Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. |
|
|
07.02.2015 / 12:55:02
ЭЛЬДАР АЗИМОВ: "Я ВСЁ ВРЕМЯ В ДВИЖЕНИИ"На днях в Большом зале Республиканского Академического лицея имени В.А.Успенского состоялся концерт камерного оркестра «Туркистон» под управлением художественного руководителя коллектива, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Эльдара Азимова. Каждое появление этого дирижёра за пультом – это всегда событие. Вот и прошедший концерт отличала удивительная атмосфера, которую он создал в зале. И, безусловно, его программа с опусами А.Шнитке и П.Хиндемита… Имя Эльдара Азимова ассоциируется с созданием двух оркестров: первого в Центрально-азиатском регионе камерного оркестра Узгостелерадио, ознаменовавшего появление в нашей республике нового жанра – жанра камерно-оркестровой музыки и «Туркистона», а также оригинальными проектами, необычными концертами и самобытными интерпретациями. Его имя стоит в одном ряду с немногими дирижерами, в творческой деятельности которых, неустанная пропаганда современной музыки, в том числе и узбекской, занимает такое большое и важное место. И дело не только в том, что список исполненных под управлением Азимова сочинений современных авторов поражает внушительной цифрой (практически все они были премьерными), но и тем, сколько душевного тепла, заботы, мастерства он отдает этой работе. Вчера у маэстро был двойной юбилей: собственное семидесятилетие и двадцатилетие его детища камерного оркестра «Туркистон». В связи с этим мне удалось побеседовать с юбиляром, в диалоге с которым сами собой определились его вопросы о современной музыке, современном слушателе, интерпретациях и многом другом. - Эльдар Сарварович, как Вы относитесь к современной музыке, если учесть Ваш огромный опыт исполнения не только классики, но и сочинений ХХ века, а также совсем новой музыки, доверенной Вам композиторами? И что значит для Вас само это слово современная музыка? - Определить, что такое современная музыка, с одной стороны легко, а с другой трудно. Почему? Потому что музыка, которую создают сегодня, в наше время, безусловно, современна. Тогда возникает ещё один вопрос – какая музыка современна? И Вивальди, и Бах, и Гендель, и Моцарт, и Чайковский, создавшие свою музыку давно, сегодня тоже современны. Ведь у нас часто под современной музыкой, как правило, представляют себе музыку сложную, обязательно написанную современным языком. Мне думается, что это несколько однобоко, потому что современность – понятие очень объёмное. Современная музыка – та, которая играется, которая слушается. Эта музыка должна волновать слушателя, обращаться к сердцу слушателя, к мыслям этого слушателя. И, естественно, исполнителя. - Многие авторы называют Вас «первопроходцем». И это действительно так, потому что Вы дали жизнь не одному десятку музыкальных опусов. Скажите, пожалуйста, когда перед Вами лежит партитура нового произведения, в которую вписаны нотные знаки, за которыми ещё не было звуковой жизни, исключая воображения её автора, каким образом Вы ощущаете себя в роли первооткрывателя? - Безусловно, давать жизнь новому сочинению невероятно сложно и ответственно. И перед тем, как исполнять новый опус, я встречаюсь с автором, если это, конечно, композитор, живущий в Ташкенте, и работаю с ним, оговаривая всё, что волнует нас обоих в интерпретации данного произведения. А быть в роли первооткрывателя, не скрою, очень ответственно, нежели бы я играл сочинение, которое уже имеет исполнительские традиции. - Кстати, пересматриваете ли Вы когда-либо интерпретации? - Конечно, но происходит это не сознательно. Я просто оказываюсь поставленным перед фактом, что я играю это сочинение по-другому. Вот, к примеру, не так давно я дирижировал Сороковой симфонией Моцарта, которая в моём репертуаре уже лет двадцать. Сейчас я вижу, что отношусь по-иному к этому сочинению, в частности, это касается соотношения темпов, звучания оркестра, динамики и так далее, хотя по отношению к самой идее произведения у меня никаких изменений не произошло. - Эльдар Сарварович, а вы когда-нибудь предпринимали попытку посчитать, сколько всего концертов дали со своими коллективами? - Никогда. Для чего? Чтобы знать, сколько заработал? Это не по мне. Идут, текут концерты, как река. И зачем брать пробы из этой реки? Все это пустые хлопоты. Работа музыканта — пожизненное заключение. И трудовой день мой никогда не заканчивается. Я всё время в движении. Да и жизнь моя полностью подчинена расписанию моих выступлений. - Наблюдая все эти годы за вами, я обратила внимание, что в жизни вы позитивный и остроумный человек, а на сцене, как полководец на поле боя, решительно собравший волю в кулак, подобны воину в битве за совершенство. Вы с одинаковым вдохновением выступаете со своим коллективом «Туркистон» как перед профессиональной публикой Большого зала Государственной консерватории Узбекистана, так и перед слушателями Дворца химиков в Алмалыке или детской аудиторией, не так ли? - Непременно. И бесконечно счастлив, если зал после гробовой тишины вдруг взрывается аплодисментами, а после концерта обыкновенный рабочий, который впервые в жизни услышав оркестр вживую, благодарно протягивает мне свою руку со словами: «Я теперь обязательно буду слушать классику. Это впечатляет…». - Насколько я знаю, вы, по-моему, абсолютно не занимаетесь собственным паблисити? - Вы правильно заметили. Меня это мало интересует. И я не бумажный человек!.. Не могу что-то куда-то складывать, хранить. Не собираю статей о себе, фотографий. Мне ближе творить добро. Согласитесь, когда вы это добро творите, то сами начинаете по-другому жить. И легче становится вам самому с собой. - Азимов на публике и Азимов, которого знают близкие, отличаются друг от друга? - Этот вопрос, скорее всего, не ко мне, а к моим близким (улыбается). - Ваша супруга - Орзу Нишановна Азимова - видный ученый, музыковед, доктор искусствоведения, профессор Государственной консерватории Узбекистана в одной из бесед сказала, что Эльдар Азимов на сцене и в жизни абсолютно идентичен. А что значит для вас семья? - Этомояпостоянная гавань, куда я с радостью возвращаюсь после работы, в которой всегда чувствую себя уютно, комфортно, а главное спокойно. И в этом большая заслуга моей жены. Мы вместе свыше сорока лет, и за годы совместной жизни с полуслова понимаем друг друга, предвосхищая обоюдные желания. У нас две замечательные дочери: старшая Лазиза и младшая Ойгуль. И шестеро внуков - Ашрафулло, Амир, Лейли, Латифа, Абдулла и Набира, которых мы обожаем. Они заряжают нас своей непосредственностью, детским задором и возможностью ещё раз увидеть мир их глазами. - А есть профессия, в которой вам бы хотелось попробовать свои силы? - Да, есть такая. Это профессия хирурга. Как-то я попал в больницу с острым приступом аппендицита. Лёжа на больничной койке, я видел напряжённый рабочий день хирургов. Я наблюдал как они общались с больными, как питаясь на скорую руку, устремлялись в операционную, чтобы спасти очередную жизнь… Людей этой профессии я называю бойцами невидимого фронта, которые постоянно находясь на переднем плане, при ежедневной встрече со смертью, всегда готовы вытащить людей с того света. - У вас довольно насыщенная творческая жизнь, а удается ли отдыхать? - Конечно. Я обожаю спорт, поэтому регулярно смотрю по телевизору спортивные передачи – различного рода соревнования, будь то футбол, баскетбол или теннис. Люблю слушать джаз. Причём не только дома, но и за рулём машины. И ещё я общаюсь с друзьями, которые к музыке не имеют никакого отношения, и с которыми состою в дружбе с первого класса общеобразовательной школы. Раньше мы два раза в неделю играли в футбол и баскетбол, а в последнее время наши увлечения переместились в парную и бассейн. Всякий раз, когда я встречаюсь с ними, то попадаю в такой замечательный климат… Мы вместе сидим за столом, шутим, разговариваем. - Считаете ли вы, что добились всего, чего хотели? - Нет, безусловно, нет! Ни один творческий человек не может достичь предела, потому что совершенство бесконечно. Это знаете, как линия горизонта: чем выше поднимаешься, тем дальше горизонт.
Беседу вела Инесса Гульзарова, музыковед.
|
|