Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
18.11.2013 / 22:25:56

РИХАРД ВАГНЕР – ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ


   В его произведениях всегда существует некое особое пространство, жизнь в котором отличается от обыденных привычностей. В нём воссоздан особый мир, огромный, необъятный, в котором люди, достигая постижения неких главных истин, хотя бы на время могут стать сильными, как боги. А боги, увязнув во вполне человеческих противоречиях, - вдруг становятся вполне земными и практически смертными, как люди.

    А три вещие Норны – странные существа без возраста! - в его операх о богах и героях мерно плетут свою нить человеческих судеб через столетия и поколения. Они хорошо знают, что будет с каждым из смертных, но с неясной надеждой вглядываются в лица новых поколений людей – а вдруг что-то изменится, и человек, отрекаясь от своих слабостей, прорвётся в познании к высшему?

    Рихард Вагнер – великий немецкий композитор, двухсотлетие со дня рождения которого мы отмечаем, - как кажется, достаточно известен нам и знаком во всей полноте. Его могучие произведения шествуют по сценам мира. Вокруг его творчества в разные времена разворачиваются эмоциональные дискуссии. Кто-то упрекает Вагнера в отходе от психологизма духа в связи с уходом в эпический, почти космический мир жизни его богов и героев. Иные бросают композитору жёсткое обвинение в чрезмерной национальной замкнутости, в результате чего экстремистское толкование его творений оказалось позднее по душе многим весьма тёмным фашиствующим силам ХХ века. А третья и весьма значительная часть восхищается масштабом его взгляда на мир, монументальностью воссозданных им образов и океаном симфонизма вагнеровских творений.

   
      Отложив в сторону многочисленные и знакомые цифры, даты и факты биографии Рихарда Вагнера, попробуем проникнуть в новизну и самобытность его творчества именно через «личную жизнь» его героев - непрерывную и полноводную как могучая река, несущая человечество через эпохи и испытания. И постигнуть, в чём же он сегодня предстает перед нами «незнакомцем», оставаясь широко известным и доступным всему миру?

   …  А в сознании возникает тончайшее звучание скрипок. Оно воссоздаёт нечто весьма хрупкое и ранимое, что нуждается в оберегании от преступной агрессии или даже равнодушия. Эта трепетная тема растёт, ширится и возрастает до невероятного величия и гармоничности. Да, это – вступление к опере Вагнера «Лоэнгрин». А по глади реки – да вовсе и не конкретной, а реки самого Бытия плавно скользит белый лебедь. Он влечёт за собой ладью, в которой виден силуэт рыцаря в серебристых доспехах, излучающих сияние. Этот Рыцарь  приплыл к людям, чтобы помочь им восстановить справедливость и гармонию. Юная принцесса Эльза клеветой обвинена в убийстве брата. И коварные Тельрамунд и его честолюбивая жена Ортруда плетут сети навета, чтобы захватить власть. И только Лоэнгрин – Рыцарь Света и добра, посланный всесильным царством Грааля – в силах навести порядок в смятённых умах и поступках. Он всесильно разит Зло, он может свершить практически Всё… Но… Но – до той поры, пока люди будут беззаветно верить в его доброту, не спрашивая кто он, откуда прибыл и как его имя. И характерно и понятно, что в первый момент все, включая юную Эльзу, готовы поверить Рыцарю и дать волю его светлой всевластности. Эльза, защищённая таинственным пришельцем, легко дает обет не спрашивать Рыцаря ни о его происхождении, ни о целях, и даже не знать, как его зовут. Доблестный защитник с любовью берёт Эльзу в жёны, и она отвечает светлым чувством. Всё как бы гармонично и светло.

     Но не унимающиеся в своих помыслах Ортруда и Тельрамунд сеют в душе Эльзы сомнение. О, это язвительное свойство человеческого духа, множество раз мешающее людскому роду верить в истинное и спасаться от несчастий! И оно, это сомнение – множит свои жгучие всходы. И в самый прекрасный и гармоничный момент расцвета Любви разум Эльзы, охваченный сомнением, заставляет её неуклонно пытаться выведать у таинственного возлюбленного его тайну. Противодействие страстей достигает высшей точки, сомнение Эльзы одерживает верх – и посланник царства Света вынужден отступить. Он ещё успеет умертвить пытавшегося покуситься на него Тельрамунда – но и власть, и миссия его среди смертных на этом теряют свою силу. И с тихой грустью он откроет смятенной Эльзе и потрясенным людям таинство своего происхождения и святое имя Рыцаря Света – а затем навеки отплывет в свое неведомое Царство… Стоит задуматься – сколько же раз на протяжении жизни рода человеческого сомнение обыденности одерживало верх над всесилием Веры и Надежды – и рушились города и царства, и опустошались души. И не свершалось то, что, казалось бы, - вот-вот должно произойти в прорыве к Свету…

     …А вот ещё один факт и почти метафорического, и существенного свойства. Достоверно известно, что Рихард Вагнер, дирижируя оркестром, впервые со своего дирижёрского подиума повернулся к нему ЛИЦОМ – до этого все дирижёры руководили оркестром и певцами, стоя к ним спиной, а лицом – к зрительному залу. Да, этот физический поворот соответствовал и своеобразному концептуальному повороту. Вагнер делает оркестр полноценным драматургическим участником оперного действия.  Разумеется, и до Вагнера композиторы начали использовать лейтмотивы – музыкальные темы и мелодии, определённо связанные с тем или иным образом или событием. Однако Рихард Вагнер, опираясь на звучание лейтмотивов и их оркестровые тембры – делает их одним из основных действенных элементов своей музыкальной драматургии. Музыкальные темы героев у Вагнера, прорастая вначале как росток, пробиваются через препоны и препятствия и вырастают почти до космических масштабов в своих звучаниях.

    А сама Любовь у Вагнера становится не просто светлым земным чувством, а высшим даром небес, до уровня которого надо дотянуться и которым удостаивается лишь тот, кто по своим человеческим качествам соответствует уровню этого Дара. Легендарные Тристан и Изольда, познав влияние этого дара, проходят через мучительные противоречия, тщетно пытаясь преодолеть препятствия.  Им так и не суждено обрести гармонию в земном мире. Среди множества ярких сцен и элементов оперы «Тристан и Изольда». В числе вагнеровских откровений особо поражает момент смерти Изольды. В кипении страстей, раскрываемых в богатейшем многоцветии оркестровой партитуры – с поражающей убедительностью воплощен момент… отделения души от тела и ивоспарения её ввысь, в беспредельные дали. Великие дирижёры мира – Караян, Шолти, Бернстайн и многие другие по-разному, но каждый по-своему убедительно раскрывают и всю многопластовую драматургию оперы, и обособленно – этот ключевой, высокотрагический момент развязки…

     Как беспредельно могучее, почти космическое полотно раскрывает Рихард Вагнер драматизм перипетий героев древнегерманского эпоса «Сказание о Нибелунгах». Масштаб и протяженность действия «Кольца Нибелунга» - цикла из четырех его знаменитых опер! – таковы, что они традиционно исполняются в течение четырех театральных вечеров. Языческие верховные боги древнегерманских легенд обладают и масштабом, и могуществом – но и вполне людскими слабостями характера. И основной стержень сюжета – таинственное Золото реки Рейн, сковав из которого кольцо, будто бы можно стать властелином мира – пронизывает всё действие и звучащую драматургию. Но чтобы сковать кольцо, необходимо отречься от любви и сострадания. В этом – самая трагическая часть тайны Кольца Нибелунга. Вещие карлики Нибелунги соревнуются с верховными богами в могуществе, гибнут от вероломства, посылают страшные проклятия. И из круга этих заклятий Кольца невозможно вырваться ни великим героям – Зигмунду и Зигфриду, которым удается завладеть даже всесильным мечом – Нотунгом, ни даже верховному богу Вотану, запутавшемуся во вполне «человеческих» своих слабостях и ошибках. Даже одна из его дочерей – могущественная валькирия Брунгильда – предпочитает отречься от своего всесилия и бессмертия и стать смертной женщиной, чтобы познать самые земные человеческие чувства. Сквозной нитью идеи этого особенного творения Вагнера можно считать невозможность осуществления идеи владеть миром – богатство призрачно и обманчиво, а всесилие преходяще и изменчиво. И пройдя через море мощнейших надчеловеческих перипетий, потеряв в битвах и схватках великих героев, утратив силу и могущество – древние боги обрушиваются в небытие и забвение.

И вновь в сострадании и сомнениях плетут нити и былых, и новых судеб три вещие Норны.

Нельзя не сказать и ещё об одном свойстве драматургии  Вагнера – потрясающего умения рисовать музыкой «портреты» не только героев, но и стихий – Огня, Воды. Они живут в операх композитора как полновластные и активные силы, неизменно и неуклонно связанные со взлётами и крушениями судеб вагнеровских героев.

      И ещё одно умозаключение следует из монументального и стройного здания «Кольца Нибелунга» - мир задуман, как исконно гармоничная среда для жизни людей. Но и сами люди, и те, кто объявили себя «верховными богами» - своими дисгармониями и обыденными вполне «человеческими» противоречиями, амбициями и неумением мудро мыслить – приводят мир к дисгармоническому краху, к цепям бессмысленных гибелей прекрасных героев, к хаосу и разрушению. Какое удивительное по точности предостережение заложено Вагнером в могучей философии «Кольца Нибелунгов» - и до какой же степени оно не понято и не осознано все эти два памятных «вагнеровских» века!

    Этот беспредельно космический романтизм неразрывно связан со всем творчеством Рихарда Вагнера. Безуспешно ищет пристанища человек-дух Летучий Голландец – осужденный на вечные скитания. Выясняют истинную высоту устоев искусства и творчества рыцари-певцы в «Тангейзере» и вполне земные горожане в «Нюрнбергских мастерах пения». Недостижимая мечта и иные реальные обстоятельства всё время в противодействии, в неуклонных противостояниях. А душа вагнеровских героев неуклонно хочет понять – где же истинный Свет. и как к нему пробиться?

    Вот и ещё один парадокс – нескончаемая и обострённая прижизненная творческая полемика двух ярчайших композиторов – Верди и Вагнера! Полные ровесники по возрасту и поколениям, наделённые свыше равными, но совершенно РАЗНЫМИ по сути могучими Дарами творчества, разными позициями, различием художественно-эстетического видения мира и человека в нем – они убежденно отстаивали свои принципы видения мира и Бытия, жёстко споря, порой не желая признавать явных достижений друг друга. (Есть в этом неприятии нечто общее с особенностями взгляда на заметные явления мирового искусства такого весьма незаурядного Творца, как Л.Н. Толстой. Как известно, он зачастую не воспринимал многие явления мирового искусства, представляющиеся неоспоримыми – творения В. Шекспира, произведения многих творцов как прошлого, так и современных ему.). В этом факте тоже заключено некое таиство Таланта с его неотъемлемым правом обобщать Бытие по законам, самим художником над собой создаваемым…

    На сотнях сцен мира обретают новую жизнь творения Рихарда Вагнера. В наши дни порой – небесспорно по постановочно-эстетической палитре, зачастую полностью  -увы! – минующей законы вагнеровской Правды и пытающейся подменить глубину и мощь крикливостью эпатирующих или заземлено-бытовых деталей. Однако, Музыка Вагнера – спорит с этими потугами и всегда побеждает.

    А вещие Норны продолжают плести свои нити судеб. И наших – и множества чьих-то неведомых. Меняются эпохи, государства, люди. А мир – таков, как он есть.

      И если ещё раз вслушаться в беспредельно-могучую музыку Рихарда Вагнера – то очень и очень важно сегодня разглядеть в её океаноподобности островки истинных устремлений Человека, к которым следует плыть сквозь шторма и крушения. И непременно попытаться доплыть -  для того, чтобы не только выжить, но и соответствовать высокому статусу Венца Творения.

 

                                                                         Андрей СЛОНИМ ,

                                                      Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои,

                                                           Заслуженный работник культуры Узбекистана

 





Другие материалы рубрики

18.11.2013 / 12:34:21

О КНИЖНОМ ОПУСЕ ФИРУДИНА САФАРОВА

Имя выдающегося оперного режиссёра нашего времени, народного артиста Узбекистана и Азербайджана Фирудина Сафарова известно и значимо для узбекского оперного искусства и оценивать этого большого и искреннего художника невозможно обычными критериями. Вклад его в развитие оперного театра Узбекистана неоценим. Далее...

18.11.2013 / 09:26:49

К 85-летию со дня рождения Пиримкула Кадырова

13 ноября в Национальной библиотеке Узбекистана состоялась творческая встреча, приуроченная к 85-летия со дня рождения народного писателя Узбекистана Пиримкула Кадырова. В мероприятии приняли участия известные поэты и писатели современности - Абусаид Кучимов, Зохир Аълам, Турсун Коратоев, Адхамбек Алимбеков, Улугбек Хамдам, Сайёра Бекмирзаева, Шукур Курбон, а также читатели и сотрудники Национальной библиотеки. Далее...

17.11.2013 / 09:32:44

Новая встреча с музыкой Вагнера

В Большом зале Государственной консерватории Узбекистана состоялся концерт, посвященный 200-летию со дня рождения выдающего композитора Рихарда Вагнера. Вошедший в историю как гениальный композитор-реформатор оперного жанра, драматург, философ и теоретик искусства, он оказал огромное влияние на музыкальную культуру. В этом году по всему миру отмечают юбилей немецкого классика и исполняют его произведения. Далее...

16.11.2013 / 09:09:00

ТАЛАНТЫ СРЕДИ НАС. Зилола Усманова

В один из осенних дней, я оказалась на съемках фильма. Нас попросили сидеть в креслах, создавая массовку, а возле меня оказалась эта девушка. Она сразу привлекала внимание своим ярким видом. Прическа и макияж были такими, словно она встала очень рано утром и занялась подготовкой к этому событию. Но мое внимание лично привлекло то, что на протяжении всего этого времени, эта девушка тихонечко, что-то пела. И при этом получалась у нее это очень даже хорошо. Далее...

15.11.2013 / 12:13:18

Батыр Закиров. "Сердце на ладони"

В Ташкентском государственном театре музыкальной комедии(оперетты), с большим успехом идет показ спектакля "Сердце на ладони", посвященного памяти легендарного певца, Народного артиста Узбекистана Батыра Закирова. Эта удивительная по силе притягательности притча в 2-х действиях поставлена режиссёром Бахтиёром Хамидовым. Далее...




  Самые комментируемые  
 
Философия Генри Форда
Малоизвестные факты из жизни Юлия Соломоновича Гусмана

 


03.12.2021 / 18:49:50
Академия Художеств Узбекистана, Дирекция Художественных выставок представили персональная выставку Хакима Мирзахмедова (1950-2020)
 
02.12.2021 / 16:56:43
В культурном центре Ennis в районе Тель-Авив-Яффо прошло торжественное открытие выставки узбекского художника-миниатюриста Давлата Тошева
 


29.11.2021 / 14:27:49
Смотрите нас сегодня. Гость телепрограммы "… И это все о нем" Сенатор Садык Сафаев
 
25.11.2021 / 18:45:18
"Шахматный мир Узбекистана"
 


04.12.2021 / 18:57:25
ТО "Арча" проводило осень Гала-концертом по итогам ХХ Международного фестиваля авторской песни и поэзии "Осенний аккорд"-2021
 
02.12.2021 / 13:53:54
Икрам Акбаров. Творческие горизонты мастера (к 100-летию композитора)
 


02.12.2021 / 13:43:34
Узбекский поэт стал почетным членом Союза писателей Беларуси
 
01.12.2021 / 19:46:23
В Баку состоялась грандиозная презентация произведения Низами Гянджеви "Хамса", переведённого на узбекский язык
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2021 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте