Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес
Личная жизнь
Литература Мир знаний
27.07.2017 / 19:39:02

ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД


Здравствуйте, дорогие читательницы "Женского взгляда"! Благодарю за ваши письма и отклики. В этот раз их прислали Гульчехра Байниязова, артистка хора ГАБТ им.А.Навои, и Ксения Суликбаева, руководитель хореографической группы в Центре культуры и досуга "Народная филармония", расположенного на Юнусабаде.

Гульчехра Байниязова написала: "Огромное спасибо, Адель ханум, что Вы создали прекрасную рубрику для женщин. Ваша рубрика – как оконце в наши души. Из неё мы узнаём о себе много интересного и вдохновляющего. Восточная женщина издревле выражала своё отношение к окружающему миру языком поэзии, а также и языком танца. Кстати, в программах Ваших концертов и в Вашей драматургии танец занимает особое место. Хотелось бы больше узнать об истории танца и о месте танца в современном сценическом искусстве. И вспомнить, как складывалась профессиональная и общественная жизнь известных танцовщиц за рубежом и у нас. И ещё: как Вам удаётся в малом театре "Арт-Студия-Свет" представлять в единой композиции поэзию, музыку, танец, драматургию, изобразительное искусство и ещё многое другое? И кто Вам помогает?".

А Ксения Суликбаева тоже выразила своё пожелание: "На Востоке есть хорошая традиция – уметь танцевать. В Узбекистане учатся танцевать с детства, это стремление к совершенству и красоте. Напишите пожалуйста об этом в рубрике "Женский взгляд"

Что ж, так тому и быть! Сначала "Женский взгляд" заглянет в историю танца и коснётся судеб наиболее известных танцовщиц. В историю танца вошли имена женщин, сочетавших гармонию и красоту движений с собственной красотой. Женская красота сама по себе – большая сила, но время и поле её действия может быть ограничено. Она может стать также инструментом в руках "сильных мира сего". Например, самая известная в истории танцовщица Саломея трагически прославилась 2 тысячи с лишним лет назад тем, что в ответ на обещание восхищённого царя "полцарства за твой танец!" по совету матери потребовала голову Крестителя Иоанна.

Примечательно, что женщины, которых принято считать самыми ослепительными красавицами, - Клеопатра, Нефертити, Анна Болейн, Айседора Дункан, Мата Харри и другие – в действительности не обладали совершенной красотой, как свидетельствуют об этом также их фотографии или археологические раскопки. Однако их внешние данные, став составной частью их личности, таланта, характера и внутреннего шарма, приобретали в таком сочетании новый смысл, значение и влияние. Но достигнув определённых высот, продолжали оставаться на высоте именно те из них, которые сумели в сознании своих современников создать и сохранить гармонию внутренней и внешней красоты. У других была совсем не простая и порой трагическая судьба.

Трагически закончилась жизнь танцовщицы, двойной шпионки и куртизанки Маты Харри (1876-1917), настоящим именем Маргарета Гертруда Зелле, подданной Нидерландов, известной в Европе как танцовщица "восточного стиля". Военный суд Франции приговорил её к расстрелу. Возможно, не столь из-за ценности передаваемых ею информаций вражеской стороне, сколь из боязни влиятельных и правящих особ скомпрометировать себя близостью с ней.

Но вернёмся к танцу. Возникновение самого танца уходит корнями в древнее прошлое. Предпосылки к возникновению балета появились в XVI веке. А уже с XIX века люди увидели настоящие шедевры этого искусства. Но чем был бы балет и танец без знаменитых личностей, прославивших его?

Анжела Айседора Дункан (1877-1927) родилась в Сан-Франциско в семье банкира Джозефа Дункана. Отец вскоре ушел из семьи, и матери пришлось много работать, чтобы содержать четырех детей. Однако она часто говорила: "Без хлеба обойтись можно, а без искусства нет". В их доме всегда звучала музыка, в семье много читали, разыгрывали античные трагедии. Маленькая Айседора начала танцевать уже в два года. А в шесть лет она открыла первую "школу танца" для соседских детей: учила их движениям, которые придумывала сама. В 12 лет, давая уроки, юная танцовщица уже могла подрабатывать. Спустя год она бросила школу и посвятила все свое время танцам, изучению музыки, литературы и философии.

Эта американка, которая танцевала Бетховена и Горация и много лет была подругой и Музой русского поэта Сергея Есенина, говорила: "Танец – это территория свободы и импровизации. В нём должны быть чувства. Кокетливому, грациозному, но аффектированному жесту красивой женщины я предпочитаю движение существа горбатого, но одухотворенного внутренней идеей".

Она создала собственный стиль и пластику танца, которые стали основой модернистского направления в танцевальном искусстве.

Во время своих поездок в Москву Айседора Дункан познакомилась и подружилась с Анной Павловой (1881-1931). Великая русская балерина великолепно владела языком танца, олицетворяющим образы и чувства. Её танец отражал душу. Двухминутный танец Анны Павловой "Умирающий лебедь", поставленный известным хореографом Михаилом Фокиным, стал символом русского балета.

Заслуженная артистка и прима-балерина Императорских театров Матильда Кшесинская (1872-1971) могла стать последней русской императрицей, но её возлюбленный, послушный сын царственных родителей, женился на родовитой принцессе. Романтические надежды Матильды рухнули, но она не подозревала, что суровый поворот судьбы одарит её славой и сохранит долгую, до 99 лет, жизнь. И что её родовитую соперницу расстреляют в июле 1918 года в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге вместе с детьми и мужем, Николаем II… Балетная сцена принесла Матильде Кшесинской бурный успех, публика многих стран в эмиграции аплодировала яркому темпераменту её танца, будоражащего воображение. По сравнению с её исполнением виртуозная техника иных балерин напоминала бесстрастных заводных кукол. Матильда Кшесинская вышла замуж в эмиграции за русского князя и пережила его на 15 лет. Нуждаясь в средствах, она открыла студию, и ее ученики основали потом балетные театры в разных странах мира.

Когда Галина Уланова (1910-1998) вместе с Большим театром выступала на гастролях в Лондоне, пресса писала, что со времён Анны Павловой не было у русского балета такого большого успеха. Ведущая балерина Большого театра танцевала в "Лебедином озере", "Жизели", "Щелкунчике", "Бахчисарайском фонтане", в "Ромео и Джульетте". Считается, что вершиной её творчества стала сцена сумасшествия в "Жизели". С 1962 г. она работала балетмейстером в Большом театре. За свое творчество получила много наград - стала Народной артисткой СССР, лауреатом Ленинской и Сталинской премий и дважды героем Социалистического труда.

Утончённая парижанка Иветт Шовире (1917-2016), обладавшая удивительным талантом и работоспособностью, в 1941 году стала примой Оперы Гарнье и, достигнув своими выступлениями мировой славы, получала приглашения в известные театры мира, включая итальянскую "Ла Скале". Балерину прославила её роль Тени в аллегории французского композитора Анри Соге и много других партий, поставленных балетмейстером Сержем Лифарем. В числе классических партий она исполнила главную роль в "Жизели". Для танца Иветт Шовире характерен подлинный драматизм в сочетании с женственной нежностью. В 1960-х годах балерина возглавила школу, в которой некогда сама обучалась. А последний выход на сцену Иветт состоялся в 1972 году. Тогда же была учреждена премия её имени. Балерина не раз с большим успехом гастролировала в СССР, а её партнером неоднократно был Рудольф Нуриев. Награждена Орденом Почетного легиона.

Майя Плисецкая (1925-2015) – ещё одна легенда балета в истории русского и мирового танца. Несмотря на трудное детство – отец был расстрелян, мать сослана в лагерь, военная эвакуация пришлась на юные годы начинающей балерины, - Майя упорно продолжала заниматься балетом. В 1943 г. она поступает в Большой театр и вскоре исполняет сольные партии. Помимо традиционных партий Одетта-Одилия, Джульетта, принцесса Аврора и др., она танцует под музыку, написанную её мужем Родионом Щедриным в балетах "Анна Каренина", "Чайка", "Дама с собачкой", "Кармен-сюита". Французский хореограф Морис Бежар поставил для нее балеты "Айседора", "Болеро", "Аве Мария".

Будучи творческой натурой, Майя Плисецкая привносит в балет новые образы и движения. В "Бахчисарайском фонтане" демонстрирует свой редкий дар - зависать в прыжке на какие-то мгновения. В 1959 году получает звание Народной артисткой СССР. В 1972 году пробует себя в новой роли - хореографа, и это становится её новой профессией. С 1983 года работает в Римской опере, а с 1987 года возглавляет балетные труппы в Испании. Последний спектакль Майи Плисецкой состоялся в 1990 году. Великая балерина получила множество наград на Родине, а также в Испании, Франции, Литве. В 1994 году она организовала международный конкурс, дав ему свое имя "Майя", этот конкурс помогает прокладывать дорогу молодым талантам.

Немало славных имён танцовщиц и балерин дал своей стране и миру Узбекистан.

"Первой восточной ласточкой" назвал Тамару ханум (Тамару Артёмовну Петросян, 1906-1991) народный комиссар А.Луначарский перед поездкой во Францию первых советских артистов в 1926 году. Танцовщица, певица, балетмейстер и театральный деятель Тамара ханум была Народной артисткой Узбекской ССР и Советского Союза. Начав свой путь танцовщицей музыкально-этнографического ансамбля, она вскоре становится солисткой Узбекской филармонии и создаёт новый жанр песенно-танцевальной миниатюры, участвует в становлении узбекского балетного театра, в обновлении исполнительского стиля узбекского женского танца, собирает песенный и танцевальный фольклор народов мира и является одним из организаторов музыкально-драматических театров и танцевальных ансамблей во многих городах Узбекистана.

В Великую Отечественную войну (1943 г.) ей как первой советской актрисе было присвоено воинское звание капитана Советской Армии, как указано в приказе, "За исключительную большую работу среди личного состава войск. Показав свое мастерство и высокое искусство, Тамара Ханум сумела поднять боевой дух и воодушевить бойцов и командиров".

Мукаррам Тургунбаева (1913-1978) - артистка балета, балетмейстер, педагог, Народная артистка Узбекской ССР и Советского Союза. Закончив танцевальную студию Узбекского музыкального театра, она в 1931 г. стала солисткой, а в 1937 г. балетмейстером Узбекского театра оперы и балета им. Алишера Навои, участвовала в постановке первых узбекских балетов, исполнила партии Шахиды ("Шахида"), Ак-Биляк ("Ак-Биляк"), Гуляндом ("Гуляндом), Заремы ("Бахчисарайский фонтан") и др.

Горячо влюблённая в узбекское танцевальное искусство, она становится собирателем узбекского танцевального фольклора, а в 1957 г. помогает создать Ансамбль народного танца Узбекской ССР "Бахор" и руководит им, а также преподаёт в Узбекском хореографическом училище.

Галия Измайлова (1923-2010) – балерина, танцовщица, балетмейстер, педагог, Народная артистка СССР, родилась в Томске, в татарской семье. После смерти отца уехала в 1931 году в Ташкент вместе с матерью. Через 10 лет стала балериной, а потом примой Узбекского театра оперы и балета. Всего на её счету 45 ролей.

В 1947 году на Всемирном фестивале молодёжи и студентов в Праге она получила Первую премию за исполнение бухарского танца "Занг". Выступала во многих республиках Советского Союза и за рубежом (США, Германия, Румыния, Франция, Англия, Китай, Ливан, Сирия, Норвегия, Индия, Бирма и др.) В её репертуаре - хорезмские, бухарские, ферганские, тибетские, китайские, индийские, арабские, корейские и другие танцы.

В качестве балетмейстера Государственного Академического Большого Театра оперы и балета им. А. Навои Галия Измайлова поставила 30 спектаклей.

Сохранению и развитию лучших традиций узбекского танца и классического балета помогает в нашей стране удивительная забота о преемственности опыта и воспитании новых кадров.

Маъмура Эргашева – не только талантливая танцовщица и Народная артистка Узбекистана, но и руководитель известного ансамбля "Бахор" и заботливый педагог. Она продолжает расширять границы и географию стран, танцы которых входят в танцевальный репертуар нашей Республики. Это танцы японские, арабские, испанские, афганские, иранские, кубинские, которые она исполняет с удивительным погружением в характер того или иного народа…

Балерина Гули Хамраева, Народная артистка Узбекистана, в качестве ведущей солистки ГАБТ им.Навои, исполняла главные партии в спектаклях "Бахчисарайский фонтан", "Дон Кихот", "Жизель", "Лебединое озеро", "Кармен", "Клеопатра" и др. Присущему ей лиризму и редкой гармонии движений она обучала потом молодых адептов танца в Ташкентской государственной высшей школе национального танца и хореографии. Несколько лет она также руководила этой школой в качестве ректора.

В настоящее время ректором здесь работает Шухрат Тохтасимов, продолжая лучшие традиции узбекского танца и обогащая современную хореографию требованиями времени. Ташкентская государственная высшая школа национального танца и хореографии, которая отмечает в этом году 70-летний юбилей, возникла на базе Ташкентского хореографического училища в 1947 году, и ныне является кузницей профессиональных хореографических кадров: артистов балета и танцевальных ансамблей, педагогов-хореографов, будущих руководителей художественных коллективов, искусствоведов. Она подготовила более трёх тысяч специалистов, в том числе таких мастеров, как Галия Измайлова, Бернара Кариева, Гули Хамраева, Маъмура Эргашева, Валентина Проскурина и другие.

А теперь к Вашему вопросу, уважаемая Гульчехра, относительно места танца в современном ансамбле других видов искусства и о его роли в нашей "Арт-Студии-Свет".

Сегодня международным трендом в сценическом искусстве является мультимедийность, т.е. использование в рамках одного проекта или постановки разных видов искусства в гармонии единой концепции. Этот метод помогает в условиях ограниченного времени и пространства обращаться к глобальным темам языком драмы, поэзии, музыки, танца, изобразительного искусства, объединённых единой композицией. Вместо того, чтобы долго говорить о чём-то на сцене, можно это выразить ярким, аллегорическим танцем, иное - красноречивой декорацией или фоновым видеоизображением, создать нужную атмосферу посредством музыкальной композиции, сопровождающей поэтические образы… Конечно, мультимедийность предъявляет требования к знаниям из многих видов искусства, к умению создавать их композицию и к наличию художественного вкуса.

Я пользуюсь приёмом мультимедийности уже более 8 лет. Создав свой проект "Планета – наша общая Родина" и "Арт-Студию-Свет", я поняла, что мне придётся быть в них автором, драматургом, режиссёром, исполнителем и продюсером… Цель этого проекта и малого театра – способствовать утверждению общечеловеческих ценностей, достижению межнационального согласия и религиозной толерантности, продвижению положительного имиджа и роли нашей страны в мире, раздираемом конфликтами. Глобальность избранных целей логически привела меня к решению включить в их сценическую реализацию сжатый и яркий язык различных видов искусства в их сочетании. Несмотря на сложность построения связующей их структуры, я исхожу из того, что взаимосвязанное использование разных видов искусства позволяет в рамках единого проекта или постановки воплощать единение общечеловеческих ценностей в гармонии их многонационального и конфессионального разнообразия. При этом учитываю, что у каждого народа и нации есть среди используемых им видов искусств какие-то наиболее выразительные художественные способы изложения светлых идей: музыка, словесность, танец, изобразительное искусство, фильм… И каждый из них, включая танец, должен "звучать" на сцене не сам по себе, а нести определённую смысловую нагрузку в ансамбле с другими видами искусства. Например, в спектакль "Добрый солдат Швейк", поставленный осенью прошлого года в театре "Ильхом", я включила аллегорический танец, который талантливо исполнили студенты Мафтуна Камбарова и Ёркин Ходиев из Высшей школы национального танца и хореографии. Этот танец "Из клиники душевно больных" подчеркнул идею спектакля: весь мир с его войнами сошёл с ума, и в таком мире лучше быть с теми, кого он считает с ума сошедшими.

Вы спрашиваете: кто нам помогает?

В течение 8 лет нас в интернациональной презентации искусства народов мира поддерживает Посольство Чешской республики в Узбекистане. Без его поддержки мы едва ли добились бы тех результатов, которых удалось достичь. Республиканский музыкальный лицей им. Успенского участвовал в концертах "Арт-Студии-Свет" талантливым исполнением музыки и пения. А сайт "Культура Узбекистана" и Литературно-Музыкальный клуб "Майсара" нас вдохновляют печатным словом и советом. Кроме того, после 8 лет репетиций, проходивших в моей маленькой квартире, руководитель сайта и Клуба Борис Бабаев предоставил нашей Студии возможность встречаться и работать в помещении Дома-музея им. С.Юдакова.

А в новой пьесе, которую мы сейчас готовим к постановке, немаловажная роль принадлежит танцу. А как же иначе: ведь пьеса называется "Новая Саломея"!

Так что до новых встреч на сайте и в зрительном зале!

 

Ваша Адель ханум.

e-mail: domplaneta1@gmail.com





Другие материалы рубрики

25.07.2017 / 15:22:22

"И жизнь, и слезы, и любовь…". Кап…Кап…Кап…

Кап-кап… кап… Что-то теплое капнуло на его щеку, затем вновь... Далее...

24.07.2017 / 18:09:04

Эней Давшан. Листая московские газеты

Что пишут в московских газетах? Что посмотреть, куда сходить? Далее...

15.07.2017 / 17:58:34

Эней Давшан. Листая московские газеты

О чем пишут московские газеты? Куда сходить летом? Театры, концерты, выставки Далее...

10.07.2017 / 11:02:09

Эней Давшан. Листая московские газеты

О чем пишут московские газеты? Далее...

05.07.2017 / 10:14:24

"Мир молодого человека". Член сборной Узбекистана по плаванию Мафтуна Тухтасинова рассказывает о себе и своих планах на будущее

Меня зовут Мафтуна Тухтасинова, я студентка 4го курса Saint Leo University (США, штат Флорида). Мои направления в учебе: 1) Международный туризм , 2) Менеджмент по здравоохранению. Далее...




  Самые комментируемые  
 
Эней Давшан. Листая московские газеты
"И жизнь, и слезы, и любовь…". Кап…Кап…Кап…
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД
Эней Давшан. Листая московские газеты

 


12.07.2017 / 10:20:11
Ўз асарлари билан жаҳонни забт этган ёзувчилар кўп. Бироқ уларнинг ҳеч бири Жорж Бернард Шоуга насиб этган саодатга эришмаган. Пигмалион
 
03.07.2017 / 12:37:50
Под знаком перемен
 


13.08.2017 / 21:44:33
Зритель пойдет на хорошее кино
 
10.08.2017 / 10:07:36
Союз молодежи Узбекистана и Центр развития кинематографии подписали меморандум о взаимопонимании и взаимной поддержке. В нем предусмотрен ряд совместных проектов
 


02.08.2017 / 21:40:55
В Ташкенте состоится масштабный, I Симфонический OPEN AIR. Его организаторы обещают, что это будет главное музыкальное событие года
 
22.07.2017 / 15:18:51
Новый успех узбекистанцев в Екатеринбурге
 


12.08.2017 / 13:19:45
Вечер памяти Александра Блока и Николая Гумилёва под сенью музея Сергея Бородина
 
05.08.2017 / 23:44:35
Поэтический творческий вечер поэтессы А.В.Маркевич прошёл в Доме-музее Народного писателя Узбекистана Сергея Бородина
 

 
 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2017 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: info@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте