Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
24.02.2014 / 17:04:54

НЕУВЯДАЕМЫЙ ТАЛАНТ. Воспоминания о Розалинде Лаут – выдающейся узбекистанской оперной певице и актрисе


Есть в богатой истории искусств и культуры Узбекистана незабываемые имена. Ясность, чёткость и своеобразие их таланта оставили чёткий отпечаток на целом периоде творческих достижений нашей Республики. Представители самых различных наций и народностей – они навсегда остались в памяти тех, кто знал и ценит их искусство и личностное начало в национальном многоцветии этих мастеров.

Розалинда Лаут… Выдающаяся оперная певица и актриса, создавшая на сцене ГАБТ имени А. Навои в шестидесятые, семидесятые и первой половине восьмидесятых - образы страстные, экспрессивные, живые, самобытные. Обладательница поистине уникального типа голоса – драматического сопрано горячего и чарующего тембра. Мастер пения и оперного действия, обладавшая яркой эмоциональностью, глубоким и тонким артистическим мастерством. И одновременно (а скорее всего – и в сплетении всех этих свойств!) – женщина поразительной красоты и обаяния, утонченной изысканности и интеллигентности.

Наделенная даром не только ярко творить, но и оценивать жизненные и творческие явления взглядом самобытным, излучательным, необыкновенно озаренным. А ко всему этому еще – щедро одаренная непостижимой неувядаемостью во времени её красоты и таланта. Сохранившаяся серия её портретов в жизни и многочисленных ролях красноречиво подтверждает эти эпитеты и определения, отнюдь не преувеличенные и не метафоризированные… 

… Но этот блистательный расцвет пришёл к Розалинде Лаут далеко не сразу и не вдруг. Непростая судьба её, познавшая в свой час сверкающий взлет, вначале проведёт Розалинду Бернгардовну – немку по происхождению – через все круги трагических перипетий и боли «роковых сороковых» годов. Детство и юность её протекали в одном дворе со Святославом Рихтером. Но нагрянули испытания – вначале в конце тридцатых был репрессирован её отец. Этот стресс оставил мучительный отпечаток на состоянии духа на всю её жизнь. А совсем скоро грянула война, разрушившая все жизненные устои. К общим испытаниям добавились перипетии её происхождения. Варварский указ о депортации немцев сломал привычность, обрушил все основы, сокрушил душу страхом.

Сейчас трудно представить, что в жизни будущего оперного мастера международного класса были и морозные ночи в Намангане, и керосинка, над которой она грела застывающие от холодов пальцы – и приобретенные на всю жизнь ревматизм и проблемы с сердцем. Произошло и другое – вынужденная задержка в получении специального образования, и весь процесс обучения свершался не в положенный период, а несколько позднее, чем это обычно происходит. Но в свой срок свершилось многое – и учеба в Наманганском музыкальном училище. А через некоторое время – и поступление в Ташкентскую консерваторию в класс замечательного педагога – Надежды Александровны Войтовой. Но, обладая выдающимися природными вокальными и сценическими данными, Лаут, познав все препоны испытаний, никогда не надеялась на легкость успеха. И пытливо погружалась в постижении основ профессии оперной певицы-актрисы.

…Результат был ошеломляющим – на выпускных экзаменах Розалинда Лаут блестяще исполнила партию Флории Тоски в одноименной опере Джакомо Пуччини. Этот образ считается одной из вершин исполнительского мастерства и содержит немало трудностей даже для опытной артистки. Лаут сразу обратила на себя внимание дирекции нашего оперного театра, и её зачислили в оперную труппу. Но успех дипломной работы отнюдь не вскружил ей голову, не застлал взор мнимым блеском. И первые годы своей работы в театре, наряду с освоением ведущих ролей сопранового репертуара, Лаут считала для себя необходимым исполнять и проходную партию Аннины в «Травиате», и небольшую по объему и значимости роль Инесс в «Трубадуре», и целый ряд других партий второго положения. Она уверенно совершенствовала свое мастерство, и под руководством опытнейших дирижеров и режиссеров постигала непростые законы жизни на сцене. Уже через несколько лет в её репертуаре оказалось около тридцати ведущих оперных партий! Это – и Леонора в «Трубадуре» Верди, и Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского. И Недда в «Паяцах» Леонкавалло, и Маргарита в «Фаусте» Гуно, и Клара в «Дуэнье» С. Прокофьева, и даже героиня весьма редко идущей на сценах оперы Н. Римского-Корсакова «Пан Воевода», и множество других, не менее заметных. Надо особо отметить, что каждый образ был отнюдь не просто блестяще «спет», но и высокопрофессионально «прожит» во всей особой правде его существования, прочувствован в деталях, и неизменно самобытен свеж и нов.

С Розалиндой Лаут и её семьей нашу семью связывают десятки лет крепчайшей дружбы и тесных общений. В радостях и в невзгодах жизни нам довелось в течение этих десятилетий быть рядом. Довелось и проследить в теснейшем контакте весь путь расцвета дара певицы, радоваться с нею её достижениям, обсуждая практически каждый её творческий шаг, вместе с ней пытаться искать новые этапы ее творческих задач. Творческие доброжелательные советы Розалинда Лаут неизменно воспринимала активно и с пониманием, и прилагала много сил к тому. чтобы ещё более усовершенствовать свое творчество, найти новые тонкие штрихи и детали, обновить уже испробованное ранее. От себя могу сказать, что на излучающем сияние искусстве Розалинды Лаут («Линды», как принято было её называть в узком кругу самых близких друзей!) – воспитался во многом и мой собственный оперный вкус и устремленность к мастерству. Да и сам мой приход в режиссерскую профессию в опере был во многом предопределен дружбой с Розалиндой Бернгардовной, единением и с её необычайно «сияющим» искусством. Надо сказать, что и она с теплотой и уважением относилась ко всем моим постановкам и проектам и неоднократно поддерживала результаты этих работ весьма доброй и высокопрофессиональной оценкой. Много и плодотворно работал я и с её ученицами, и об этом речь – впереди.

…Да, обращая свой взор в этот период, с особой силой ощущаешь, насколько

И Н Т Е Р Е С Н Ы были все исполнения Розалинды Лаут, насколько они захватывали синтезом прекрасного пения и экспрессивнейшего актерского начала. Эти две основы творчества, сливаясь воедино, рождали образы трепетные, ранимые, драматичные, поразительно красивые и живые в правде излучения чувств. А голос Лаут был истинно ДРАМАТИЧЕСКИМ не только в силу своих природных данных, объема и экспрессии – но и потому, что излучал драматическую энергетику, не оставляя равнодушных ни в зале, ни среди партнеров по сцене. Её выступлений ждали, с надеждой и ожиданием всматривались в фамилии певцов объявленного состава той или иной оперы (была хорошая традиция в те времена – представлять зрителю на афише каждого спектакля конкретные составы исполнителей на каждый спектакль!). И билеты на спектакли с участием Розалинды Лаут раскупались так же интенсивно, как и на спектакли с участием любых гастролеров.

Репертуар Лаут существенно расширялся и пополнялся – к уже исполняемым образам добавились и Лиза из «Пиковой Дамы» Чайковского, и Аида, и целый ряд ролей узбекского репетуара, среди которых особенно запомнился образ Санобар в опере М. Ашрафи «Сердце поэта». В семидесятые Розалинда Лаут блестяще воплотила совершенно новый для себя трагический образ Королевы Елизаветы в поставленной впервые на узбекистанской сцене опере Дж. Верди «Дон Карлос», заново открыла для себя и публики Ярославну в «Князе Игоре» Бородина. И практически заново воссоздала свой любимый образ Флории Тоски, с которй началась её блистательная карьера.

Любимая роль артиста – это всегда нечто сокровенное. Но о трех своих наиболее любимых и близких ролях Лаут говорила всегда с особой горячностью души. Вот они: Елизавета из «Дона Карлоса» Верди, Ярославна из «Князя» Игоря» Бородина, и, конечно же – Флория Тоска. Что, казалось бы , общего у столь разных героинь? Ответ очевиден – каждая из них по-своему, в свою эпоху и в своем окружении –страстно борются за свое счастье и гармонию духа. Елизавета, ставшая женой короля-тирана – мучительно одинока в своих страданиях. Тоска теряет поддержку, но не сдается, обретая себя в неравной борьбе – и побеждает даже ценой собственной жизни. Пережив за сутки невероятные испытания, познав давление слепого насилия, она обретает неведомую силу – и оказывается духовно более мужественной и могучей, чем сам зловещий шеф тайной полиции- барон Скарпиа. И волею судьбы входит в соприкосновение с тремя самыми страшными прегрешениями – убийством, предательством и самоубийством в финале, надеясь только на справедливость Высшего суда – Там, за гранью земного… А Ярославна, вынужденная править родным городом в гнете нашествий недруга, получая весть о пленении мужа – ждет и верит в невозможное. И дожидается осуществления своих тайных помыслов...

В этих ролях с коллективом театра Розалинда Лаут весьма успешно гастролировала, и вызывала горячие отклики публики в таких сугубо «оперных» городах, как Москва, Новосибирск, Саратов, Ленинград и многие, многие другие. В конце семидесятых Розалинда Лаут острохарактерно и драматично исполнила роль мятежной царевны Софьи в опере А. Петрова «Петр Первый» - этот образ принципиально отличался от всего многообразия её любящих и страдающих героинь. За эту работу певица была удостоена Государственной премии Узбекистана. Именно этот образ певица успешно «предъявила» и на гастролях ГАБТа имени А. Навои в Германии, где спектакль «Петр Первый» был очень тепло принят.

Стоит сказать и о том, что самобытное творчество Лаут, было по заслугам отмечено самыми высокими званиями Узбекистана, вплоть до присужденного в 1972 году звания Народной артистки Узбекистана. Были ли творческие предложения певице о приглашениях на постоянную работу в труппы крупнейших театром тогдашнего Союза? Разумеется, их было немало, и каждое было весьма заманчивым. Но… Лаут осталась в Ташкенте!

Была и не менее яркая педагогическая работа Розалинды Лаут в Ташкентской консерватории. В плеяде её лучших учениц – ныне народная артистка Узбекистана и Каракалпакстана, лауреат многих конкурсов Муяссар Раззакова, которая, став мастером оперного исполнительства Узбекистана, уверенно несет эту эстафету творчества и очень гордится школой академического пения, полученной от своего профессора. Здесь уместно сказать, что и с Муяссар Раззаковой, ставшей моей ученицей по оперному классу консерватории с первых лет ее обучения и профессиональной деятельности – меня связывает крепчайшая творческая нить. Много спектаклей довелось мне сделать с ее участием, многие проекты мы разрабатывали и осуществляем поныне в теснейшем контакте. Плодотворно работалось мне и с другой ученицей Розалинды Лаут – с меццо-сопрано Лолой Негматовой.

… Шли годы. Происходили изменения в жизни и судьбах. Потеряв ушедших из жизни родителей, Лаут решила воссоединиться с родными, живущими за рубежом – и переехала на постоянное место жительство в Германию, в светлый и очень «музыкальный» Висбаден – истинный центр искусств. Долго и активно вела она и там активную музыкальную общественную деятельность – организовывала фестивали, вокальные вечера, вела большую просветительскую работу, пропагандируя мировую музыкальную культуру.

По воле судеб мы с моей женой Людмилой, не прерывая «телефонных» контактов с Розалиндой Бернгардовной – в уже отдаленном ныне 2000-м встретились с ней на земле Висбадена и провели в добрых общениях практически целый день (далее наша творческая делегация перебиралась в другие города Германии!). И в который раз поразились неувядаемой её красоте, обаянию и светлой энергетике. И в который раз возникла престранная мысль – не в возмещение ли лишений юности был дарован ей этот «долгосрочный» комплекс чарующей молодости, красоты таланта. А ведь истинный расцвет любого дара может быть состоявшимся только при полной самоотдаче, при устремлении духа к радости людей, к возвышению их душ. С честью в этих сплетениях свершается и непростое преодоление самых сложных жизненных препон, испытаний. Судьба, творчество, талант Розалинды Лаут – живой и поразительный пример этого…

… В августе минувшего года из Висбадена пришла горькая весть. Розалинда Бернгардовна ушла из жизни на 88-м году жизни, до последнего дня окруженная вниманием детей и внуков и неустанно интересующаяся явлениями творчества и жизни и в этот период. Но воистину – всё свершенное остается людям. И те, кто хранит в своих душах озаряющие мгновения сокровенного раскрытия дара Розалинды Лаут на благодатной узбекистанской земле – не могут забыть ощущения встречи с этим несказанным и светлым озарением истинного искусства. Оно символизирует и многоцветие талантов нашей доброй узбекистанской земли, и прорыв к истинным откровениям, который исконно был свойственнее и нашей солнечной земле, и всем тем, кто связал свою жизнь и судьбу с ней и с творчеством… 

Андрей СЛОНИМ,
Режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои,
Заслуженный работник культуры Республики Узбекистан





Другие материалы рубрики

21.02.2014 / 07:39:50

Воспоминания о Папе. Иззат Султанов

Для каждого свои дети, свои внуки – самые ненаглядные, лучшие. Также и свои родители. Мы их просто любим, и всё. Не за что-то, а так, потому что это моё, родное, моя кровинка и я их кровь. Всё, что в них есть – это я сама. Всё, что во мне есть, всё, что я передала – всё неотъемлемо от меня. Далее...

20.02.2014 / 08:08:53

СУДЬБА И МЫ. ИЗ НАШЕЙ ПОЧТЫ

Порой, Cудьба ставит нас в такое положение, когда мы, не имея никаких возможностей действовать, все же, пытаемся сопротивляться и отчаянно гребем против течения... Далее...

13.02.2014 / 16:24:29

Личная жизнь. Найди свой собственный аромат успеха!

Каким бы хорошим человеком ты не был, а миру, как ни крути, нравишься всем всегда улыбчивым и успешным. Эту истину давно пора принять, и перестать роптать на обстоятельства! Далее...

11.02.2014 / 14:18:52

ЦВЕТНИК СЕМЬИ АБДУКАЮМОВЫХ. ЧАСТЬ III. АБДУМАЛИК

Внук маэстро Абдугани Абдукаюмова и певицы Ойнисы Кучликовой – Абдумалик – с детства воспринимал и звучащую в доме музыку, и особый склад общений на музыкальные и творческие темы. Ещё в детстве, слушая с родителями многочисленные записи опер... Далее...

11.02.2014 / 10:09:46

Сказка моей жизни. О том, как я встретила настоящего волшебника...

Это произошло зимой. Как ни странно, но я считаю, что это лучшее время для сказок. Зимой, как бы всем желаниям и мечтам свойственно осуществляться. В одну из ночей пошел сильный снег... Далее...





30.11.2022 / 11:00:25
Фархад Махмудов проведет мастер-класс по актерскому мастерству
 
28.11.2022 / 12:20:09
Презентация фильма "Культурное наследие Узбекистана"
 


04.12.2022 / 16:57:07
С 30 ноября по 2 декабря 2022г. в Ташкентском "Узэкспоцентре" проходила 27-я Ташкентская международная туристическая ярмарка "Туризм на Шёлковом пути"
 
01.12.2022 / 11:43:29
Весьма впечатляющее начало Ташкентской международной туристической ярмарки "Туризм на Шелковом пути" ТМТЯ-2022 обещает многое
 


03.12.2022 / 19:22:07
Творческая встреча с Вадимом Муратхановым: "Цветы и зола" в Государственном литературном музее Сергея Есенина
 
03.12.2022 / 19:15:07
В Самаркандском Государственном Университете Узбекистана состоялась презентация книги азербайджанского автора книги "Феномен Амира Теймура"
 


08.11.2022 / 14:29:34
Спикеры в клубе "Интеллектуал" превысили все наши ожидания и в этот раз, в субботу, 05.11.2022
 
24.09.2022 / 12:03:01
В Ташкентском государственном экономическом университете начала работу Международная выставка-ярмарка "Российское образование. Ташкент-2022"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте