Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
07.02.2017 / 17:48:42

ЕЛЕНА РОМАН ."Сказки об Италии-2017". Помпеи – уникальный памятник древности


 Мои первичные знания  о городе Помпеи ,  как может быть и у многих других , основаны на знакомстве с известным полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (1830-1833), написанным им под впечатлением от посещения данных мест еще в 1828 году. Нет смысла пересказывать сюжет этой всемирно известной работы художника. Мы видели её репродукции, и даже посчастливилось в былые времена увидеть  воочию в Русском музее Академии наук РФ. Она очень широко известна, поскольку неоднократно выставлялась в Риме и в Париже (в Лувре).

Быть в Италии и не посетить Помпеи казалось непростительным, поэтому мы решили побывать в  этом городе-музее, несмотря на его печальную и трагическую славу. Извержение Везувия похоронило  Помпеи в 79 году нашей эры. Самоотверженные археологии и искусствоведы, можно сказать,  его вернули миру.

Пепел похоронил этот город и сохранил неизменным до наших дней. Ежегодно в этой местности ведутся раскопки, которые приносят археологам всё новые открытия. Места раскопок доступны для желающих. Все найденные предметы тщательно реставрируются и выставляются в Национальном археологическом музее в Неаполе, часть  их хранится в Ватикане.

У подножия спящего Везувия нас встретил красивейший сад-заповедник с великолепной флорой, величавые хвойные деревья неведомых нам пород наполняли ароматом свежести воздух предгорья и были «живым зеленым занавесом» перед входом в ту часть музея, которая зовется «развалины Помпеи».

Мы поднимались по зеленым небольшим холмам, среди которых были фрагменты сохранившихся школы гладиаторов, сцены и трибуны театра. Мы шли дальше и дальше к центральной площади старого города, проходили рынки торговцев рыбой, мастерские, пекарни с жерновами, жилые дома богатых горожан, купальни и жилища ремесленников, торговцев и небогатых жителей города.

Нам показывали сохранившиеся фрески, балюстрады, рассказывали о нравах и обычаях города, погибшего под лавой извергавшейся многие века назад Везувия.

Как  сообщал нам гид, история гибели Помпеи не так однозначна, как многие её трактуют. Исследователи склоняются к мнению, что после первого извержения вулкана многие горожане успокоились и вернулись в город, что было огромной ошибкой. Люди задохнулись от вулканических газов при вторичном извержении вулкана Везувия, корчились в страшных муках, умирали от удушья и судорог,  и лишь затем были погребены под вулканической лавой. Расхожая версия о гибели людей от огня, пожара и землетрясения подкреплена «тиражированием» сюжета знаменитой картины художника К. Брюллова.

Подтверждением правдивости версии массовой гибели жителей Помпеи именно от удушья и отравления газами вулканических пород, а по приблизительным подсчетам погибло свыше двух тысяч человек, являются сохранившиеся письменные свидетельства и реконструированные останки некоторых жителей города, воссозданные путем заполнения специальным раствором пустот, образовавшихся в местах гибели людей и животных. В музеи для обозрения представлены эти «экспонаты» в виде скульптур погибших в муках мужчины, мальчика и собаки… страшное зрелище, на которое невозможно смотреть. Но некоторые фотографировали, и даже фотографировались на их фоне. И кидали монетки, чтобы вернуться… У меня лично, мороз пробегал по спине.

Кстати, аура, по мнению многих из моих попутчиков-путешественников, в этом городе особая, она несколько «давит» и вызывает противоречивые чувства от увиденного и от услышанного.

К примеру, многим из женщин в нашей группе путешественников стало плохо при посещение сохранившихся сооружений купален (что-то сродни саун), или при посещении сохранившегося дома терпимости для матросов и низшего сословия горожан, где на стенах сохранились фрески с изображением будней данного заведения. Гид поведала нам, что поскольку матросы были из разных стран и говорили на разных языках, то они просто указывали на то или иное изображение, и таким образом выбирали «услугу».  Среди любопытствующих туристов, направляющихся к сему месту, были и господа весьма преклонного возраста, причем некоторые из них еле-еле передвигались, опираясь на палочки и специальные ходунки. Ну уж, видимо, так велико было их искушение проверить и соотнести свой жизненный опыт по данному вопросу с «опытом» предков, проиллюстрированном на настенной мозаике!

Археологические артефакты города содержат данные о весьма свободных нравах Помпеи того времени. «Иллюстрации» и «описания» о них (огромная коллекция) хранятся ныне в Ватикане, и долгое время были закрытыми для просмотра или ознакомления. При этом получить «разрешение» на доступ к этой информации до 1970-х года в Италии могли только мужчины (с 1971 года права итальянских женщин были значительно расширены, в частности, были разрешены разводы).

При нашем  «восточном воспитании» вызывало «некоторое недоумение» и сохранившиеся свидетельства о поклонении древних жителей Помпеи… фаллосу, изображение которого можно было встретить на вековых камнях мостовых или на полуразрушенных стенах домов Помпеи. Якобы бы, таким образом, в те времена, горожане свидетельствовали и сообщали окружающим о благополучии, достатке и процветании улицы, дома, семьи… Вы удивитесь, но таким изображением они еще и «удачу привлекали», а как свидетельствует история, в результате привлекли совсем другое. Увы.

О времена, о нравы. Другой мир, другая цивилизация.

И какое-то смутное чувство: как могли, например, сохраниться напольные цветные мозаики с изображением Александра Македонского, которые были найдены под тоннами пластов вулканических масс, а сейчас доступны для взора туристов…

Может и есть на все артефакты соответствующие сертификаты с печатями, и может это заслуга специалистов, работающих в этом музее-городе… Через века потомкам доступны все эти реликвии старины.

А туристы толпами идут, слушают историю Помпеи и смотрят на развалины, приукрашенные современными гигантскими скульптурными композициями известного польского скульптора Игоря Миротая, чьи работы  в стиле сочетания классики и постмодернизма украшают не только Помпеи, но и многие знаменитые города мира. Так вот, И. Миротай (1944-2014), который создал множество работ, в том числе посвященных эпосу Италии, мечтал, чтобы, после его смерти, его работы были размещены и на площадках древнего города Помпеи.

Итальянцы – народ добрый и очень высоко ценящий искусство. Исполнили волю художника, и теперь рядышком – многовековые камни-руины Помпеи и «состаренные» рукой польского мастера  композиции из металла в стиле «По мотивам Помпеи». Из всех материалов, с которыми работал польский скульптор — бронза, белый мрамор, железо, терракота и прочие, именно бронза в сочетании с патиной помогают наиболее тонко отразить миг старения и ускользания красоты. Это то состояние, которое остро ощущаешь, находясь в Помпеи.

Впечатлительным туристам порою сразу и невдомек, что древность, а что современность, где грани, а грани и нет, всё – сплошное искусство!

Почему-то всем нам было грустно, хотелось помолчать, подумать о вечном. Хоть мы и посетили музей под открытым небом, но ведь, прежде всего – это место исторической и человеческой трагедии. Мы молча, быстро спускались  к подножию гор, хотелось к жизни, в люди, к другой Италии.

Нас вернула к жизни Венеция!

Фотографии автора

(Продолжение следует)

 





Другие материалы рубрики

06.02.2017 / 08:54:49

ВЕРИТЬ И ДОБИВАТЬСЯ - ЭТО МОЙ ПУТЬ

Жизнь полна неожиданностей. Разных. Случайный прохожий может оказаться человеком, который откроет дверь к мечтам, казалось бы, недостижимым. И иногда для этого достаточно оказаться в нужное время, в нужном месте. Далее...

04.02.2017 / 15:23:55

127-летие со Дня рождения Бориса Пастернака отметили в ахматовском музее в Ташкенте

В преддверии Дня рождения Бориса Пастернака (1890 -1960) – 10 февраля - в пасмурный дождливый день второго февраля 2017 г. в клубе-музее "Мангалочий дворик Анны Ахматовой" при РЦНК в Ташкенте собрались любители поэзии Серебряного века, чтобы отдать дань уважения и любви большому поэту, который начинал свой творческий путь вместе с Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой, Александром Блоком и Владимиром Маяковским, Николаем Клюевым и Сергеем Есениным, Максимилианом Волошиным и живой памятью об Иннокентии Анненском, и, как настоящий художник, впоследствии отдалился от них, создав свой, ни на кого не похожий "мир Пастернака". Далее...

02.02.2017 / 10:39:58

Елена Роман. "Сказки об Италии -2017"

Так я решила условно обозначить небольшой цикл статей о недавнем своем путешествии по Италии. Подвигли меня на их написание друзья, предложив поделиться впечатлениями, так сказать, в журналистских красках. Долго уговаривать не пришлось, пообещала, но правда "руки не доходили". Так бывает, что в какой-то момент впечатления и чувства все-таки переполняют и просятся сами на лист бумаги. Далее...

23.01.2017 / 20:32:22

ОХ, ЭТА ЛЕГЕНДАРНАЯ ЛИВЕРПУЛЬСКАЯ ЧЕТВЕРКА! или как мы все любили "The Beatles"

Во все времена и народы пронеслись "битлы", которые привнесли в культуру, музыку, моду, человеческие отношения новые веяния, порой наивные, но искренние и глубокие для тех, кто действительно любит. Об этом не только ностальгируют, кому за пятьдесят, но и чувствуют cегодня все те, кто слышит рингтоны "уестудэй" на мобильниках, скорбит "земляничными полянами" по жертвам в Париже, ностальгирует о прошлом "возвращением в СССР". Далее...

09.01.2017 / 21:54:05

Хорошие советы на все случаи жизни

Если вы нервничаете перед экзаменами или боитесь уколов, перебрали с алкоголем или не можете уснуть, можете воспользоваться некоторыми хитростями, которые помогут вам справиться с этими мелкими неприятностями. Далее...




  Самые комментируемые  
 
Марсель Марсо: "Чародей молчания" и "Поэт тишины"
20 мудрых цитат Александра Ширвиндта
Ольга Сухарева: скромный этнограф номер один
Памяти академика Геннадия Ивановича Белянкина

 


13.08.2022 / 16:16:51
В ГАБТ им. А. Навои состоится традиционная корейская опера "Чхунхян-чжон"
 
01.08.2022 / 14:10:39
Борис Эйфман показал в Москве новую версию своего знаменитого спектакля
 


17.08.2022 / 11:23:39
В Узбекистане приступили к подбору актеров к полнометражному художественному фильму "Абдулла Орипов"
 
16.08.2022 / 10:36:44
В Узбекистане идет работа над анимационным фильмом об Амире Темуре
 


17.08.2022 / 11:29:02
Композитор универсального века. Сергей Слонимский
 
14.08.2022 / 12:57:23
Спасибо за узбекские макомы, Гульбахор Эркулова!
 


16.08.2022 / 10:39:40
Осенью в Узбекистане пройдет Международная неделя зиёрат-туризма
 
09.08.2022 / 17:39:13
В хокимияте Ташкента состоялась презентация очень впечатляющего видеоролика Salom Tashkent, раскрывающего туристический потенциал столицы
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2022 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте