Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь
Литература
Мир знаний
27.12.2014 / 02:09:33

Мастер-класс Н. Ильина в ЛТО "Данко": разговор начистоту


В этот день  23 12 14 в столичном Доме-музее  композитора Сулеймана Юдакова, где  дважды в месяц собираются представители литературно-творческого объединения «Данко», было особенно оживлённо. На то были две причины. Во-первых, все  любители поэзии ещё пребывали в состоянии эйфории, вызванной  выходом  в этом году в издательстве «Национальная библиотека А. Навои» в честь 16-летия «Данко»  нового издания  альманаха «Созвездие».  Во-вторых, долгожданным гостем сообщества самодеятельных стихотворцев в этот раз стал известный ташкентский поэт, литературный критик, методист,  заместитель редактора  журнала «Преподавание языка и литературы в школе» Н.Д. Ильин. И разговор шёл  о различии литературного языка и художественной речи – вопроса, который волнует как начинающих, так и зрелых поэтов.

Николай Дмитриевич, со свойственным ему ораторским искусством и одновременно непосредственной выразительной простотой устной речи,  лаконично на «пяти пальцах»  разъяснил содержание многомерного понятия «культура речи». В нашем  привычном понимании  -  это умение говорить и писать правильно, понятно и выразительно. 

Подходят ли эти критерии  для стихотворных текстов? По мнению Н. Д. Ильина, словесно-художественное произведение, в частности,  поэзия тяготеет к выразительности и строгой организованности. В лучших своих образцах она максимально насышена смыслом, а потому не терпит  какого-либо перестраивания. В поэзии – любой речевой элемент превращается  в фигуру поэтической речи. Каждый присутствующий за «круглым столом» попробовал на собственных стихах определить  особенности литературного унифицированного языка и специфические  средства художественной речи («поэтического языка»).

В качестве образца Н.Д. Ильин привёл  известное  со школьной скамьи стихотворение А.С. Пушкина «Я вас любил…». Стилистически,  без излишнего пафоса,  оно приближается к эпистолярному повествовательному жанру. Внешне  почти неотличимое от обиходной речи, и только, возможно, благодаря последним  строкам о самопожертвовании  автора  - в этом крутом повороте нестандартной мысли -   это хрестоматийное произведение  становится непревзойдённым шедевром русской  лирической поэзии:

 

«Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим».

(1829)

 

Пушкинская поэзия была при его жизни  «залогом и утешением» (А. И. Герцен) и такой же остаётся для читателей в  XXI веке.

Любителю пения очень трудно признать, что у него нет голоса, - далее рассуждает Н.Д. Ильин. Графоман  хочет оставить после себя одно-два или несколько стихотворений, в которые он вложил своё представление о жизни или позаимствовал его у классиков, но не свою душу, не своё, отличное от всех, литературное мышление, как это, например, смог сделать И. Сельвинский в двух строках, посвящённых описанию тигра:

 

«Усатый, как солнце, ленивый, как знамя,

Он медленно шёл на сближение с нами».

 

Дилетант  приходит с правильно выстроенным стихотворением к редактору и спрашивает: «Что вам здесь не нравится?» Вроде бы на поверку всё есть, но поэзия здесь не ночевала: нет признаков нового нестандартного мышления; отсутствует колорит непреднамеренности, импровизационности; не хватает ощущения сиюминутного возникновения высказывания, иллюзии  его сотворения как бы в нашем присутствии на наших глазах. И тогда стихотворение, увы, хоть и умно, но мертво, бездыханно.

Надо уметь смотреть на своё произведение не только своими, но и  чужими глазами, учитывать  воспринимаемость поэтического текста: «Что я здесь написал такого, чего нет у других?». Одни склонны ретушировать чужие фотографии мира. Другие, как французские импрессионисты,  – создают с помощью  живописной метафоры нереальный мир. Метафора строит два параллельных мира: реальный и выдуманный вами. Эпитет преображает ваш собственный мир. Стих – гармошка, куда всё может влезть, кроме оригинального выражения вашей индивидуальности. Результат зависит от чувства меры, «золотого сечения» мысли, вашего эстетического вкуса. Вывод: в отдельных случаях  надо избегать  перенасыщенности метафор, какой порой страдает современная модернистская поэзия.

«У нас всё ведь от Пушкина», - говорил Ф.М. Достоевский. У А.С. Пушкина в «Каменном госте»: «На совести усталой много зла…» - проще и глубже вряд ли можно было выразить одним эпитетом «усталой» тип разочарованного романтика  и ловеласа Дон-Гуана!

В подтверждение краткого теоретического курса по стилистике художественной речи Н. Д. Ильин прочитал свои стихи, навеянные возвышенной  музыкальной атмосферой Дома-музея С. Юдакова, в которых слушатели обнаружили созвучие сердца и слова, мига и вечности, «гармонию времён, весы добра и зла»:

Виолончель играет ночь,

Душистый сумрак холодеет.

Немолчный маятник, пророчь

Начало полуночных бдений.

 

В густой туман уходит сад,

Где взгляд от ясности отрёкся,

Смычок смутился и осёкся,

Ступив на пауз чутких ряд…

 

Молчанье ночи превозмочь

Мечтают пальцы чародея.

Виолончель играет ночь,

Прозрачный сумрак холодеет.

 

В течение двухчасового мастер-класса ещё долго и много звучали стихи поэтов Олега Бордовского, Армануш Маркарян, Марата Кадырова, Игоря Бахтиозина, Татьяны Поповой, Валентины Показанец, Леонида Саакова,  Светланы Демидовой, Гуарик Багдасаровой. Чтение стихов   органично перешло в  коллективное  исполнение популярных  патриотических и  лирических песен, ведь на календаре  до Нового года оставалась неделя. Впрочем, каждый из участников мастер-класса уносил с собой одну заветную истину от Николая Ильина:

 

Чтоб жизнь понять, не надобен рецепт,

Лишь надо слышать звуки, а не ноты,

Смотреть не на палитру, а на цвет,

Искать слова в душе, а не в блокноте.

 

С годами научаешься притом

Следить за временем, а не  календарём.

 

Гуарик Багдасарова

 

 

 

 

 

 





Другие материалы рубрики

20.12.2014 / 01:42:13

Закрытие "Лермонтовского года" в Узбекистане

18 декабря 2014 года в Ташкенте состоялась Научно-практическая конференция "Лермонтовский год в Узбекистане", посвященная 200-летию русского поэта М.Ю.Лермонтова. Далее...

18.12.2014 / 18:21:54

ВЕЧЕР ПОЭЗИИ

19 декабря в 17:00 во Дворце творчества молодежи состоится вечер поэзии, организованный ОДМ "КАМОЛОТ", в сотрудничестве с Союзом писателей Узбекистана. Далее...

17.12.2014 / 05:25:16

АНДРЕЙ СЛОНИМ. ПОД ПОКРОВОМ ЗИМЫ

(цикл стихотворений) Далее...

05.12.2014 / 13:27:04

"Мне нравится, что вы больны не мной…"

"Мне нравится, что вы больны не мной", одно из самых известных стихотворений Цветаевой, прославилось благодаря советскому фильму "Ирония судьбы, или С лёгким паром!". Мелодичные строки Марины Ивановны были положены на музыку Михаила Таривердиева, вложены в уста главной героини и спеты Аллой Борисовной Пугачевой. Далее...

29.11.2014 / 11:41:22

"Цифры" в поэзии и жизни. Литературно-поэтический вечер прошел в РЦНК

27 ноября в Мангалочьем дворике А.Ахматовой Российского центра науки и культуры в Ташкенте прошел литературный вечер "Поэзия цифр и цифры в поэзии". Далее...





18.04.2024 / 15:39:18
Гёте-Институт в Узбекистане в сотрудничестве с берлинским ннститутом международных отношений представили в Ташкенте фотовыставку известного немецкого фотомастера - "Хельга Парис. Фотография".
 
16.04.2024 / 18:09:26
В Ташкенте открылся Международный фестиваль изобразительного и прикладного искусства, посвящённый году "Поддержки молодёжи и бизнеса"
 


13.04.2024 / 14:06:55
"ШУМ БОЛА" XI-ФЕСТИВАЛЬ КИНО ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
 
08.04.2024 / 11:57:58
В Ташкенте прошли показы документальных фильмов "Из Ташкента в Нью-Йорк и обратно" и "Самарканд- вечный город". После просмотра состоялась оживленная дискуссия
 


14.04.2024 / 14:09:26
Мэтр узбекского музыкального искусства. Сулейман Юдаков. (14 апреля 1916.-1990 годы)
 
17.02.2024 / 11:26:49
Аральская песня Рафаэля Матевосяна
 


18.04.2024 / 13:33:40
Поедете учиться в российский город будущего? Он есть в числе других участников выставки "Образование и профессия"
 
12.04.2024 / 14:02:19
20 апреля в 13:00 в Русском доме в Ташкенте пройдёт просветительская акция "Тотальный диктант" - праздник грамотности для тех, кто хочет, умеет и любит писать по-русски грамотно
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте