Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
13.09.2023 / 10:30:19

КОГДА ЖДАЛИ РАССВЕТА. Владимир БАГРАМОВ


Ноябрь устал огребать листья, встал под окнами, тихо барабанил в стекла худыми пальцами дождя.

– Я расскажу тебе про собаку с разноцветными глазами, она ела яблоки, а мой дед сшил ей жилетку и веселые штаны.

...Это было давно. Так давно, что можно начинать со слов «в некотором царстве, в некотором государстве...» Наш век на излете, а тогда он только начинал учиться ходить.

Страшно подумать, ему скоро сто лет! Величайшее из восстаний на земле, годы великих преступлений, годы великих преобразований и потерь – все уместилось в этом столетии!

Мы пережили голод, мрак, невежество и старость. А мир так же юн, в нем поют птицы и плещут дожди... Так не хочется его покидать.

Человечество не знало столетия более трагического, насыщенного, счастливого. От казацкой шашки до атомного проклятия, от псалтырей и молитв до всеобщей грамотности. Ваше поколение сытое, оно не знает, что такое «тюря», затируха и крапивный суп. А оладьи из картофельной шелухи?

Были времена, когда в стране не было объедков, помоев, очистков. Теперь я вижу горы засохшего хлеба и зерно на дорогах. Если собрать все, что оставляют наши механизаторы на полях и проезжей части, можно построить Великую Китайскую стену из хлеба!

И в этом изобилии живет зло. Люди крадут, убивают, насилуют, дают и берут взятки, умирают от пьянства и наркотиков, сколачивают банды и организуются в мафию. Все нынешние разговоры о смягчении законов имеют под собой почву, но я хочу спросить ученых юристов: а что на ней вырастет?

Государство права и порядка, которое мы пытаемся строить, возьмет с собой этот шлейф – проституток, взяточников, убийц и воров, наркоманов, стяжателей и политических авантюристов? Укравший у государства получает большее наказание, чем укравший у простого его члена, то есть, человека! Парадокс.

Разве гражданин не правовая частица этого общества, разве не он основа государства, материальная и духовная его часть, часть большого целого? Ладно... Пусть об этом думают те, кто думает. Хотя и это неверно. Об этом должны думать все. Так вот.

...Мне было тринадцать, Марку, старшему брату, двадцать лет. Он был сильный, красивый парень. Мы жили с дедом и бабкой. Дед шил костюмы богатым, обычно в долг, и его часто обманывали. Он не роптал, он смотрел на жизнь с бесстрастием стоика, больше всего на свете любя нас, субботние кануны и душевную щедрость.

В те времена любили громить евреев. В людях накопилось столько страха, ненависти и злобы, что они требовали выхода, иначе началась бы поголовная резня.

Народ отчаялся в Боге, не верил в монархию и не мог знать, что есть Революция. Большевики были вне закона, они копили силы и сидели в подполье. Что касается бесчисленных партий и коалиций, то они лопались так же скоропостижно, как и создавались. Они были авантюрны, так как не имели программы, а если имели ее, то она годилась кучке авантюристов, но не могла принадлежать всем.

Мой дед не верил ни одной из партий. Он верил в Талмуд, субботнюю свечу и бабкин практический ум, а также в то, что люди, несмотря ни на что, должны рожать, работать и выкармливать детей.

По нраву он был бунтарь, но это никак не проявлялось. Я догадывался об этом по его коротким замечаниям, едким, злым и точным, замечаниям по житейским пустякам и неурядицам.

От погромщиков мы прятались у знакомых. Слушай дальше...

У нашего раввина Илии был сын Александр, говорили, что он связан с большевиками, его не раз арестовывали, но отпускали по просьбе отца или за деньги. И однажды к раввину пришли погромщики. Они нашли Александра в подвале, вытащили во двор. Ему отбили грудь и перебили ломом руки, этого показалось мало, ему выкололи щепкой оба глаза.

Раввин Илия, его отец, стоял на коленях у крыльца, молился. В доме жутко кричала жена раввина, на полу в обмороке валялась их дочь. Ни дочь, ни жену не тронули. Погромщики ударили раввина сапогом под бороду и ушли.

Александр не умер. Руки зажили, он только часто кашлял, болели отбитые легкие. Веки, на месте глазных яблок, ввалились глубоко и жутко.

Он приходил к нам с отцом.

Раввин, играя с моим дедом в шахматы, напевал под нос длинные, тягучие песни. Он приносил мацу и мед, дед ставил на стол кувшин молодого вина и кувшин с козьим молоком. Сын раввина обычно сидел молча, перебирал пальцы левой руки пальцами правой, светло улыбался.

Все было мирно и тихо. Но однажды...

Раввин сел за стол, но вместо шахмат увидел раскрытый Талмуд. Он засмеялся и спросил:

– Разве сегодня мы будем говорить молитвы, Иссаль, а не думать? Зачем ты открыл Святую книгу?

Мы с Марком сидели на кровати и всё видели.

– Илия! – выдохнул дед, упал грудью на стол, заглядывая в лицо раввину. – Положи руку на эту книгу вот так. Подожди смеяться, Илия! Мне сказали на рынке, что ты сам указал бандитам, где спрятан твой сын. Это правда?

– Ты мог бы спросить и без нее... – раввин осторожно снял руку деда с Талмуда, перевернул страницы и захлопнул книгу. – Что ты хочешь с меня, Иссаль?

Дед с хрипом выстреливал слова, глаза его покраснели.

– Я спрашиваю, ты сам указал бандитам на подвал? Как они его нашли?

– Они взяли бы Дебору, Иссаль, а ей всего семнадцать. Они искали большевика, они нашли его.

– Правда… – тупо кивнул дед, опустил голову, стукнувшись лбом о столешницу.

– Наш народ мал, Иссаль. Женщины должны рожать, а бандиты убили бы дочь. Александр за большевиков, я не уверен, что его не сгноят на каторге. Я выбрал, Иссаль.

Тогда дед поднял голову и сильно ударил раввина кулаком в лицо. Мы сидели как парализованные. Слепой сын раввина плакал и пытался вместо двери пройти сквозь стену, царапал ее ногтями.

Дед стоял молча, уставившись в пол. Из разбитого носа раввина капала кровь. Густыми черными каплями была усеяна вся обложка Святой книги. Бабка безучастно смотрела в окно, то и дело поправляя платок.

Дед встал, вышел в сени и выпил там целую бутылку самогона. Вернулся с тихой, робкой улыбкой и ножом в руке.

– Илия! – позвал дед. – Я не совершу греха, если отрежу сначала твою бороду, потом воткну под нее нож?

– Я устал, Иссаль. Мне со всего этого противно и очень скука. Это не будет грехом, поэтому делай, как думаешь, я устал.

Бабка встала со стула, упала на пол и обхватила дедовы колени. Она не пустила его. Потому не пустила, что мы были молоды и прожорливы. Нас надо было вводить в ум и ставить на ноги. Дед был единственным кормильцем в доме.

Дед брал седые пряди, отрезал и бросал в сторону. Бабкины волосы падали легким пухом, как и наше детство. Слепой сидел, скорчившись в углу, повернув к жизни большое ухо, слушал тишину и хрустел суставами.

Потом раввин встал, взял его за руку и увел домой.

Ночью деду стало худо. Бабка поила его рассолом, обвязала голову мокрым платком, и дед стал похож на покойника.

Утром дед отдал Талмуд дурачку Евсею.

 

От книги осталась одна единственная страница, я ее нашел под столом, с ней и ушел через пять лет навстречу Гражданской войне.

Брат Марк сошел с ума в августе семнадцатого. До этого он недели две ходил по дому и разговаривал сам с собой. Однажды ночью он разделся догола, выпрыгнул в окно и стал бегать по улицам, подражая ржанию коня, и бил голой пяткой в землю. Мужики кидали в него камни и пробовали догнать. Но он убегал, а утром свалился в колодец, сломал позвоночник и умер.

Дед на похороны Марка раввина не пустил.

А собака! Что собака? У нее были разноцветные глаза, ее звали Мулька, а потом дед дал ей кличку Иуда, научил есть яблоки, сшил жилетку и смешные штаны.

Еще он повесил ей на шею медаль из жести, на которой краской написал «30 сребреников за сына Божия».

Раввин про собаку узнал и передал через людей просьбу продать ее. Дед назначил цену – тридцать копеек серебром. Раввин купил собаку и на другой день утопил, а медаль бросил в огонь.

 

Дед серебро переделал в кольцо и носил его до самой смерти.

В Бога он не верил.

Ноябрь отбил пальцы о переплеты и ушел спать в тесный проем водостока, чьи ржавые стены отекали остатками хмурого дождя.

 

 

Владимир БАГРАМОВ (1948 – 2011) – бард, композитор, поэт, прозаик, драматург, режиссер, Заслуженный артист Республики Узбекистан. Автор пятнадцати пьес, романов «Прощанье с птицами», «Страна убитых птиц» и поэтических сборников «Стихи и песни» (2004), «Босиком по облаку» (2008), «Флейта в камышах» (2009).

 

Звезда Востока №4-2023г.





Другие материалы рубрики

12.09.2023 / 07:23:52

Расул Гамзатов – посол доброй воли

Расул Гамзатов — один из самых известных кавказских поэтов XX века. Наиболее популярным стихотворением аварского поэта стало "Журавли", переведённое на русский язык Наумом Гребневым и — с изменениями в стихах — положенное на музыку. Далее...

10.09.2023 / 07:24:49

"Уроки судьбы" Лариса Юсупова – поэт, прозаик, переводчик. Родилась в 1954 г. в Ташкенте. Публиковалась в журнале "Звезда Востока". Автор нескольких десятков детских книг, рассказов и повестей для детей и взрослых.

Главы из романа "Когда приснится снова дед…" Ларисы Юсуповой Далее...

08.09.2023 / 10:11:49

Молодая художница Шахноза Мансурова

Узбекистан всегда славился талантливыми людьми. С таким человеком, художницей Шахнозой Мансуровой, меня свёл случай. Но всё по порядку. В последние годы я начал писать сказки для детей. Но сказка без рисунка – это полсказки. Я наблюдал за малышами, когда они, не умея ещё читать, по рисунку могли рассказать сказку своими словами. Далее...

07.09.2023 / 17:35:24

В Международной электронной энциклопедии "Википедия" создан раздел на узбекском языке, посвященный выдающемуся азербайджанскому поэту Ахмеду Джаваду.

По проекту Азербайджанского Культурного Центра имени Гейдара Алиева в Узбекистане в Международной электронной энциклопедии "Википедия" на узбекском языке создан раздел "Ahmad Javod", посвященный одному из главных представителей национальной идеологии Азербайджана, видному деятеля своего художественного мнения, нашему независимому поэту Ахмеду Джаваду. Далее...

06.09.2023 / 12:54:56

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ

Интервью заместителя главного редактора журнала "Звезда Востока" Клавдии ПАНЧЕНКО с главой представительства венгерских компаний в странах Центральной Азии, председателем Международной федерации русскоязычных писателей, публицистом и писателем Олегом ВОЛОВИКОМ. Далее...





18.12.2024 / 18:15:52
В этом году на Международной биеннале детского рисунка "Радости Ташкента" будет экспонироваться более 2600 творческих работ, из них 2000 картин детей из Ташкента, других областей республики и Каракалпакстана
 
08.12.2024 / 14:40:58
REGENERATION PROJECT ОБЪЯВИЛ О НАЧАЛЕ СОВМЕСТНОЙ АРТ-КОЛЛАБОРАЦИИ REGENERATION ART SPACE С TASHKENT CITY MALL
 


17.12.2024 / 18:01:06
Алексей Франдетти назначен художественным руководителем ГАБТ им. Алишера Навои
 
17.12.2024 / 12:24:31
В Ташкенте завершились премьерные показы оперы великого немецкого композитора Георга Фридриха Генделя "Tamerlano". И это стало большим событием в культурной жизни нашей столицы
 


26.11.2024 / 19:53:05
В Ташкенте состоялся бизнес-форум с участием представителей туристической отрасли Узбекистана и Китая. С 18 декабря 2024 года будет налажено регулярное авиа сообщение между городами Ташкент и Хайнань.
 
24.11.2024 / 09:30:44
Евразийский Альянс горных курортов работает над повышением стандартов сервиса и продолжает расширять свои ряды
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте