Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
07.02.2015 / 12:55:02

ЭЛЬДАР АЗИМОВ: "Я ВСЁ ВРЕМЯ В ДВИЖЕНИИ"


На днях в Большом зале Республиканского Академического лицея имени В.А.Успенского состоялся концерт камерного оркестра «Туркистон» под управлением художественного руководителя коллектива, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова. Каждое появление этого дирижёра за пультом – это всегда событие. Вот и прошедший концерт отличала удивительная атмосфера, которую он создал в зале. И, безусловно, его программа с опусами А.Шнитке и П.Хиндемита…

Имя Эльдара Азимова ассоциируется с созданием двух оркестров: первого в Центрально-азиатском регионе камерного оркестра Узгостелерадио, ознаменовавшего появление в нашей республике нового жанра – жанра камерно-оркестровой музыки и «Туркистона», а также оригинальными проектами, необычными концертами и самобытными интерпретациями. Его имя стоит в одном ряду с немногими дирижерами, в творческой деятельности которых, неустанная пропаганда современной музыки, в том числе и узбекской, занимает такое большое и важное место. И дело не только в том, что список исполненных под управлением Азимова сочинений современных авторов поражает внушительной цифрой (практически все они были премьерными), но и тем, сколько душевного тепла, заботы, мастерства он отдает этой работе. Вчера у маэстро был двойной юбилей: собственное семидесятилетие и двадцатилетие его детища камерного оркестра «Туркистон».

В связи с этим мне удалось побеседовать с юбиляром, в диалоге с которым сами собой определились его вопросы о современной музыке, современном слушателе, интерпретациях   и многом другом.

- Эльдар Сарварович, как Вы относитесь к современной музыке, если  учесть Ваш огромный опыт исполнения не только классики, но и сочинений ХХ века, а также совсем новой музыки, доверенной Вам композиторами? И что значит для Вас само это слово современная музыка?

- Определить, что такое современная музыка, с одной стороны легко, а с другой трудно. Почему? Потому что музыка, которую создают сегодня, в наше время, безусловно, современна. Тогда возникает ещё один вопрос – какая музыка современна? И Вивальди, и Бах, и Гендель, и Моцарт, и Чайковский, создавшие свою музыку давно, сегодня тоже современны. Ведь у нас часто под современной музыкой, как правило, представляют себе музыку сложную, обязательно написанную современным языком. Мне думается, что это несколько однобоко, потому что современность – понятие очень объёмное. Современная музыка – та, которая играется, которая слушается. Эта музыка должна волновать слушателя, обращаться к сердцу слушателя, к мыслям этого слушателя. И, естественно, исполнителя.

- Многие авторы называют Вас «первопроходцем». И это действительно так, потому что Вы дали жизнь не одному десятку музыкальных опусов. Скажите, пожалуйста, когда перед Вами лежит партитура нового произведения, в которую вписаны нотные знаки, за которыми ещё не было звуковой жизни, исключая воображения её автора, каким образом Вы ощущаете себя в роли первооткрывателя?

- Безусловно, давать жизнь новому сочинению невероятно сложно и ответственно. И перед тем, как исполнять новый опус, я встречаюсь с автором, если это, конечно, композитор, живущий в Ташкенте, и работаю с ним, оговаривая всё, что волнует нас обоих в интерпретации данного произведения. А быть в роли первооткрывателя, не скрою, очень ответственно, нежели бы я играл сочинение, которое уже имеет исполнительские традиции.

- Кстати, пересматриваете ли Вы когда-либо интерпретации?

- Конечно, но происходит это не сознательно. Я просто оказываюсь поставленным перед фактом, что я играю это сочинение по-другому. Вот, к примеру, не так давно я дирижировал Сороковой симфонией Моцарта, которая в моём репертуаре уже лет двадцать. Сейчас я вижу, что отношусь по-иному к этому сочинению, в частности, это касается соотношения темпов, звучания оркестра, динамики и так далее, хотя по отношению к самой идее произведения у меня никаких изменений не произошло.

- Эльдар Сарварович, а вы когда-нибудь предпринимали попытку посчитать, сколько всего концертов дали со своими коллективами?

- Никогда. Для чего? Чтобы знать, сколько заработал? Это не по мне. Идут, текут концерты, как река. И зачем брать пробы из этой реки? Все это пустые хлопоты. Работа музыканта — пожизненное заключение. И трудовой день мой никогда не заканчивается. Я всё время в движении. Да и жизнь моя полностью подчинена расписанию моих выступлений.

- Наблюдая все эти годы за вами, я обратила внимание, что в жизни вы позитивный и остроумный человек, а на сцене, как полководец на поле боя, решительно собравший волю в кулак, подобны воину в битве за совершенство. Вы с одинаковым вдохновением выступаете со своим коллективом «Туркистон» как перед профессиональной публикой  Большого зала Государственной консерватории Узбекистана, так и перед слушателями Дворца химиков в Алмалыке или детской аудиторией, не так ли?

- Непременно. И бесконечно счастлив, если зал после гробовой тишины вдруг взрывается аплодисментами, а после концерта обыкновенный рабочий, который впервые в жизни услышав оркестр вживую, благодарно протягивает мне свою руку со словами: «Я теперь обязательно буду слушать классику. Это впечатляет…».

- Насколько я знаю, вы, по-моему, абсолютно не занимаетесь собственным паблисити?

- Вы правильно заметили. Меня это мало интересует. И я не бумажный  человек!.. Не могу что-то куда-то складывать, хранить. Не собираю статей о себе, фотографий. Мне ближе творить добро. Согласитесь, когда вы это добро творите, то сами начинаете по-другому жить. И легче становится вам самому с собой.

- Азимов на публике и Азимов, которого знают близкие, отличаются друг от друга?

- Этот вопрос, скорее всего, не ко мне, а к моим близким (улыбается).

- Ваша супруга - Орзу Нишановна Азимова - видный ученый, музыковед, доктор искусствоведения, профессор Государственной консерватории Узбекистана в одной из бесед сказала, что Эльдар Азимов на сцене и в жизни абсолютно идентичен.  А что значит для вас семья?

- Этомояпостоянная гавань, куда я с радостью возвращаюсь после работы, в которой всегда чувствую себя уютно, комфортно, а главное спокойно. И в этом большая заслуга моей жены. Мы вместе свыше сорока лет, и за годы совместной жизни с полуслова понимаем друг друга, предвосхищая обоюдные желания. У нас две замечательные дочери: старшая Лазиза и младшая Ойгуль. И шестеро внуков - Ашрафулло, Амир, Лейли, Латифа, Абдулла и Набира, которых мы обожаем. Они заряжают нас своей непосредственностью, детским задором и возможностью ещё раз увидеть мир их глазами.

 - А есть профессия, в которой вам бы хотелось попробовать свои силы?

- Да, есть такая. Это профессия хирурга. Как-то я попал в больницу с острым приступом аппендицита. Лёжа на больничной койке, я видел напряжённый рабочий день хирургов.  Я наблюдал как они общались с больными, как питаясь на скорую руку, устремлялись в операционную, чтобы спасти очередную жизнь… Людей этой профессии я называю бойцами невидимого фронта, которые постоянно находясь на переднем плане, при ежедневной встрече со смертью, всегда готовы вытащить людей с того света.

- У вас довольно насыщенная творческая жизнь, а удается ли отдыхать?

- Конечно. Я обожаю спорт, поэтому регулярно смотрю по телевизору спортивные передачи – различного рода соревнования, будь то футбол, баскетбол или теннис. Люблю слушать джаз. Причём не только дома, но и за рулём машины. И ещё я общаюсь с друзьями, которые к музыке не имеют никакого отношения, и с которыми состою в дружбе с первого класса общеобразовательной школы. Раньше мы два раза в неделю играли в футбол и баскетбол, а в последнее время наши увлечения переместились в парную и бассейн. Всякий раз, когда я встречаюсь с ними, то попадаю в такой замечательный климат… Мы вместе сидим за столом, шутим, разговариваем.

- Считаете ли вы, что добились всего, чего хотели?

- Нет, безусловно, нет! Ни один творческий человек не может достичь предела, потому что совершенство бесконечно. Это знаете, как линия горизонта: чем выше поднимаешься, тем дальше горизонт.

 

                                                          Беседу вела Инесса Гульзарова, музыковед.





Другие материалы рубрики

25.01.2015 / 02:44:34

День рождения Владимира Высоцкого отметили в Ташкенте

Общественный клуб-музей "Мангалочий дворик А. Ахматовой" при Российском центре науки и культуры Уз отметил день рождения выдающегося поэта, актёра, барда Владимира Семёновича Высоцкого. Далее...

14.01.2015 / 23:09:57

ЕЁ ТВОРЧЕСКИЙ ДАР БЫЛ ЕДИНСТВЕННЫМ И НЕПОВТОРИМЫМ…

(мысли вслух в дни прощания с Еленой Образцовой) Далее...

14.01.2015 / 00:10:50

6 несложных способов продлить жизнь

Продление жизни — это реально . Ученые назвали шесть доказанных наукой способов отдалить смерть. Далее...

05.01.2015 / 03:23:52

Свой день рождения отметила известная певица Зейнаб Ханларова.

Ей рукоплескали во многих странах мира. Ее выступления хорошо помнят и у нас в Узбекистане. Далее...

30.12.2014 / 01:00:40

Творческий коллектив KULTURA.UZ поздравляет всех с Новым Годом!

Друзья, вот и наступает Новый 2015 год! Далее...




  Самые комментируемые  
 
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)

 


19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


09.04.2024 / 12:19:35
Русский дом в Ташкенте провел "Книжный завтрак" с поэтом, прозаиком, переводчиком, критиком и эссеистом Сухбатом Афлатуни.
 
26.03.2024 / 07:08:33
Какое правильное стихотворение Андрея Дементьева "Не обижайтесь на детей"
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте