В небольшом, но уютном ресторане «Ипак Йули» на массиве Себзар, оформленном в национальном стиле, собрались не просто любители и производители вина, скажем так, ручной работы, но и представители местного турбизнеса. Среди них, например, руководители крупнейших туристических компаний, таких как Advantour (Мурад Назаров), Asia Adventures (Владимир Долгий), представитель Ассоциации частных туристических организаций Узбекистана(Фируза Акабирова) и некоторые другие. Сторону, отвечающую за организацию питания для туристов – одного из важнейших пунктов в оказании туристических услуг, представляли председатель Ассоциации поваров Узбекистана Акбар Умаров, руководитель Международного центра узбекского кулинарного искусства Анвар Аллабергенов, редактор популярного портала Restoran.uz Альфия Мустафина и, конечно же, директор ресторана «Ипак Йули» Бобур Аловутдинов, без поддержки которого это мероприятие вряд ли бы оказалось таким «вкусным».
Также на встрече присутствовали известный журналист и кинодокументалист Борис Бабаев, являющийся руководителем известного сайта Культура.уз, а все события вечера фиксировал на фотокамеру заслуженныйэксперт по Великому Шелковому пути, кандидат исторических наук Сергей Савчук-Курбанов.
Инициатором же и модератором мероприятия был Сергей Данилов, руководитель информационно-туристического проекта GoUzbekistan.com, а также инициатор создания новой группы в социальной сети Фейсбук«Вкусный Узбекистан», активисты которой, в том числе и автор этих строк, приняли участие в этой удивительно тёплой, познавательной и приятной во всех отношениях встрече.
Помимо всего прочего, Сергей Данилов представил на суд зрителей (а точнее, дегустаторов) своё детище – два вида вина «гаражного» виноделия собственного изготовления. В дружеском соревновании конкуренцию ему составил другой винодел-любитель – Дмитрий Видманов, в прошлом менеджер по развитию бизнеса в известной туристической компании OrexCA.com, ныне специализирующийся на ландшафтном и декоративном дизайне, но занимающимся виноделием по душевному призванию и благодаря богатым семейным традициям.
В ходе встречи присутствующие узнали множество интересных фактов о возникновении виноделия на территории Узбекистана в глубокой древности, восходящее к временам Александра Македонского и много раньше – 5-7 тысяч лет назад! После завоеваний Македонского виноградарство лишь получило новый виток развития вследствие глубокого проникновения греко-бактрийской культуры в местную среду. В период арабских и монгольских завоеваний, в VII-VIII веках, виноделие пришло в упадок, винные сорта винограда были повсеместно заменены на столовые сорта. И только в середине XVIII в. в Туркестанском крае стала развиваться виноградарно-винодельческая отрасль под влиянием русских купцов-промышленников.
В настоящее время в Узбекистане выращивается более 900 сортов винограда, из них более 450 были модифицированы узбекскими виноградарями к местному климату. Погодные условия в Узбекистане настолько благоприятны, что достаточно просто воткнуть лозу в землю, и она начнёт плодоносить.
Как отмечают многие зарубежные специалисты, в нашей стране затрат на выращивание и культивирование винограда уходит на несколько порядков ниже, чем в других регионах. Все условия способствуют развитию данной отрасли в масштабах, сравнимыми с мировыми! У всех на слуху знаменитый завод Ховренко в Самарканде, где регулярно проводятся экскурсии с дегустационными программами.
Но сколько регионов в Узбекистане занимается выращиванием винограда! Многочисленные частные фермерские (или, говоря местным языком, дехканские) хозяйства занимаются выращивание винограда, однако в последнее время рыночные условия диктуют свои законы. В результате многие фермеры в ряде случаев замещают винные сорта винограда столовыми, при условии выполнения плана сдачи винных сортов на приемные винные пункты. В отдельных случаях, виноград с фермерских виноградников приобретается частными любителями-производителями домашнего вина (только для собственных нужд!), хотя качество такого вина ручной работы зачастую не уступает промышленным образцам.
Для большинства присутствующих был совершенно новым термин «гаражное виноделие», вполне официально закреплённый за рубежом именно за производством вина в небольших фермерских или даже в домашних условиях. И пусть вас не смущают ассоциации, возникающие при употреблении выражения «гаражное» - это вовсе не означает антисанитарию и нарушение правил гигиены. «Гаражное вино» - это нечто среднее между домашним вином, производимым в небольших количествах (как правило, для личного употребления) и промышленным производством, эдакий полупромышленный вариант, микровиноделие, как его ещё называют в тех странах, где это разрешено действующим законодательством.
Например, в России, где в прошлом году были приняты изменения в законодательстве, позволяющие фермерам производить сухие вина из собственного винограда, выращенного на полях фермерского собственных полях. «Гаражные» виноделы с глубочайшим интересом занимаются своим хобби, которое может стать неплохим подспорьем в семейном бюджете. Многие из таких любителей-виноделов становятся настоящими специалистами в этой отрасли, изучая приемы и способы улучшения качества своего продукта.
Во многих странах, славящихся своими «Виноградными турами»: Франция, Италия, Швейцария, Грузия, Молдавия, Болгария, Крым и многие другие – организуются поездки с посещением виноградников, присутствием на процессе производства вина и непременной дегустацией. Причём, зачастую это именно небольшие частные хозяйства, где созданы все условия для размещения и приёма туристов. Как узнали участники встречи и виноградного праздника, в нашей стране со стороны холдинга «Узплодовощвинпром» в настоящее время совместно с туристкой администрацией и турбизнесом также идет заинтересованное изучение вопроса развитие виноградарского туризма.
В Узбекистане имеются все предпосылки для организации данного направления в туризме, нужно лишь скоординировать необходимые действия организаторов и поставщиков данного туристского продукта, а также подвести законодательную основу под проведение подобных мероприятий. И, не исключено, что через некоторое время (надеемся, весьма недолгое, может быть, в следующем году), в календаре «вкусных» событий в Узбекистане появится новый праздник, не уступающий по значимости французскому «Божоле Нуво» - празднику молодого вина, что будет способствовать удлинению туристического сезона, а, значит, принесёт немало пользы как имиджу страны в целом, так и развитию туризма в Узбекистане, в частности.
Желаем успехов группе «Вкусный Узбекистан» и всем заинтересованным лицам и организациям в новом начинании!
Мария Сильвеструк
По материалам Мезон.Уз