Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
13.11.2013 / 13:32:04

"ГАМЛЕТ" ПАСТЕРНАКА И ЕГО СЕГОДНЯШНЕЕ ЗВУЧАНИЕ


(продолжение дискуссии о стихотворении)                                 

       Вовсе не странно, что одно из знаковых стихотворных произведений ХХ века попадает сегодня в поле внимательного взора нас, сегодняшних. Да не какое-то там неведомое, неопубликованное, - а известнейшее, с поры юности, казалось бы, понятное до тонкостей. И тем не менее – волей автора оставившее всему человеческому потомству сплетение загадочностей и «подводных» смыслов.

      Пожалуй, прежде всего стоит задуматься над тем, почему образ Гамлета оставил такой неизгладимый след на всём многопластовом творчестве Б.Л. Пастернака? В первую очередь, разумеется, Датский Принц воплощён в его самобытнейшем переводе трагедии Шекспира. Переводе, который неоднократно оспаривался и становился предметом противоречивых суждений – и тем не менее, прочно укоренился на Театре как один из основных. Гамлет – непостоянный, мятущийся, не ладящий с разительной ломкой устоев и представлений, и вторгающийся в предельную грань взаимодействий Добра и Зла. Прочно вошедший в образный строй мышления Поэта, неуловимо сквозящий во многих его произведениях, неуловимо вплетающийся в ткань творений Пастернака, которые как будто бы впрямую и не имеют ничего общего с «личной жизнью» и перипетиями судьбы Датского Принца – а вот, поди же…

       Давайте попробуем вникнуть в драматургический смысл пастернаковского стихотворения не просто анализируя его текст, а стараясь увидеть в нём Действие духа и плоти, вне отрыва от мятежного ХХ века и его ураганного шквала ломок и потрясений эпохи и Личности. И ни в один из моментов постараемся не оторвать смысл стихотворного Слова от сути шекспировского героя.

     Но и этого оказывется мало – необходимо представить во всём трагизме и полноте судьбы людей тех лет, сорванных вихрем эпохи с раскидистых крон их жизни. И брошенных в сумбурный водоворот Выбора, который далеко не всегда был однозначным и одноцветным.

   Есть в пастернаковском переводе шекспировского «Гамлета» одна фраза Датского Принца, которая вполне может стать ключевой. Вот она:

                                                  «Век вывихнул сустав. Будь проклят год,

                                                    Когда пришёл я вправить вывих тот…»

    Так однозначно, недвусмысленно обозначается «диагноз» грозной эпохи. Не «расшатался» (как звучит в других известных переводах!), а именно «вывихнул сустав»!

     Совершенно очевидно, что здесь сомкнулись оценки и «коренной» гамлетовской эпохи, и опустошающих души перипетий мятежного ХХ века. Да ещё в совершенно определенный период 30-х –  40-х, на оценку обстоятельств и событий которых вряд ли стоит тратить время и объем этих заметок. Но в болезненных и тревожных предощущениях насилия и репрессий, которые могли прикатить и прикатывали к порогу любого дома на пресловутых «чёрных автомобилях» - в сознании людей рождалось жуткое ощущение невозможности повлиять на обвал событий…

 

      Давайте рискнём как бы заново перечитывать и обдумывать до боли знакомые пастернаковские строки. Хоть и ощутимо «хватает за локоть» известная и точная фраза одного из больших современных поэтов: «Анализировать стихи – это абсолютно то же, что превратить сначала алмаз в уголь, а потом исследовать угольную пыль, пытаясь вникнуть в её содержание»…

     И всё же:

                                           «Гул затих. Я вышел на подмостки.

                                             Прислоняясь к дверному косяку,

                                             Я ловлю в далёком отголоске,

                                             Что случится на моём веку.»

         Гул… Гул какого-то огромного зрительного зала, переполненного публикой. Этот гул стихает, и на Подмостки Бытия выходит Некто. Он не прорывается на сцену жизни, готовый к решительным действиям, к пониманию, и тем более – к успеху. Он оценивает и напряжённо ждёт.

      Так что же «случится на моём веку»?

      У Гамлета шекспировского – это постепенное отречение от кажущихся незыблемыми устоев Человечности и Добра. Явившийся Призрак убитого отца призывает Принца к отмщению. Отмщению за то, что его, правящего Короля, вероломно убил родной брат, чтобы завладеть троном и королевой. И пресловутая «нерешительность», которую поначалу многие отмечали в характере Гамлета – на деле не что иное, как ПРОТЕСТ мыслящего и духовно богатого человека против необходимости преступить исконные законы человечности. Ведь вслед за этим неизбежно наступит крушение гармонии духа.

    И мы сможем слишком хорошо осознать, глубоко вникая в суть трагедии Шекспира, что Принц-философ волей обстоятельств всё больше втягивается в потребность, отвечая явному Злу –   сеять ТАКОЕ ЖЕ ЗЛО И РАЗРУШЕНИЕ. Придут мгновения – и он хладнокровно или даже в неком аффекте убьёт и отца своей возлюбленной Полония, и умело и механистично рассчитается со своими университетскими друзьями за их предательство. Далее последует поединок с Лаэртом, где Гамлет будет предательски и смертельно ранен отравленным клинком, но в долгу не останется – завладев этим же клинком, он сразит и Лаэрта, и преступного короля Клавдия. Мать Гамлета – королева Гертруда – погибнет КАК БЫ случайно, выпив не ей предназначенный кубок с ядом. На этом фоне столь же почти незамеченным пройдет безумие и гибель юной Офелии, первой не выдержавшей варварских перипетий судьбы и ломки устоев. «ДАЛЬШЕ – ТИШИНА!» - вымолвит уходящий в Небытие Гамлет. И в этих двух словах – его трагический итог и приговор…

    Гамлет стихотворения Пастернака – это человек первой половины своего жестокого века, осознающий мощь окружающей Тьмы и не ведающий, КАК этой тьме противодействовать. Он не вопрошает, а мучительно оценивает свое место во взбунтовавшемся мире. «ЧТО СЛУЧИТСЯ НА МОЕМ ВЕКУ?» А случилось уже немало - и войны, и перевороты, и невосполнимые потери человеческие и духовные. Дело не только во вполне конкретных «чёрных автомобилях», которые могут за ним приехать каждую ночь и лишить остатков человеческих основ и условий – смысл гораздо более серьёзен и жуток.

                                             «На меня наставлен сумрак ночи

                                               Тысячью биноклей на оси.

                                               Если только можно, авва отче,

                                               Чашу эту мимо пронеси.»

     «Сумрак ночи» - этот образ, казалось бы вполне понятен.  Это – и Ночь, затмившая гармонию и мир, это и ночь из которой приезжают и подвергают арестам и дальнейшим унижениям. Но эта жуткая ночь имеет и свои особенности, ранее как-то и ускользающие от нашего взора. Не звёзды с небес глядят из неё – а «ТЫСЯЧИ БИНОКЛЕЙ НА ОСИ»! Взоры соглядатаев, от которых не укрыться, не спрятаться? Да, вне сомнения! А с некой иной, внеземной стороны – и  взоры неких НАДЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СИЛ, ЖДУЩИХ ОТ НАС ЧЕГО-ТО ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО. НЕВЕДОМЫХ НАБЛЮДАТЕЛЕЙ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ СУЩЕСТВОМ, КОТОРОМУ ПРЕДСТОИТ ВНОВЬ СДЕЛАТЬ СВОЙ ВЫБОР. А сделать этот выбор мучительно непросто – в нём надо пройти через собственную Голгофу. Никаким образом не Христову – Спаситель уже своим Подвигом раскрыл суть мученического прорыва Человека к Истине и Свету. А именно подвигом духа КАЖДОЙ человеческой особи в земном мире. Но – КАКОЙ ценой?!

     И вновь мучительность раздумий гамлетовского толка – как ответить на Зло? Ответным ударом, стремлением разить направо и налево, сметая на своём пути всё, что, как кажется, - против тебя? И этим начать незримо разъедать целостность собственного духа? В разрушительных войнах, одна из которых ценой невероятных потерь завершилась за год до написания Пастернаком своих «гамлетовских» строк – это так и происходило, враг был понятен и ясен разуму, ответ был адекватен. Но опустошение душ совершалось совершенно по гамлетовскому принципу.

     Так что же за Чаша предстает в строках Поэта? Только ли мученическая, уподобленная многим, кто пытался противодействовать гонителям истинных основ и устоев? Наверное, и отнюдь – не только. Ведь,  отдавая справедливейший долг могучему, неслыханному героизму и стойкости духа многих и многих, кто был вовлечён в опустошающую машину Войны, сознавая, что их героизм предоставил благодарным потомкам возможность и право жить и существовать – мы НЕ МОЖЕМ не осознать и того, что не столь явственно, но проявляется.  Некое великое право защиты Отечества и людей от насилия врага – хотим мы того или нет, но - открывает неосознанное ПРИЯТИЕ убийства и ответа насилием на насилие как возможного в принципе.  И во внешне  мирной жизни противодействие Злу, пусть даже в отдельных проявлениях результативное – несёт всё то же гамлетовское опустошение души.

     Так вот, скорее всего, о какой «чаше» идет речь в знакомых строках Пастернака. Не только праведной жертвенности и величий истинных подвигов  – их обилием на полях и войны, и времени, названным «мирным» не смутить дух человека ХХ века, и даже наших дней.  Не столько истинного мученичества, которого на все времена «на душу» каждого хватило с избытком. А, как особо кажется теперь, в ещё более мятежном и неспокойном XXI –м – именно опасения окончательно опустошить душевные устои в невосполнимых потерях с бедствиями и носителями Зла всех времен – взрывают дух Гамлета ХХ столетия в строках Пастернака…

     Но вчитываемся в текст далее:

                                                               « Я люблю твой замысел упрямый

                                                                  И играть согласен эту роль.

                                                                  Но сейчас идёт другая драма,

                                                                  И на этот раз меня уволь.»

  Если попытаться понять истинный смысл этой строфы – результат будет поистине неожидан. Да, здесь шекспировский Гамлет, вполне признавая свою образность и право на вполне определённую «личную жизнь» в знакомых ему отражениях Зла, переходит в иной уровень образного воплощения. Он сливается воедино с натурой человека ХХ века, с его устремлениями, крушениями, обвалом надежд. Этот новый Гамлет поражён сгущением и концентрацией этой Тьмы в новом веке. Веке, начисто сметающем с лица земли понятия Чести, Достоинства, Порядочности, Чистоты. Сеть мелких носителей всех самых тёмных свойств человеческой натуры волей обстоятельств пробилась к высшей власти. Эпоха доносов и огульных обвинений, эпоха неприятия серостью достоинств истинного таланта и величия духа – повергает пастернаковского Гамлета  в трепет. Он воистине НЕ ВЕДАЕТ, КАК одолеть этот обвал преступлений и злодеяний века. И молит Творца, чтобы Всевышний дозволил ему не вступать в эту новую игру, поскольку ему ясно, что этих проявлений Тьмы ему не одолеть ничем и никак.

     А какое истинно пророческое завершение у этого стихотворения! Ведь ещё целых десять с небольшим лет отделяют нас от трагических событий пятидесятых, от публикации «Доктора Живаго» за рубежом, от Нобелевской премии, от обвала гонений и самого ухода Поэта. Но душа и рука Пастернака уверенно выводят финал-предначертание:

                                          «Но продуман распорядок действий,

                                            И неотвратим конец пути.

                                            Я один, всё тонет в фарисействе.

                                            Жизнь прожить – не поле перейти.»

    Гамлет ли Шекспира произнёс это? Нет, его путь закончился на другом «острове Времени», с трагически схожими, но МЕНЕЕ жёсткими и непреклонными обстоятельствами.

   Тогда, быть может – это изрекает наш герой из мятежных сороковых, отождествлённый с Гамлетом устремленностью к противостоянию души Злу и неправедности? Да, но не только он – этот Гамлет ХХ века, всей кожей осознающий разящую опасность времени и обстоятельств, прошедший огонь войн, колючую проволоку лагерей, осознавший ненадёжность и непредсказуемость своих земных дней перед лицом разнообразного насилия и попрания личности… Воедино слитый с ЛИЧНОЙ ЖИЗНЬЮ автора, отождествленный не только с его уже прожитой судьбой, но и с тем, что свершится спустя десятилетие – этот Гамлет и здесь пребывает на остро заточенной грани Выбора, до крови изранив об эту грань свои стопы.

     Но заметим крайне важное. Не проклятье разгулу дьявольских сил посылает он, не разуверяется в законах мироздания. Да, есть трагическая констатация факта: «Я ОДИН… ВСЁ ТОНЕТ В ФАРИСЕЙСТВЕ…» (заметим, везде у Пастернака одни лишь констатирующие почти без эмоций «точки», вовсе нет ни одного всплеска вырвавшихся эмоций восклицательным знаком!). Нет банальных патетических эпитетов и вскриков. Душа снова оценивает и ощущает ЗАКОНОМЕРНОСТЬ законов Бытия, сформулировав её почти в притчево-библейском резюме:»Жизнь прожить – не поле перейти…». В этой почти неожиданной завершающей фразе – непреклонная вера в устои высшего порядка, которые даже при вопиющем разгуле сил Тьмы – вечны и непреклонны в своей предвечной Мудрости и бесконечности…

    Убеждён, что мой путь проникновения в суть пастернаковского творения – далеко не единственный. Но именно многообразие толкований истинно глубоких и великих творений помогает каждому из нас по-своему оценить и его единую суть, и индивидуальные «тропинки», шествие по которым помогает нам понять и многогранную суть мира Творчества и людей, и место своего духа в нём…

     

                                                           Андрей СЛОНИМ

                               Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, поэт, публицист,

                                                Заслуженный работник культуры Узбекистана





Другие материалы рубрики

13.11.2013 / 13:18:27

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФЕЙЕРВЕРК В ЧЕСТЬ ВАГНЕРА

Весь музыкальный мир в течение всего года отмечает 200-летний юбилей Рихарда Вагнера – немецкого композитора, дирижёра, теоретика искусства. Крупнейший реформатор оперы, он оказал значительное влияние на мировую музыкальную культуру, особенно немецкую. Далее...

12.11.2013 / 09:37:14

ПОЭТИЧЕСКИЕ КАРТИНЫ СИРАЖИДДИНА САЙЙИДА

Сирожиддин Саййид – один из ведущих узбекских поэтов-лириков. Его творческая палитра ярка и многообразна: народный поэт Узбекистана, переводчик, автор текстов известных песен, журналист. Далее...

08.11.2013 / 08:58:32

Продолжение дискуссии: "Гамлет" Бориса Пастернака

Опустим биографические подробности жизни литератора и обратимся к переломным моментам его творческой биографии, связанным с созданием романа "Доктора Живаго" и стихам его главного героя, составившим самостоятельный поэтический цикл во всех стихотворных сборниках Б. Пастернака – это 25 лирико-философских стихов, заглавному из которых ("Гамлет") было посвящено интересное исследование проф. Н. Миркурбанова . Далее...

06.11.2013 / 09:11:44

Александр Файнберг. Жизнь поэта после жизни

Второго ноября 2009 года народному поэту Александру Файнбергу исполнилось бы 70 лет. Он не дожил до своего юбилея две недели, но этот грустный праздник без виновника торжества, который пришёл на узбекскую землю вместе с первым настоящим осенним дождём, даже смерть не могла отменить. Далее...

06.11.2013 / 09:01:50

Личная жизнь. Д. Верди - знакомый незнакомец

Не странно ли, что именно в ощущении "круглых" дат, связанных с жизнью и деятельностью подлинно выдающихся детей Человечества мы с особой пристальностью начинаем всматриваться в их черты? И с изумлением находить в них то, что прежде как-то ускользало от внимания, не казалось таким явным и выпуклым. А потому – представлять их личности в некой ошеломляющей новизне, которая до этого момента, пожалуй, и не выявляла в них неосознанного, непривычного, нерасхожего, делающего их в нашем осознании подлинными "знакомыми незнакомцами"… Далее...




  Самые комментируемые  
 
Asian Book House–молодое и быстро развивающееся литературно-издательское агентство, расположенное в Ташкенте. На наши вопросы отвечает генеральный директор литературно-издательского агентства Asian Book House Виктория Гайратова (Чугай)
"Спустя 50 лет помню узбекскую лепешку": Дина Рубина о детстве в Ташкенте
Миллиардер Стив Джобс умер в возрасте 56 лет. Перед смертью он записал свои мысли по теме что есть счастье. Стоит обратить внимание.
Анна Ахматова: В Ташкенте я впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды. А еще я узнала, что такое человеческая доброта

 


27.01.2022 / 19:34:55
Репертуар Государственного театра музыкальной комедии (оперетты) Узбекистана на февраль-2022
 
26.01.2022 / 18:18:41
Государственный академический русский драматический театр Узбекистана: репертуар на февраль-2022
 


24.01.2022 / 14:20:27
Срочное сообщение для тех, кто смотрит нашу телепрограмму "...И это все о нем". Эфир сегодня, 24 января
 
23.01.2022 / 14:48:18
Документальный фильм "Лазги" стал победителем ряда международных киноконкурсов
 


17.01.2022 / 20:01:28
Во Дворце международных форумов "Узбекистан" с большим успехом прошел вечер классической музыки в исполнении талантливого пианиста Бехзода Абдураимова
 
08.01.2022 / 20:59:24
В ГАБТ им. А. Навои состоится концерт "Вечер в кругу друзей"
 


21.01.2022 / 19:32:58
Международный день образования
 
06.12.2021 / 16:28:24
И снова один день журналиста: cъемка в большой студии НТРК, вручение приза ШОС, новая встреча в клубе "Интеллектуал"...
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте