Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
05.02.2014 / 13:11:45

ЦВЕТНИК СЕМЬИ АБДУКАЮМОВЫХ. ЧАСТЬ II. ОЙНИСА КУЧЛИКОВА


Круг моих воспоминаний о заслуженной артистке Узбекистана Ойнисе Сулеймановне Кучликовой, супруге маэстро Абдукаюмова – также весьма обширен и разнопланов. Сознанию удобно представить его в виде неких «кадров», в которых запомнилась сама суть этих персонажей, преломлённая через яркую индивидуальность исполнительницы.

Впрочем, начало этих воспоминаний хранится в далёком детстве.

…Уже практически наизусть зная по хрестоматийной записи Большого театра оперу Бизе «Кармен», я ещё мальчишкой слушаю и смотрю этот спектакль в нашем ташкентском театре. И среди нескольких тогдашних исполнительниц моя мальчишеская интуиция уже тогда выделяет Ойнису Кучликову. По каким свойствам? Теперь, когда эта сладостная пора так отдалена вездесущим Временем – рискну сказать: наверное, из-за необычайной СОЛНЕЧНОСТИ её образа. Наверное, потому, что и само её выразительное пение, и характер ее поведения на сцене – какие-то изысканно красивые, привлекательные, обаятельные. Помнится и солнечное желто-оранжевое платье, и улыбчивость, и изысканная раскованность движений и танца. В театр меня в столь юном возрасте водят регулярно – и я могу воспринять Ойнису Кучликову в ансамбле и с нашими певцами, и с многочисленными гастролерами. Одним из них, особенно запомнившимся с тех лет, был болгарский тенор Иван Димов – известный международный певец 50-х-60-х годов, который особенно, как мне тогда ощутилось, сочетался с солнечной излучательностью этой необычной Кармен.

С моим взрослением ощутилось и другое – разнообразие творческой палитры певицы Ойнисы Кучликовой. В образе Амнерис она была царственна – и ранима, величественна – и до сердцевины духа уязвлена невозможностью ответного чувства Радамеса к ней, дочери Фараона, перед которой всё склоняется без возражений. В наполненной восточной негой дочери половецкого хана Кончаковне она изнемогала от страсти к юному княжичу и со всей жаждой ждала его ответного чувства. В роли принцессы Эболи в «Доне Карлосе», она, закованная в «полагающийся» корсет придворного закрытого платья – прятала до поры разбушевавшиеся чувства, вынужденно шла в угоду своей страсти на предательство и мучительно страдала от собственной слабости.

Но оставаясь «абсолютной героиней» по статусу, голосу, внешним данным, производя глубокое впечатление в образах Кармен, Амнерис, Кончаковны, Эболи, в череде разнообразных чарующих красавиц в операх Мухтара Ашрафи и других композиторов Узбекистана – Ойниса Кучликова отнюдь не избегала специфических для амплуа меццо-сопрано «возрастных» ролей. Более того – она очень любила эти своеобразные характеры, требующие совершенно иных приемов для их воплощения на сцене.И «плодотворно» скрывала свою молодость и красоту под характерным гримом Няни в «Евгении Онегине» или Графини в «Пиковой Даме» - или даже почти полностью забытой сегодня небольшой «возрастной» роли в опере А. Козловского «Улугбек». Высокопрофессионально гримировалось при этом отнюдь не только лицо актрисы, но и сама истина её духа, пластика, манера интонирования и произнесения слов. Причем, Кучликова отнюдь не «условно изображала старость», как это зачастую весьма неумело и с опаской делают сегодня многие молодые меццо-сопрано, - а со всей полнотой правды образа. Она искала в той же Няне образа преклонных лет лишь как оттенения ее неизбывной любви к Татьяне. А в Графине под спудом прожитых десятилетий – таинственность рокового заклятия и великосветскую красоту, над которой не властно Время.

Ойниса Кучликова уверенно и точно работала и в особом амплуа «травести», в котором довольно часто по воле композитора меццо-сопрано воплощает образ отрока – подростка, или юношу в самой первой поре перехода от отрочества к мужанию. Непосредственен и наивен был её Зибель в «Фаусте», почти по-детски пугающийся увядания цветов и прыгающий от радости, когда цветы воскресли. Даже в крайне редко исполняемой роли юного пана Олесницкого в почти не идущей опере Н. Римского-Корсакова «Пан-Воевода» Кучликова нашла присущую ему характерность. И конкретность характера высокородного юнца с пробивающимися усиками – и надменного, и слегка забавного в своей «цыплячьей» амбициозности.

Она умудрялась находить для этих образов особую манеру ходить – и абсолютно «не женскую», и в то же время – лишенную нарочитой угловатости и неуклюжести. Естественно, Ойнисе Сулеймановне довелось много раз выступать и в спектаклях, которыми дирижировал её супруг. Стоит особо отметить, что в работе с нею над партией маэстро был столь же принципиален и целенаправлен, как и в работе с другими солистами, столь же скрупулёзен в поиске нюансов и штрихов. Но волновался за неё, естественно, больше других, и сдержанно внешне, но эмоционально в душе – радовался её успехам и достижениям.

Занимаясь в годы обучения в Ташкентской консерватории с замечательным мастером камерного ансамбля, профессором Адольфом Бернардовичем Мееровичем, Ойниса Кучликова всю жизнь испытывала особое влечение и к исполнению камерных произведений. В её воплощении многие романсовые произведения мировой классики получили очень индивидуальное раскрытие. В свое время был широко известен и любим дуэт сестер Кучликовых – в ансамбле со своей младшей сестрой, ныне живущей и относительно здравствующей заслуженной артисткой Рафаат Кучликовой – известной певицей, запомнившейся своими исполнениями Мадам Баттерфляй, Маргариты, Мими, Татьяны, многих произведений композиторов Узбекистана (о ней стоит сделать особую главу повествования о роде Абдукаюмовых-Кучликовых!) – Ойниса Сулеймановна исполняла разнообразные программы, пользовавшиеся неизменным успехом у слушателя.

В общении с друзьями и коллегами Ойниса Сулеймановна всегда проявляла ровность и убеждающую мудрость. Во многих непростых ситуациях взаимоотношений людей она неоднократно помогла прийти в равновесие некоторым проблемам – и выход из ситуации находился. В советах коллегам она была чужда авторитарности, никогда не «прессовала» ни своим опытом, ни профессиональной весомостью – но в пожеланиях всегда была точна и благожелательна. В большой мере именно ей принадлежала организация и преумножение традиций всего уклада «дома Абдукаюмовых», построение гармонии и спокойствия жизни и её супруга – Маэстро, и детей и родных.

Ойниса Сулеймановна в последний раз выступила на сцене родного театра в уже достаточно далеком сегодня 1991 году. Одиннадцать лет она продолжала обеспечивать «мир дома» маэстро Абдукаюмова, до последних его земных дней оберегая его душу от проблем и дисгармоний. Как и он, она с юных лет формировала себя, ставя себе высокие цели и с успехом преодолевая препятствия на пути к ним. И пережила своего Маэстро на 11 лет, уйдя из земной жизни летом 2012 года. С её уходом завершился земной круг жизни старшего поколения творческого рода Абдукаюмовых. Но ещё при жизни деда и бабушки эту творческую эстафету воспринял внук маэстро и Ойнисы Сулеймановой – талантливый певец Абдумалик Абдукаюмов. О нем – заключительная глава триптиха о творческой семье Абдукаюмовых.

(Продолжение следует)

 

Андрей СЛОНИМ,
режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои,
заслуженный работник культуры Узбекистана





Другие материалы рубрики

28.01.2014 / 11:24:05

Личная жизнь. История первая. "Анвар"

Я услышала от него почти невероятную историю. Анвар, так звали водителя, совершенно неожиданно рассказал мне о том, что произошло с ним в середине лета, и это в корне изменило его личную жизнь. И вот, как это было... Далее...

20.01.2014 / 14:54:59

ЦВЕТНИК СЕМЬИ АБДУКАЮМОВЫХ. ЧАСТЬ I. АБДУГАНИ АБДУКАЮМОВ

С Абдугани Абдумаликовичем Абдукаюмовым меня связывает более чем тридцатилетняя дружба и плодотворнейшая совместная творческая деятельность... Далее...

11.01.2014 / 11:23:06

Уроки жизни от Чехова, человека, который очень любил и ценил жизнь

Интеллигент в пенсне, больной чахоткой, милый, скромный доктор, тонкий знаток женской души – таким предстает Антон Павлович Чехов со страниц школьного учебника. И в самом деле женскую психологию писатель исследовал с самого юного возраста, особенно если иметь в виду его бурную сексуальную молодость. Далее...

07.01.2014 / 10:40:37

Когда мама счастлива, все счастливы!

Моя первая встреча с Марией Скляревской, ее ребенком и мужем произошла в ташкентском Ботаническом саду. Гуляя и слушая гида, я любовалась их какой-то особой гармоничностью и семейным благополучием. Далее...

19.12.2013 / 10:32:14

ИВАН СЕМЁНОВИЧ КОЗЛОВСКИЙ – ВСТРЕЧИ И ОБРАЗЫ. Часть III

В один из летних дней мы с Людмилой в первый раз были приглашены не на городскую квартиру Ивана Семёновича, а на его знаменитую дачу в Снегирях под Москвой. В этом замечательном загородном посёлке жили многие наши друзья, приходилось неоднократно приезжать в эти красивейшие места как зимой, так и летом. Далее...





24.03.2023 / 13:33:44
Репертуар Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана на апрель-2023
 
21.03.2023 / 19:32:20
ПРОЕКТ "ДРУГИЕ ЗВЕРИ" представляет: "Наивно. Супер". Спектакль Анастасии Прядкиной
 


24.03.2023 / 13:35:23
Дни японских фильмов в Узбекистане
 
21.03.2023 / 19:34:00
В Самарканде начался цикл показов документального фильма "Культурное наследие Узбекистана", созданного на студии "Шайхонтахур-фильм". Он снят по заказу Министерства культуры и туризма Узбекистана
 


13.03.2023 / 16:52:35
Туристический комплекс в Самарканде в фокусе внимания СМИ Израиля
 
07.03.2023 / 11:44:26
Награждены победители II Национальной премии гостеприимства
 


23.03.2023 / 16:57:57
Юбилей Сергея Михалкова, мудрость великого Алишера Навои – две страницы календаря открытые в ЛТО "Данко" на очередной встрече
 
11.03.2023 / 18:37:12
Сердце поэта Андрея Вознесенского
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2023 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте