иностранных языков, его отношение к жизни проникнуто оптимизмом, ко всему старается относиться с юмором. «Во время занятий в университете я студентам всегда говорю: «Ребята вам скучно жить. Вы идете домой, вы просто идете домой. Добираетесь туда без приключений. О том, как я дохожу до дома можно написать маленькую новеллу!», - смеётся Абдулло Абдухалилов. Его было очень приятно слушать, так как речь хорошо поставлена и грамотна. Сам он сравнивает свою слепоту с лимоном: «Он кислый, но если над ним поработать, можно сделать из него лимонад. Добавив в него немного сахара. Я уже нашел и сделал свой лимонад».
После таких встреч, в голове возникает много вопросов: есть ли у тебя проблемы и преграды?? Как ты готовишься к занятиям?? Часто ли говоришь, что у тебя нет возможности прочесть материал?? Я считаю, что здесь есть над чем задуматься не только мне…
КАТЕРИНА ЛЕБЕДЕВА,
|
|