Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое. | ![]() |
|
|
![]() |
28.10.2017 / 18:03:40
Творческая встреча c Сергеем Гординым в Ахматовском музее столицы показала: "Определить прекрасное легко!"![]() Октябрь в этом году в Ташкенте богат культурно-массовыми мероприятиями. Вот и в этот тёплый солнечный день — 26 10 17 — многим пришлось пожертвовать открытием этнографической выставки в Ташкентском Доме фотографии ради другого знаменательного события — творческой встречи с поэтом Сергеем Гординым. Фотовыставку "Семья в культуре народов Евразии — ХХ век", организованную Российским этнографическим музеем при поддержке и в сотрудничестве с Российским центром науки и культуры в Ташкенте, можно будет посетить до второго ноября этого года, а вот встречу с поэтом отложить было нельзя. Не так часто случаются встречи авторов с читателями в непринуждённой камерной обстановке. В уютном дворике РЦНК в Ташкенте собрались активисты Ахматовского музея, вузовские преподаватели, представители РКЦ Узбекистана, многочисленные друзья поэта, представители творческой интеллигенции. Давний друг С. Гордина, известный журналист Борис Бабаев рассказал о плодотворных годах их совместного сотрудничества в республиканском Радиокомитете. Творческий стиль поэта Борис Бабаев определил одним ёмким словом: это поэзия "нежная". Сергей Гордин начинал с радиожурналистики и со временем пришёл к поэзии, возможно, через звучащую устную речь своих многочисленных героев. "Сейчас, — признаётся он, — модно говорить про журналистику – и такая она и разъэдакая, и гулящая, и безнравственная, и неумная, и поверхностная… А я журналистику люблю. И не такая она вовсе, да и однокоренная со словом совесть. Со-весть! Настоящая журналистика прекрасна! Не часто она встречается, тоже правда, но это же не значит, что ее нет. Я начал читать сайт "Письма о Ташкенте". Я так обрадовался. Вот она — глубокая, умная, самое главное — нужная журналистика. Она мне жизненно, насущно необходима, и другим людям тоже. И родному городу, который тоже ведь живое существо, духовная сущность, эти письма тоже, как говорила Марина Ивановна Цветаева, нужны до смертной надобы". Журналистика радикально повлияла на поэзию Сергея Гордина. Весь вечер в течение двух часов Сергей Гордин читал свои эпико-философские притчи в поэтической форме. Это были нестареющие новостные сюжетные стихи. — По профессии я журналист, что предполагает знакомство с очень многими людьми. Так и получилось – везло. Но если говорить о человеческой дружбе, то самая главная у меня сложилась с Сашей Фитцем...". Для Сергея Гордина — журналиста, поэта, публициста и просто честного человека — важным остаётся всегда преданность друзей. — Вы понимаете – Он не предал! Не предал никого – от машинистки до бухгалтера. И он никому про это не сказал. Да и сам я узнал случайно. И если вы думаете, что он изменился, то вы глубоко ошибаетесь. Помогает при первой возможности тихо, незримо, молча. Но вы же знаете… вы же знаете — добро безнаказанным не бывает. И когда я узнал, что и его сердце пострадало, то долго не мог заснуть, а когда заснул, во сне ясно и четко написались строки: "Открыли сердце. Посмотрели. Оно стучало золотое. Его обратно отпустили – нельзя с земли забрать такое". На творческом вечере Сергей Гордин искренне благодарил не только всех присутствующих за внимание к его творчеству, но и тех, кого не было с нами – ушедших в вечность Александра Файнберга, Владимира Баграмова, Степана Балакина, Наталью Ерёменко и других поэтов. Они подарили ему мгновения радости общения, тонкую нить лирики, навсегда связавшую ушедших и пребывающих на этой земле. Он благодарил всех тех, кто полноценно ощущает ее душой. Для них Сергей написал и озвучил на вечере исповедальные стихи в твёрдой форме сонета. Галине Мельниковой Средь Ангелов телеэкрана И Небожителей эфира Всех восхитительнее Гала, и как же до сих пор красива! Когда ветра мели худые, То холод бил, то было жарко, Своим примером вы учили, Как в этот час важна осанка. Не потеряться, не склониться, Не лгать ни словом, ни душою, И только потому остаться, Назло всему, самой собою. Вы до сих пор добры, душевны, Каким теплом от взгляда веет… И в этот день, как старый рыцарь, Я опускаюсь на колени. Ведь сердцу точно не прикажешь, Ему всегда родное мило – Парису— чудная Елена, Мне ж вы — Прекрасная Галина. Сергей Гордин взял себе необычный псевдоним "Солёная гора", возможно, за твёрдость неистребимого духа и беспокойной совести. О происхождении его он рассказал по просьбе его почитателей. — "Соленая гора" — это не псевдоним, а место, где я живу, перевод Шур-тепа. Соленая гора (возвышенность) по-узбекски, то самое место, где образовалось первое русское поселение Никольское, потом Луначарское. Сейчас вот Шур-Тепа. Почему я так подписываю свои стихи довольно забавно — рядом со мной жил знаменитый Вячеслав Костыря, не только переводчик Ш.Р. Рашидова, но и главный редактор знаменитого номера "Звезды Востока". Его жена — первый режиссер Узбекского телевидения —мне предложила так подписывать свои произведения. Давно это было, так и осталось. Кстати, эта фамилия и дядя Слава, и номер "Звезды Востока" вошли в книгу Саши Фитца "Легенды старины Фитца". — Вы знаете, — продолжил Сергей Гордин рассказ о себе между прочтением стихов, — люди пишущие странные люди. Со срывами. В быту невыносимы. По себе знаю, стыжусь. Сами себя грызут, как барсы в капкане. И часто никому ничего объяснить не могут, потому что, как говорил Сенека-младший – "Бесполезно объяснять не укушенному змеёй, как тебя кусала змея". Но одно их спасает – Надежда. Потому, что живешь от написанного к ненаписанному, всегда остается мечта и неизвестность – мне бы так хотелось, да и есть чего, побольше написать о моем друге, но должны волшебным образом сочетаться память, время. А это уж вовсе не от автора зависит, нужно просто ждать. Поэтому и живешь, чувствуя, что не все сказано. По поводу издания книги Сергей лукавит, что перегорела в нём эта мечта, а скорее всего, наоборот, возможно, пока ещё не дозрела до безумия, не выстрадана до конца, не выражена, не сказана… на строгий суд поэта. Сергей Гордин всеми фибрами души привязан к родному городу и улице, на которой он родился: — Никогда бы не мог подумать, что главная улица моей жизни, является главной еще для одного человека. Не потому, что он или я там родился или женился, пережил горе и радости, а потому что это место, где зародился твой дух и ты сформировался как личность. Для меня это улица Гагарина, где в шестидесятые я получал по подписке в книжном магазине и Библиотеку приключений, и Библиотеку фантастики, это ведь не сейчас, а тогда попробуй доберись из тогда сельского пригорода в самый конец огромного города. До сих пор помню эти путешествия. Запах только отпечатанных книг – до сих пор в дрожь бросает. Да и подписки эти… эти подписки – не у всех они были, это был царский подарок. Но мог ли я подумать тогда, что в семидесятые уже для юноши станет улица Гагарина важнейшим событием в жизни. Я каждую неделю приезжал туда к святому для меня человеку Тамаре Исмаиловне Бахрами, которая давала мне книги, которых уже не было в книжных магазинах — философов, писателей, поэтов. Знаю, что и Александр Файнберг пользовался этой библиотекой — потому, как она была потрясающа. Одна из лучших в Ташкенте, вкупе с доступом к книгам Лидии Иосифовны Левиной – это был уже не подарок, а дар Небес. Книги пахли уже не свежей типографской краской, а легкой пылью, стареющей бумагой, руками людей, которые их держали. Улица Гагарина… квартира Тамары Исмаиловны Бахрами. Так и не нашел я ее после отъезда в Москву, несмотря на интернет. Жива ли, родная? Но пришли десятые с интернетом и застучало – Гагарина… Гагарина… Гагарина… Может быть, улица Гагарина волшебна? Может быть, не зря в ее начале Юрий Алексеевич Гагарин устремлен ввысь? Эта улица духовно сделала меня человеком, и когда я читаю "Письма о Ташкенте", я думаю, что не меня одного заставляет помнить, любить, по мере возможности, спасать Ташкент и его людей. Без лишнего напряга, достойно. Сергей Гордин может быть не только ангелом во плоти, но и едким литературным критиком: имена сознательно опускаю, ведь не в них соль истины, а в авторе — "Солёной горе": — В литературе тоже есть лгбд-сообщество. Это графоманы, представители изживших себя форм образования (например, высшего, как тут не вспомнить хунвэйбинов), по нынешним временам (мы, извращенцы традиционники) должны быть толерантны к нашим молодым и бесконечно талантливым литераторам. — По старинке говоря, глагол все же должен жечь сердца людей, а не тешить. Хотя каждый имеет право на свое восприятие поэзии, мира, долженствования собственного. Да и не зря говорит мой любимый Шаэн Еремян: "Если талант от бога, почему говорят — чертовски талантлив? В каждом хорошем стихотворении, думаю, маленькая чертовщинка должна быть. А с чертовщинками в Храм не ходят. Праведники не пускают. Или те, кто занял их место, ничтоже сумняшися". В конце вечера Сергей Гордин ещё раз поблагодарил всех присутствующих: — Спасибо, дорогие мои, что вы есть у меня! Низко вам кланяюсь и благодарю! У меня, слава Богу, нет "френдов", а только друзья, и не "лайков" я от вас ждал, а знаков, что вы есть, что у вас все в порядке. Все мы с возрастом чуть отрываемся от почвы и летим в этом мире, и важно хотя бы подать знак друг другу. От кого- то, близкого и дорогого не дождался. Теперь волнуюсь — все ли в порядке? Если вкралась какая обида — прошу у них прощения, значит, невольно обидел, если же просто жизнь пронесла мимо — то желаю счастья и удачи... Очень рад, что мы все встретились, посмотрели друг другу в глаза в дарованном нам времени, на удивительной планете Земля, которая ведь тоже — подарок. Заслуженный работник культуры Узбекистана Павел Борисов подарил главному герою творческого вечера свою грустную песню о "Блудном сыне" на стихи Раъно Кравцовой. Поэтесса София Демидова посвятила акростих Сергею Гордину. Директор "Мангалочьего дворика Анны Ахматовой" А.В. Маркевич, идейный вдохновитель этой встречи, близкие друзья и бывшие вузовские педагоги поэта высказали тёплые отзывы не только о поэзии, но скромной и неутомимой личности Сергея Гордина и единодушно пожелали ему успешное издание первой стихотворной книги. Друзья сходились в одном, что Сергей Гордин – это поэт открытых эмоций, но с тайной в сердце, за которой рождаются его грустно-лирические строки. Они лишь приоткрывают книгу его жизни, давая слушателям возможность увидеть некоторые ее страницы. И как созвучны его размышления о людях, о времени всем нам, ведь Сергей слышит поэзию в повседневности, умеет разглядеть в печальных глазах друзей историю жизни и сам идет по ней неторопливо, фиксируя в стихах ускользающие мгновения, ведь, по его мнению, выраженному в лаконичных стихах: "Определить прекрасное легко!".
Гуарик Багдасарова
| ![]() |
![]()
|