Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
14.01.2015 / 23:09:57

ЕЁ ТВОРЧЕСКИЙ ДАР БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫМ И НЕПОВТОРИМЫМ…


Не стало великой певицы…Эта весть глубокой болью отозвалась по всей планете, в крупнейших столицах мира, где она блистательно выступала, в том числе, и в Ташкенте.  Да, в это трудно поверить, это невозможно представить как свершившуюся данность. С этим невозможно смириться.

Её Дар был особым, необычным, не вмещавшимся в рамки привычного. Можно без конца перечислять все ОТДЕЛЬНЫЕ и несомненные признаки дарования этой выдающейся Артистки – и индивидуальный, легко узнаваемый тембр голоса, и темперамент энергетики излучения чувств, и особые исполнительские штрихи и нюансы, и стремление в каждом случае по-своему и от себя поведать о свойствах характера той или иной оперной героини, и необычайную жизнелюбивую устремленность… И не охватить при этом главного и основополагающего – Дар её единственен и неповторим, ниша, занятая ею в мировом оперном искусстве – весома и ни с кем не делима. Так вне сомнения осознавалось при ее земной жизни – но в ещё большей степени это воспринимается сейчас, когда боль и горечь безвозвратности ещё более чётко фокусирует и концентрирует черты ее человеческого,  жизненного и творческого облика…

Ее  душа, в полном согласии с известными строками Поэта – «трудилась и день, и ночь, и день, и ночь». Образцова никогда не боялась исполнять так называемые «маленькие партии-роли», как это слишком часто заметно в творчестве многих и многих начинающих.Она справедливо считала, что своеобразно и по-своему можно раскрыть и их. И на гастролях Большого театра Москвы в Италии на прославленной сцене «Ла Скала» замечена она была в эпизодической роли гувернантки в «Пиковой Даме» - столь ярко она исполнила этот трёхминутный эпизод жизни своей героини на сцене.

Елена Васильевна с самых молодых лет не боялась и других категорий ролей – так называемых «возрастных», в которых молодость всегда инстинктивно страшится прятать свои юные черты под гримом преклонных лет. В двадцать пять лет она выходит на сцену в своем любимом образе мистической Графини из «Пиковой Дамы». Она сделает из этого образа совершенный образец глубины, многогранности, психологизма, философии, чёткости замысла. Эта странная таинственная Графиня пройдет через всю ее большую жизнь и подвижнический труд. И волею судеб ЭТИМ же образом Певица  простится и со сценой, и со всей своей могучей и бурной творческой деятельностью осенью минувшего года на юбилейном гала-концерте в честь своего юбилея…

…А в памяти как кинокадры возникают события уже далекого сегодня 1968 года, когда во время   гастролей  Большого Театра России  в Ташкенте все жители столицы Узбекистана целый месяц жили особой жизнью, буквально осаждая здание театра имени А. Навои, где они проходили. Вот здесь-то и сверкнул  талант молодой Елены Образцовой  во всем своем масштабе и новизне!

Впервые  она предстала перед ташкентцами  в образе раскольницы Марфы из «Хованщины» М. Мусоргского. И удивила трепетной ранимостью и особой правдой этой Марфы, будто сошедшей с полотен Нестерова. Поразительно красивой, юной и… неизбывно сильной в своей Любви. Она была похожа на прекрасный полевой цветок, беспощадной волей судеб брошенный в горнило перипетий, она мучительно боролась за свою любовь – и сгорала и в реальном пламени, и в огне своего чувства к возлюбленному… А рядом в другом спектакле  Большого – в «Князе Игоре» А. Бородина Образцова воплотила дочь степей Кончаковну – страстную, ловкую, способную и проскакать на буйном коне, и столь же буйно любить молодого княжича Владимира Игоревича. Был ещё и замечательный сольный концерт молодой Образцовой на сцене тогдашнего Дома Офицеров, вернее даже – не целый концерт, а его первое отделение - поскольку «по ранжиру» молодой солистки полный сольный концерт ей ещё как бы и «не полагался»! Но и в этом единственном отделении ею было спето и прожито так много, что потрясенная публика долго не отпускала Елену Васильевну со сцены – пришлось расширить объявленную программу почти вдвое.

Позднее, уже на сцене Большого театра,  мне посчастливилось  видеть и слышать Елену Образцову множество раз. Её спектакли были РАЗНЫМИ не только по новизне средств излучения чувств и нюансировке – и они надолго откладывались в сознании, о них хотелось размышлять, осмысливать их.

Свою Кармен, о которой Образцова с такой любовью говорила и писала – она наделяла в каждом случае новыми и новыми элементами жизни духа. И её московский спектакль отличался от знаменитого «дзеффирреллиевского», который запечатлен в виде фильма, а гастроли в Японии привносили в этот образ черты, не схожие с ее исполнением в Лондоне или Париже. Но генеральная линия ее Кармен, которая, по словам певицы, «ЛЮБИЛА ТОЛЬКО ХОЗЕ», и даже в последней сцене  СОЗНАТЕЛЬНО ПРОВОЦИРОВАЛА ЕГО НА ЕЁ УБИЙСТВО, чтобы таким жутким путем он взошел на новую ступень мужества – жила в любом ее  исполнении Кармен.

Погибала в трагических противоречиях духа её Азучена в «Трубадуре», гипнотизирующее властвовала над Самозванцем её Марина Мнишек в «Борисе Годунове», металась в западнях страсти принцесса Эболи в «Доне Карлосе», мучительно боролась за свое чувство дочь фараона Амнерис в «Аиде», искушала земной любовью библейская Далила… Этих образов было очень много – сейчас в горестные дни расставания подсчитано, что Образцова спела сыграла на мировых сценах более 65 ролей… Но не менее сверкающе-яркими были и множественные ее концертные выступления. Воплощая и практически всю мировую романсовую классику, Елена Образцова сподобилась стать первой исполнительницей многих творений Г. Свиридова и других современных ей русских композиторов. Она выступала и с джазовыми программами – и была весьма самобытна в этом новом для нее жанре. Почти всю последнюю треть своей земной жизни Елена Васильевна весьма внятно раскрыла себя и как драматическая актриса во многих оригинальных театральных проектах. Пробовала себя она и как режиссер – в середине восьмидесятых поставила в Московском Большом театре одну из своих любимейших опер – «Вертера» Ж. Массне… И во всем этом расцветала и многогранность ее дарования, и неизбывная потребность открывания нового в жизни, творчестве, людях и собственной душе.

Здесь никак нельзя не вспомнить и того, что Елена Образцова едва ли не ПЕРВОЙ их многообразия российских певческих дарований взошла на путь мировой известности. В Европе практически не было крупной оперной сцены, где ее талант не сверкал бы всеми гранями. Могучие имена дирижеров – Караян, Шолти, Претр, Мета, Маазель, Аббадо и многие, многие другие - были рады сотрудничать с её неповторимым Даром певицы и человека. Великий Дзеффиррелли – выдающийся театральный и кинорежиссер мира особо ценил ее творчество, снял с ее участием два великих фильма – «Кармен» и «Сельскую честь» и считал ее личность уникальной. Все выдающиеся  певцы мира с удовольствием выступали в ансамбле с Еленой Васильевной. И в неисчерпаемом списке горестных соболезнований этих дней особо выделяется признание великого  Плачидо Доминго, написавшего вчера на сайте НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ: «Прощай, моя замечательная Кармен!».

…Но как бы ни были всеобъемлющи эти общемировые связи Елены Образцовой, нельзя не упомянуть и о том, что и с нашим солнечным краем Елену Васильевну связывает отнюдь не только память о славных гастролях 1968 года. Более десяти лет тому назад Елена Образцова, откликнувшись на приглашение видного мастера оперного искусства, народной артистки Узбекистана  Муяссар Раззаковой – приняла участие в большом гала-концерте на сцене нашего театра. Этот замечательный концерт, в котором с большим успехом участвовали ещё и народный артист России Зураб Соткилава, и народный артист Узбекистана Исмаил Джалилов – надолго запомнился ташкентцам и солнечностью, и уровнем высоты полета. И вот именно тогда  своеобразно и светло «благословила» Елена Образцова Муяссар Раззакову на путь к высотам творчества, видя в ней певицу высокого уровня и возможностей. Так в очередной раз две золотые ветви творчеств мастеров России и Узбекистана сплелись весомо и плодотворно…

Именно с этого концерта началась большая дружба Елены Образцовой и Муяссар Раззаковой. По инициативе Образцовой родились многие интереснейшие международные проекты совместных концертов, в которых мастерство Елены Васильевны сплеталось с высотой уровня творчества Муяссар Раззаковой – и их концерты в Москве, Санкт-Петербурге и многих других городах навсегда запечатлелись не только в памяти, но и в истории вокального искусства как России, так и Узбекистана. Неоднократно Муяссар Раззакова приглашалась Образцовой в качестве члена жюри многих конкурсов «образцовского» фонда, или – в качестве гостя мастер-классов Елены Васильевны. Будучи достаточно «избирательной» в круге общения, Образцова с любовью принимала Раззакову даже на своей замечательной даче в Переделкине, куда был доступен вход только избранным. И последняя такая встреча Муяссар с Образцовой произошла в августе минувшего года…

… Елена Васильевна уже тогда боролась с тягостным недугом. Но в общении с людьми хранила улыбчивость и свет своих чувств. Человек недюжинного мужества, она встретила свой юбилейный вечер в октябре с проблемами достаточно серьезными – болезнь затрудняла даже её простое хождение. Но на своем юбилейном балу она стремилась во что бы то ни стало предстать во всей полноте своих сил. И Образцова в очередной раз совершила свой выбор. Она, как это ясно лишь сейчас – в последний раз вышла на родную сцену Большого театра, она со всей отдачей чувства, голоса и темперамента провела свой юбилейный гала-концерт. И. как ясно сейчас – этим подвигом простилась и со сценой, и с благодарными поклонниками переполненного зала…

Да, Елена Васильевна Образцова всю жизнь оставалась целенаправленной и мужественной, преодолевающей перипетии судьбы. А выпал ей отнюдь не усланный одними лишь лаврами путь. Начиная с бедствий ленинградской блокады, она знала цену испытаниям. В расцвете таланта судьба подарила ей большую любовь. Дирижер Альгис Жюрайтис, несомненно, был одним из талантливейших оперных и балетных маэстро. Любовь великой певицы и крупного дирижера сверкнула ярко и солнечно, но… судьба отпустила им не так уж много мгновений счастья. Альгис Жюрайтис безвременно ушел из жизни – и эта тягостная потеря многие годы омрачала дух Елены Образцовой. Но – не сломила его. Даже в тягостный период ухода из жизни любимого Елена Васильевна НЕ ОТМЕНИЛА НИ ОДНОГО СВОЕГО ВЫСТУПЛЕНИЯ – ни в опере, ни на концертной эстраде. И, закалив душу, вышла из тяжкой перипетии именно благодаря поиску сил в творчестве, в непрестанных поисках Нового…

Наверное, поэтому Образцова была в общении с людьми неизменно настроенной на волну жизнелюбия, светлых надежд - и неизменно несла людям оптимизм и светлую энергию духа. Но в принципиальных вопросах творчества и жизни воля ее оставалась железно непреклонной, а позиция – незыблемой. Не имея возможности согласиться с вопиющим искажением сути оперной постановки, с отходом от авторского замысла – Образцова «без оглядки» уходила из проектов, а на обсуждениях чётко и прямо старалась противодействовать всем, кто, по ее мнению, принижал возвышенную природу оперы с ее особой правдой – до банального низменного натуралистического «жизнеподобия», до заземлённостей. Мало кто из ныне живущих мастеров может предъявить подобную незыблемость позиций и твёрдость высказываний. Нет, не заземленностью, а её антиподом – устремленностью ввысь была полна ее душа. Не забуду, как перед выходом на сцену нашего ГАБТ имени А. Навои в гала-концерте Елена Васильевна проникновенно молилась о том, чтобы ее выступление – выступление блистательного Мастера – в очередной раз сложилось и состоялось…

Волею судеб и обстоятельств она была заслуженно удостоена всех возможных  званий и наград. Но ведь не секрет, что самобытность всякого истинного дара всегда оказывается выше, несказанее и весомее, чем все награды, изобретенные людьми! И как бы ни был значителен и насыщен «вес» этих земных регалий Елены Образцовой – в дни нашего земного же прощания с ней сознаешь главное и не поддающееся «взвешиваниям» и оценке. Её Дар был единственен. И – неповторим. И в недрах памяти людской, и во многочисленных видеосъемках и записях Певицы этот Дар будет жить. Будет неразрывно связан с её голосом, артистичностью, элегантностью, женственностью, манерой улыбаться, с её откровениями мастерства, с ее особенностями общения, с нестандартностью ее оценок и восприятия – словом со всем этим феноменом, имя которому: «ЕЛЕНА ОБРАЗЦОВА»…

 

                                                                                           Андрей СЛОНИМ,

                                                            Режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои,

                                                                    Заслуженный работник культуры Узбекистана.





Другие материалы рубрики

14.01.2015 / 00:10:50

6 несложных способов продлить жизнь

Продление жизни — это реально . Ученые назвали шесть доказанных наукой способов отдалить смерть. Далее...

05.01.2015 / 03:23:52

Свой день рождения отметила известная певица Зейнаб Ханларова.

Ей рукоплескали во многих странах мира. Ее выступления хорошо помнят и у нас в Узбекистане. Далее...

30.12.2014 / 01:00:40

Творческий коллектив KULTURA.UZ поздравляет всех с Новым Годом!

Друзья, вот и наступает Новый 2015 год! Далее...

26.12.2014 / 14:05:35

НЕ ГОВОРИТЕ ЭТО! КАКИЕ СЛОВА КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕЛЬЗЯ ГОВОРИТЬ

Ваш применяемый набор слов является мощным инструментом самопрограммирования! Список вредных слов, которые категорически нельзя употреблять, они программируют вас на несчастье! Далее...

18.12.2014 / 18:27:16

ХОТИТЕ ОТКРЫТЬ СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС? ЛЕГКО

В нынешних условиях развития экономики и состояния рынка занятости совсем не праздно стоит вопрос, как открыть свое дело, желательно семейное, и при этом от задуманного быстро и точно перейти к материальному процветанию. Далее...





04.12.2022 / 17:07:55
В Национальной библиотеке Узбекистана им. Алишера Навои состоялся вечер памяти народного артиста Узбекистана Наби Рахимова
 
02.12.2022 / 19:50:23
Поздравляем с Днем рождения выдающуюся балерину, Народную артистку Узбекистана Гули Раззаковну Хамраеву
 


07.12.2022 / 11:52:30
В Ташкенте завершаются съемки нового художественного фильма "Открой глаза". Он создается по мотивам рассказа О Генри "Джимми Валентайн"
 
06.12.2022 / 19:41:21
В Доме кино имени Алишера Навои состоялся общественный показ для СМИ художественного фильма "История болезни" известного режиссера Зульфикара Мусакова
 


06.12.2022 / 19:35:44
Состоялась очередная поэтическая встреча поэтов Азербайджан-Узбекистан "Маджлиси-фарамушан"
 
03.12.2022 / 19:22:07
Творческая встреча с Вадимом Муратхановым: "Цветы и зола" в Государственном литературном музее Сергея Есенина
 


08.11.2022 / 14:29:34
Спикеры в клубе "Интеллектуал" превысили все наши ожидания и в этот раз, в субботу, 05.11.2022
 
24.09.2022 / 12:03:01
В Ташкентском государственном экономическом университете начала работу Международная выставка-ярмарка "Российское образование. Ташкент-2022"
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте