Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
28.12.2022 / 18:38:07

Замечательный поэт, талантливый полководец, умелый правитель Бабур – наш современник. К выходу из печати в Минске поэмы Исмата Кучиева "Бабур сквозь века"


«Бабур Мирзо — великий сын нашего народа.
Имя его живет в литературе, науке, просвещении…
 Работа по повышению национального самосознания,
пропаганде нашей великой истории среди молодежи,
 развитию науки и просветительства даст высокие результаты».
 
Шавкат Мирзиёев.
Президент  Узбекистана

 

 

 

Наш соотечественник Исмат Кучиев известен читателям книгами о выдающемся государственном деятеле, известном писателе и поэте, пламенном публицисте Шарафе Рашидовиче Рашидове, поэмой о великом узбекском поэте и мыслителе Алишере Навои, замечательными стихами и мудрыми рубаи. А недавно в столице дружественной нам Беларуси  издана его поэма о выдающемся поэте и писателе, полководце и государственном деятеле Захириддине Мухаммаде Бабуре (Исмат Кучиев. Бабур. Сквозь века. Минск.  «Альфа-книга».2022), приуроченная к 540-летию   со дня рождения  замечательного сына  узбекского  народа. Имя Захириддина Мухаммада Бабура (1483-1530 г.г.),   в истории Узбекистана стоит наравне с такими деятелями политики и военного дела как Джалалиддин Мангуберды, Амир Тимур, Улугбек, Алишер Навои. Тимуридский царевич, создавший империю Бабуридов в Индии,  был преданным сыном своей Родины и до конца своих дней боролся за её благополучие. Имя «Бабур» означает «лев, полководец, барс»…

Автор предисловия к книге  поэт, лауреат Международной премии «Звёзды содружества», лауреат Национальной литературной премии Республики Беларусь Алесь Бадак, пишет:

«Волны истории набегают на берега человеческой жизни, то принося невиданные сокровища, то разрушая нестойкие следы нашего пребывания на прибрежном песке... Именно  так,  волнами,  неожиданно  меняя направление, силу, но вместе с тем подчиняясь какому-то  внутреннему  ритму, воздействует на читателя новый труд Исмата Кучиева – поэтическое повествование о жизни великого Бабура. Глава за главой, песня за песней погружают нас в смесь исторических событий и размышлений автора. Причём избранный стиль повествования как  бы  размывает  грань  между  исторической личностью Бабура, лирическим героем вольного переложения «Бабур-наме» и самим автором этого произведения...

Любовь к Родине. Кто, как не Бабур, являет собой прекрасный пример  и повод  поговорить  о  любви  к стране и народу. Он родился в Андижане, стремился в Самарканд, высоко ценил Навои, немалую и значимую часть жизни провёл в Кабуле, достиг величия,  сделал своей столицей  Агру,  объединив  под  своей  властью огромные  территории  Индии  и  оставив  потомкам  великую  державу  – однако  всю  жизнь помнил  и  любил  Самарканд,  желая  вернуться в свои родные земли. С одной стороны, перед нами  достаточно  типичный  Тимурид,  властитель, для которого его страна – это место, где ему удалось добиться власти. С другой стороны, его порывы к возвращению, его ностальгия не связаны с попыткой захвата власти, он хочет именно  оказаться  на  родной  земле,  не  обязательно в статусе её правителя…

С другой стороны, он  дорожит дружбой с Алишером  Навои – великого поэта и политика своего времени,  который  как  никто  другой  прославил имя узбекского народа, относя к таковому каждого  тюркоязычного  земледельца  Герата, Самарканда,  Ферганы.  Здесь  надо  понимать, что оба они жили в особый исторический момент, когда узбекский народ в его современном виде  только  формировался  из  смешения  тех племён  и  родов,  которые  с  древнейших  времён проживали в регионе – или относительно недавно  появились  в  нём,  кто  в  роли  добрых соседей, кто – жестоких завоевателей … Литературный  Бабур  уже  начинает  сомневаться: не является ли  он  сам  тем  же  узбеком  по  крови  и  духу,  и не будет ли в будущем узбеком зваться каждый достойный  человек  на  всех  землях,  ставших для него хоть сколько-то родными?

Впрочем,  окончательного  вывода  нам не даётся. Финал произведения оказывается достаточно неожиданным: течение размышлений героя  прерывается,  и  автор  полностью  завладевает  вниманием  читателя.  Очевидно,  таким образом автор подчёркивает и молодой возраст, и внезапность гибели Бабура – тому не исполнилось и пятидесяти, когда болезнь достаточно быстро унесла его в могилу. Кроме того, автор напоминает нам, что только в литературе существуют плавные подводки и красивые композиции окончаний, в жизни же финал непредсказуем, и всегда обрывает массу планов, расчётов, надежд, оставляет незавершённые дела… Возможно, вся поэма – лишь зеркало, в котором кто-то из ныне живущих должен узнать себя. Возможно – все мы».

И.Кучиев образом Бабура создал настоящий гимн его величеству Человеку, показывая от песни к песне, как в эпическом произведении,  от главы к главе физический и моральный рост своего героя.  Однако главное то, что его действительно делает народным героем, преданность своему народу, любовь и тоска по Родине – Андижану, Самарканду. Он со своими соратниками  постоянно заботится о том, чтобы обеспечить людям мирную и счастливую жизнь…

Бабур так писал о Навои: «Алишер бек Навои...  известен щекотливостью нрава. Говорили, что его щекотливость происходила от обольщения властью, но это не так. Подобное качество было у него природным... Неизвестно, существовал ли когда-нибудь другой такой пособник и покровитель людей науки и искусства, как Алишер бек... Мало кому удавалось построить столь полезных зданий, сколько построил он. Без сына, без жены прошёл он прекрасно свой путь в мире, одиноко и налегке».

Читая поэму Исмата Кучиева, я невольно вспомнил, написанное в своё время о Бабуре, крупным общественным деятелем, известным поэтом, публицистом Аъло Максумовичем Ходжаевым. Вот, что он писал:

«Начну с примечательного факта моей жизни: в 1972 году я проходил «беседу» в ЦК КПСС в связи с намечаемым избранием меня секретарём ЦК комсомола нашей республики. Заведующий сектором Средней Азии ЦК Ю.И. Полукаров призвал меня более решительно бороться с проявлениями национализма, которые иной раз проявляют себя в республике.

«Вы представляете, в Андижанской области даже умудрились назвать один колхоз именем Бабура», — патетически воскликнул он. – «Ну и что?», -наивно спросил я. «Как это что? Бабур ведь был падишахом, завоевателем, он не только угнетал народные массы в Средней Азии, но и в завоёванных им Афганистане и Индии. Как идеолог, Вы меня удивляете». Я ответил, что народом Бабур воспринимается прежде всего, как тонкий поэт, ностальгирующий лирик, чьи песни до сих пор любимы. Более того, великий Неру очень благодарно отозвался о Бабуре в своей знаменитой книге «Открытие Индии». Юрий Иванович откровенно был обескуражен, но надо отдать ему должное – не стал выгонять меня из кабинета, а, наоборот, видимо, по-своему оценил мою смелость и познания. Во всяком случае, я вскоре стал крупным идеологическим работником. (А Ю.И. Полукаров впоследствии был избран 2 секретарём ЦК Компартии Таджикистана).

Так из-за кого же я поспорил с высоким  партийным чиновником?

Известный узбекский поэт, большой ценитель и покровитель науки, искусства и литературы Захириддин Мухаммад Бабур за свою короткую 47-летнюю жизнь (1483-1530) оставил богатое литературное и научное наследство. Его перу принадлежит знаменитое «Бабур-наме», снискавшее мировую признательность, оригинальные и прекрасные лирические произведения, содержательные трактаты по музыке, рифме, просодии, военному искусству. Но Бабур оставил ещё и огромное государство, получившее в Европе название «Империя великих моголов». В очередной раз можно сожалеть, что знаменитые наши земляки — выходцы из Узбекистана — вошли в анналы истории либо с искажёнными именами, подобно Авиценне или Амиру Тимуру, либо как представители других национальностей и стран, чаще всего – арабских. А Бабур – уроженец Ферганской долины, основатель единого и крупного государства на севере Индии, до сих пор воспринимается многими как монгол, воинствующий кочевник. В бывшем Союзе таких заблуждений не было, но не было и интереса официальных лиц к этой исключительно одарённой и необычайной личности, поскольку он был классово «чуждым элементом». Вот и случилось, что мы чуть ли не впервые заговорили о Бабуре только после приезда к нам в 1954-м году первого Премьер-Министра независимой Индии Джавахарлала Неру. Первую же характеристику Бабура мы прочитали опять же в его книге.

Своё письмо за №88, адресованное 3 сентября 1932 года из тюрьмы своей дочери Индире Ганди, Неру посвятил именно Бабуру. Приведу его суждения:

«… Бабур был одним из самых культурных и обаятельных людей, какие только существовали. Он был свободен от сектантской ограниченности и религиозного фанатизма и не разрушал, как это делали его предки. Бабур увлекался искусством и литературой и сам писал стихи. Он любил цветы и сады и в жаркой Индии часто вспоминал свою Родину в Средней Азии. «Фиалки так прекрасны в Фергане, — писал он в воспоминаниях, — там масса тюльпанов и роз»…

Бабур почти всю свою сознательную жизнь прожил и скончался на чужбине. Поэтому всё его творчество полно любви к своей Родине, к Андижану, Самарканду, полно тоски по родной земле, по её природе… В поэме Исмата Кучиева это очень ёмко отражено в следующих строках:

Этот прах – могилы предков,
Без него нам корни крепко
В глубине не удержать,
Потеряешь землю, память –
Тяжело потом исправить,
Не удобрить сад души,
Ничто не тяготит на свете,
Как расставание с землёй,
Что привелась тебе родной.
Держись корней, насколько можно!
Бывает это очень сложно,
Но упустив – не возвратить,
А перерезать эту нить
Не в силах нож, и меч булатный,
И нет хорошего врача,
Что мог бы, за любую плату,
Ту связь из крови откачать!

Всё творчество Бабура служит сегодня воспитанию патриотизма, любви к Родине, к своему народу. Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев подчёркивает: « Литература показывает сердце народа, духовность народа. В сегодняшнем сложном мире необходимо использовать влиятельную силу литературы, чтобы проникнуть в сердца людей, вдохновить их на благородные цели. Мы создадим все условия для изучения наследия наших предков, создания великой литературы, достойной нашей великой культуры». Поэма Исмата Кучиева читается на одном дыхании: умелое использование богатства великого и могучего русского языка этому надёжная основа.

Читая произведения замечательного поэта, выдающегося полководца и мудрого правителя и поэму Исмата Кучиева, посвящённую ему,  мы, вслед за известным писателем, сказавшим, что великий Алишер Навои не просто поэт, мыслитель, живший в средние века, а современник в каждую эпоху, наш мудрый современник и что в его произведениях можно найти ответ на многие вопросы, духовные и моральные проблемы современности, то же самое можем сказать и о Бабуре. Поэма «Бабур. Сквозь века» является достойным подарком к 540-летию Захириддина Мухаммада Бабура и любителей его поэзии, бессмертной книги «Бабур-наме».

 

 

Носир Таиров,

член Союза журналистов Узбекистана





Другие материалы рубрики

24.12.2022 / 16:41:16

"ХОРОШАЯ КНИГА – ОСНОВА КАЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ". В ТАШКЕНТЕ ПРОШЛА МАСШТАБНАЯ АКЦИЯ ВРУЧЕНИЯ КНИГ О КУЛЬТУРНОМ НАСЛЕДИИ УЗБЕКИСТАНА

120 организаций Узбекистана получили более тысячи книг-альбомов серии "Культурное наследие Узбекистана в собраниях мира" Далее...

24.12.2022 / 16:35:30

Творческая встреча с Мастурой Исхаковой памяти Джасура Исхакова. "НЕСКОЛЬКО СТРАНИЦ ИЗ ЖИЗНИ…" И ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ИМЯ В ИСТОРИИ. ХХ ВЕК. УЗБЕКИСТАН"

В зале Союзе композиторов и бастакоров Узбекистана, в преддверии новогодних праздников, прошел вечер, посвященный светлой памяти Джасура Исхакова и "Презентации книги Мастуры Исхаковой "ИМЯ В ИСТОРИИ. ХХ ВЕК. УЗБЕКИСТАН" Далее...

23.12.2022 / 17:47:31

Адель Чилякова перевела 120 стихов из поэзии 28 стран мира

Сегодня в мире, пережившем две мировые войны и живущем в тревожном предчувствии третьей, невиданного технического прогресса и противостояния личной и коллективной совести в пользу разумной гармонии народов, религий и стран Далее...

19.12.2022 / 19:10:03

В Национальной библиотеке Узбекистана им. А. Навои состоялась презентация книги, посвящённой жизни и деятельности профессора Саидмухтара Саидкасымова "Давлат арбоби. Дипломат. Устоз"

Книга подготовлена к 75-летию С. С. Саидкасымова его коллегами и учениками. В неё вошло сорок статей, которые раскрывают различные грани жизни и деятельности этой незаурядной личности Далее...

13.12.2022 / 20:50:44

Автобиографическая книга "Борис Бабаев. Мой путь" стала зеркалом переходной эпохи рубежа веков

Казалось бы, всё о Борисе Рахимовиче Бабаеве я знаю: ежедневно принимаю, как холодный бодрящий душ, его публикации на им же созданном в 2010 г. интернет-сайте "Культура.Уз" Далее...





19.04.2024 / 10:22:49
В Самарканде открылась выставка археологических находок эмирата Шарджа
 
18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


18.04.2024 / 12:36:19
ВЕЧЕР ТОРЖЕСТВА МУЗЫКИ, ПЕНИЯ И ПОЭЗИИ.
 
15.04.2024 / 17:01:59
Интервью художественного руководителя и главного дирижёра Государственного симфонического оркестра, заслуженного артиста Республики Узбекистан, ректора Ташкентской Государственный консерватории Узбекистана маэстро Камолиддина Уринбаева
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте