Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
20.11.2017 / 10:49:02
Женский взгляд на мир и его устройство… Почему женский? Что в нём такого, что заслуживает особого внимания?Должно быть, это связано с женской сущностью, внутренней потребностью, миссией, если хотите, отвечать за сохранение и продолжение жизни всего живого. Здесь, на Земле, и вокруг неё, ибо жизнь не заканчивается пределами нашей Планеты. Истинно женское восприятие Планеты: это семья, и так же, как в каждой семье, здесь любят, ссорятся, некоторые дерутся, но, к сожалению, - сегодня всё чаще убивают. Мы не перестаём спрашивать: где брат твой, Каин? Каин отвечает: а во всём виноват Авель. Говорят, в семье не без урода… да вот, не слишком ли много бездушного, жестокого, циничного. Почему я лично не могу об этом не писать, не могу об этом не кричать своими антивоенными стихами, пьесами, постановками? Потому что я женщина и творческий человек, не верю деяниям той творческой личности, которая не стремится своим творчеством хоть немного изменить мир к лучшему. Всё сущее в родственных связях. Нет ни одного народа, который мог бы ответственно утверждать о "чистоте" своей нации. А если такое случается в какой-нибудь глуши, отрезанной от мира, то способствует ее вырождению. И наоборот, как доказывает наука, взаимное обогащение физическими и ментальными способностями разных этносов, рас и наций способствует совершенствованию генеалогического древа. Примером того был и мой прадед Каримдат Ходжа Шамсутдинов и его потомки. Генеалогическое древо нашего рода вобрало в себя животворные соки разных национальностей и религий. Здесь и сибирско-татарские мирзы Тюменевы (с примесью японской крови), о которых в исторических анналах написано, что императрица Екатерина Вторая сослала их "за непокорность", и русские дворяне Дашковы, сын которых тайно обвенчался (и был лишён за это наследства) с пленной татарской принцессой, попавшей в их крепостнический театр после взятия Казани Иваном Грозным, и татарско- узбекско-русский род Шамсутдиновых… Это со стороны отца. Со стороны матери дело обстоит проще: моя мама Фарида Нигматовна Ахмеджанова родилась в Коканде, в Узбекистане, и здесь скрестились только две нации: отец – узбек, мать – татарка. А вот тенденция расширять и строить родственные связи с представителями других народов Планеты крепко засела в мозгу их потомков: я вышла замуж за чеха, моя сестрёнка Неля - за еврея с польской фамилией Пшедецкий, двоюродная сестра Анель – за грузина, брат Ильдар женился на татарке, дядя женился на украинке, тётя вернулась с фронта обручённая с героем-полковником Савинич, русской национальности, другая тётя была замужем за репрессированным, а потом героизированным крымским татарином Тюракуловым… И так далее. Интернационал, да и только. Как это происходило? На рубеже 15-16 веков несколько семей Тюменевых, отпрысков Чилимгирея Тюменева из древнего рода Гиреев, потомков золотоордынского хана Тохтамыша, переселились из Сибирского ханства, бывшего Тюменского, в Тамбовскую губернию (ныне Рязанскую область). Среди них была и семья нашего предка Хасана Тюменева – четыре брата: Алиакбар, Гирей, Рахим и Карим и их сестра Айша. Их поместья располагались вдоль реки Алешня. Они построили здесь мечеть и школу. А в 18 веке 5 татарских семей были по указу Екатерины II снова переселены "за непокорность" на Ишееву Гору. А позже в Среднюю Азию, где и породнились с Шамсутдиновыми. Фазиля Шамсутдинова, выйдя замуж за одного из "непокорных" Тюменевых, стала моей бабушкой. У них были одна дочь и 3 сына, старшим из них был мой отец Абдурахман. А вот отец бабушки Фазили, Каримдат Ходжа Шамсутдинов, о котором идёт речь, объединил в себе корни татарской и русской национальности и присоединил к ним узбекско- русскую, женившись на Ашрафнисе Мухаметшаховне Пономарёвой. Со своего хаджа в Мекку и Медину он привез в Туркестан особый сорт тонковолокнистого хлопка и способствовал его местной аппликации и обработке. Кроме того, оказался талантливым предпринимателем, конструктором и строителем-подрядчиком, довезшим один из первых тракторов в Среднюю Азию. Он представил на выставке в Италии холодильник собственной конструкции, за который получил медаль. Участвовал в восстановлении ирригации в Термезе, где ему принадлежали хлопкоочистительные фабрики, маслобойня, мыловарня, мукомольня и магазин. В качестве строителя-подрядчика построил здание Кадетского корпуса (нынешний старый ТашМИ), мужскую и женскую гимназию (ныне Юридический университет в центре Ташкента), Реальное училище (ТашПИ), Юнкерское училище, здание старого Госпиталя, Летний дворец Эмира Бухарского в городе Каган и другие. В 1914 г. Каримдату Шамсутдинову был вручен Российский Орден Белого Орла. Он был именован личным почетным гражданином Туркестана и зван ко двору князя Константина Романова, родственника царя Николая Романова. А теперь расскажу случай, который сыграл определённую роль в жизни нашей семьи и героем которого был мой прадед Каримдат Ходжа Шамсутдинов. Когда в 20-х годах в Туркестан пришла революция и национализация, от полного краха семью отца спасло врожденное благородство и простая человечность прадеда Каримдата. Он защитил двух подростков, за которыми гналась толпа мальчишек с палками и камнями. Он не стал выяснять, почему и за что, просто воспрепятствовал насилию и завёл подростков к себе домой. Это потом выяснилось, что двое преследуемых оказались детьми россиян, приехавших в Туркестан делать революцию. Родители спасенных детей вскоре посетили прадеда и с благодарностью предложили свою поддержку. Прадед Каримдат попросил предоставить его внукам – моему отцу, дяде Якубу и тете Фариде – высшее образование. Как раз в то время был основан Среднеазиатский Государственный университет, в который приехали в качестве преподавателей лучшие специалисты из России. Внуки прадеда получили высшее образование, а позже сами преподавали в университете. Вплоть до Второй мировой войны, в которой все трое приняли участие: тётя Фарида, учившаяся уже в Московском медицинском институте, – в качестве врача, дядя Якуб – на передовой, отец – на трудовом фронте. Все они получили награды, а тётя Фарида (Савинич) потом работала в области авиа космических испытаний. Я думаю, что моментальная реакция моего прадеда Каримдата Ходжи Шамсутдинова, которому даже в голову не пришло выяснять национальность и политические взгляды преследуемых подростков, - он оказал им помощь и защиту как нечто само собой разумеющееся, сыграла определённую роль и в формировании характера и взглядов его потомков. Человек и человеческая личность — это должно быть на первом месте, также как и право человека иметь собственные взгляды, политические ориентации, религию, интересы. Бог любит все свои творения, хотя мы по-разному веруем в Него. И миру есть чему поучиться в этом отношении у Средней Азии и многонационального Узбекистана. Недаром же в свою бытность первой леди США Хиллари Клинтон при посещении Самарканда отмечала, что "…приехала в Узбекистан еще и затем, чтобы изучить насколько дружно и в согласии живут в вашей стране представители различных национальностей и религий, Я убедилась, сказала она, что в этом отношении нам стоит многому у вас научиться… мусульмане, христиане и евреи рядом отправляют обряды своей веры. И это тем более замечательно, что так продолжается уже в течение многих веков".
Ваша Адель ханум
|
|