Мы освещаем новости культуры Узбекистана: театр, кино, музыка, история, литература, просвещение и многое другое.

Ru   En

Поиск по сайту
Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература
Мир знаний
29.03.2020 / 13:34:08

История формирования архивного фонда Государственного Эрмитажа. Современный опыт по сохранению рукописных памятников


Современная структура  Отдела рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа сформировалась  в 1979 году. В настоящее время в состав Отдела  входят научный архив и фотоархив. Уникальные документы, хранящиеся в архиве, отражают большой и сложный путь, который прошел Эрмитаж от дворцового собрания картин до одного из крупнейших музеев мира. Стоит отметить, что со времен Екатерины II до Революции 1917 года в  ведении Эрмитажа находились так же собрания загородных и императорских дворцов Петербурга, сведения об истории которых так же хранятся в Отделе рукописей. Архивные материалы в полной мере документально раскрывают деятельность музея: научно-исследовательскую, хранительскую, экспозиционную, просветительскую, издательскую.

Исходной датой начала архивной деятельности Эрмитажа можно считать 1797 год   -  время правления императора Павла I.  Именно этим годом датируется первый документ «Опись об отпуске картин на Каменный остров».[1]

Регулярное  комплектование архива фактически началось в 1805 году, когда императором Александром I было подписано «Положение, полагаемое к учреждению по Эрмитажу». Полный рукописный оригинальный текст  Положения вошел одним из первых документов в архивные описи. [2]

Положением 1805 г. Эрмитаж получил структуру, которую он сохранил с частичными изменениями до 1863 г. Согласно этому документу, все коллекции Эрмитажа были распределены между пятью Отделениями:

I. - Библиотека, резные камни и медали (нач. Г.К.Кёлер); II.Картины, кабинет редкостей, бронза и изделия из мрамора (нач. Ф.И.Лабенский); III.Гравюры, литографии, эстампы (нач. И.С.Клаубер); IV.Оригинальные рисунки (нач. М.М.Иванов); V.Кабинет натуральной истории, минералогическая коллекция (нач. Орловский).

Каждое из них имело свое делопроизводство и, что особенно важно, формировало свой собственный  архив, исключением было V Отделение, которое прекратило свое существование с передачей коллекции в Горный музей. Важно отметить, что и по настоящий момент дела архива до 1863 года распределены и вписаны в описи соответственно 4 отделениям.

В архивную опись I отделения Императорского Эрмитажа включен документ от 3 марта 1832 года с просьбой А.С. Пушкина, в связи с работой над историей Петра I, быть допущенным к библиотеке Вольтера. Это Прошение поэта было удовлетворено, хотя до этого времени никого из русских исследователей не допускали работать с книгами этой библиотеки. В ответ на  ходатайство Пушкинского дома в 1915 г. Министр Императорского Двора разрешил передать этот документ с оставлением его факсимильной копии  в архиве Эрмитажа. [3]

Первые упоминания об архиве встречаются в документах 1846 г.- рапорт начальника I-го отделения в Придворную контору с просьбой изготовить шкаф для архива. Здесь стоит  упомянуть, что музей Эрмитаж до 1917 года находился в ведении Министерства императорского двора и всей административной и хозяйственной жизнью управляла Придворная контора, подчиненная обер-гофмаршалу.

Важным свидетельством работы ученых с документами архива  является Прошение от 1860 г. о допуске чиновника Петрова, командированного  из Публичной библиотеки «для извлечения из дел архива Эрмитажа сведений, касающихся искусства в России».[4]  Его ходатайство было удовлетворено министром Двора В.Ф. Адлербергом и гофмаршалом Шуваловым, но с распоряжением для начальника II-ого отделения Федор Антонович Бруни  истребовать у Петрова «список тем, из означенных дел, какие окажутся ему нужными».[5]

Начальник I - го отделения Флориан Антонович Жиль, сдавая дела Ф.А.Бруни в 1863 году, передает и описи архива своего отделения.

Еще одной значимой датой  в истории Императорского  Эрмитажа стал 1863 год. Музей впервые возглавляется директором, утверждаются новые штаты и появляется новая структура. [6]

Начиная с 1864 года, дела по всем четырём отделениям Эрмитажа были   объединены в  общее управление музея и сосредоточены в едином архиве.

Первым директором Императорского Эрмитажа становится Степан Александрович Гедеонов (1815-1878),  историк, искусствовед, заведующий «Римской комиссией археологических разысканий», гофмейстер Императорского двора и почетный член Петербургской Академии наук.

Большой заслугой С.А.Гедеонова было открытие музея для беспрепятственного входа публики. Он снял обязательные требования о парадной форме посетителей и упростил правила работы художников, занимавшихся копированием картин.  В том числе, упростилась процедура подачи прошений учеными на работу в архиве Эрмитажа. Теперь они подавались непосредственно на имя директора музея, который их рассматривал и давал соответствующие распоряжения.

В качестве примера можно привести Прошение от Императорской археологической комиссии на имя С.А. Гедеонова от 16 ноября 1867 года.  Председатель комиссии граф Сергей Григорьевич Строганов обращается с   просьбой в содействии члену комиссии коллежскому советнику Владимиру Густавичу фон Тизенгаузену в его исследованиях по истории археологических раскопок на территории России, и допуске его «к рассмотрению относящихся до  означенного предмета архивных дел Эрмитажа и к извлечению из них необходимых ему сведений».[7]

В 1914 году была составлена первая опись документов архива и  описана значительная часть архивного материала за 1797–1914 годы.  Оригинал этой описи хранится в архиве музея.

В записке «о реформах Эрмитажа» хранителей музея Д.А.Шмидта и И.И.Жарновского в 1917 г. поднимается вопрос об отсутствии должности архивариуса, при этом подчеркивается, что из-за этого «не разработан весь эрмитажный архив, который имеет высокий исторический интерес.[8] В 1914 году, при составлении проекта нового штатного расписания, впервые встал вопрос о введении в штат должности архивариуса. Осуществлению этого помешало начало первой мировой войны.

Сразу же с началом военных действий на фронтах Эрмитаж стал готовиться к эвакуации, которая была осуществлена  в 1917 году. 25 августа 1917 г. Временное правительство приняло решение об эвакуации правительственных учреждений или, как говорилось, в документе, «разгрузке Петрограда и его района». [9]

О том, что архивные документы к этому времени были в основном разобраны, классифицированы и сформированы в дела, свидетельствуют упаковочные ведомости архива Эрмитажа, которые были проверены и подписаны делопроизводителем, а позднее управляющим делами Эрмитажа В.В.Воиновым, который, можно предполагать, и был составителем первой архивной описи.

 Архивные дела упаковывались с 23 по 29 сентября 1917 г. Одновременно с ценными предметами во время второй отправки в Москву (их было две) перевезли десять ящиков с делами Архива Эрмитажа (за период с 1797 по 1912 г. включительно), а также алфавитную картотеку  и опись дел. В Москве ящики с коллекциями Эрмитажа разместили в Большом Кремлевском дворце, в Оружейной палате и в Историческом музее, где они оставались на хранении до ноября 1920 года.[10]

Совет Эрмитажа, созданный в 1917 году, решал вопросы, связанные со всеми аспектами деятельности музея. Членами Совета были хранители Эрмитажа, а его председателем был директор музея С.Н.Тройницкий.

На заседании Совета от 9 августа 1920 г. директор Эрмитажа сообщил о согласии Александра Николаевича Макарова, управляющего I отделением Государственного Архивного фонда, принять на себя заведывание архивом Эрмитажа. На этом заседании С.Н.Тройницкий заявил, что в виду важности дела организации эрмитажного архива, можно было бы избрать кандидатуру А.Н.Макарова сверх принятой нормы вакансий. Именно в 1920 году был учрежден штат Архива, который был создан как самостоятельное подразделение музея. По распоряжению Совета Эрмитажа все Отделения музея и хранители, имеющие переписку и документы научного характера, должны были передать их во вновь созданный эрмитажный архив.

Ольга Михайловна Котельникова – первый известный нам архивариус Эрмитажа с 1921 по 1925 год. Именно ей были распакованы в январе 1921 г возвращенные из эвакуации ящики с документами архива.

Большую роль в становления музейного архива сыграл его заведующий, Александр Васильевич Суслов, который руководил отделом с 1925 по 1931 гг. Им были составлены первые научные подробные описи и учетно-цифровой реестр дел архива, который являлся приложением к соглашению об оставлении архивных материалов в ведении Государственного Эрмитажа. Это соглашение было подписано 23 мая 1928 года между Центрархивом РСФСР и Государственным Эрмитажем. Надо отметить, что весь архивный материал Эрмитажа до 1928 года  находился в здании музея, в его ведении, и дела его не поступали на хранение в бывший общий архив Министерства Двора.

Архив располагался в эти годы на верхнем этаже южной башни  Нового Эрмитажа. Из документа 1927 г. : «Помещение для архива находится в центральном здании Эрмитажа, в одной из ее башен, совершенно изолированное, светлое и сухое, освещается электричеством, отапливаемое водяной системой музея. Дела архива помещены по годам в специальных картонках, которые лежат в особо приспособленных для их хранения деревянных шкафах, с полками и стеклами». [11]

Дальнейшая судьба архива  связана с именем  Ольги Ивановны Бич, которая  с 1931 по 1941 гг., заведовала архивом музея. С 1932 г. О.И.Бич начала составление подробного систематического указателя материалов архива, а написанные ее рукой карточки до сих пор составляют основу архивного именного и систематического каталогов I фонда – документы Императорского и Государственного Эрмитажа. Трудами О.И.Бич были составлены описи нескольких фондов, в частности, разобраны и описаны личные фонды заведующего Картинной галереей Эрмитажа Э.К.Липгарта и хранителя О.Ф.Вальдгауера, поступившие в архив Эрмитажа в 1935 г. Великая Отечественная война прервала мирную деятельность музея. Вместе с памятниками искусства готовились к эвакуации и архивные документы. Во время эвакуации именно О.И.Бич отобрала, составила эвакуационные списки, запаковала и подготовила к эвакуации важнейшие документы Архива Государственного Эрмитажа, в годы войны отправленные на Урал и хранившиеся в Свердловском филиале музея.

После войны огромную работу по созданию предметной и алфавитной картотеки продолжил в 1947-1950 гг. заведующий архивом Александр Александрович Войтов. Им были  составлены карточки на все документы первого фонда архива с 1932 по  1935 гг.

С 1950 года почти тридцать лет архивом заведовала Вера Петровна Колокольникова, архивист по образованию, составившая описи дел третьего и четвертого фондов.

В 1979 году происходят изменения в структуре архива, связанные с реорганизацией отделов всего музея. Деятельностью Отдела рукописей до 2002 года руководила Галина Ивановна Качалина. В 1982 - 1986 гг. коллективом сотрудников архива все оставшиеся документы были обработаны и описаны, к ним создан научно-справочный аппарат. При Г.И. Качалиной были подготовлены и изданы первые путеводители по архиву и фотоархиву Эрмитажа.

На протяжении всей истории своего существования  судьба архива неразрывно связана с судьбой всего музея.

Отдел рукописей Государственного Эрмитажа не только собирает и хранит документальные материалы, но и проводит большую работу по их изучению и использованию в научно-исследовательской и экспозиционной работе. Сотрудники Отдела рукописей являются кураторами выставок, как в  России, так и за рубежом, проводят конференции и семинары.

 6 июня 2018 г. в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня» Государственного Эрмитажа состоялся научный семинар «Фазовое хранение архивных и библиотечных документов», организованный совместно Отделом рукописей и документального фонда Государственного Эрмитажа и Лабораторией микрофильмирования и реставрации документов (ЛМРД) Российского государственного архива научно-технической документации. Целью проведения семинара было изучение вопросов сохранности документов при фазовом хранении в микроклиматических контейнерах. В семинаре принимали участие сотрудники более 90 музеев, архивов и библиотек Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Москвы, Севастополя, Хабаровска и других городов России.

В связи с большой востребованностью исследователями архивные материалы подвергаются повышенной нагрузке, поэтому в отделе ведется планомерная работа по переносу на электронные носители ценнейших документов.

Именно реализация проекта перевода в цифровой формат традиционных источников позволяет обеспечить сохранность архивных материалов и изъять оригиналы из непосредственного обращения.

В настоящий момент научный архив составляет 42 000 единиц хранения, из них оцифровано  31,5  % документов  (в первую очередь – уникальных, особо ценных) Государственного Эрмитажа и создан электронный  фонд пользования.

Благодаря Дирекции Эрмитажа, которая выделила средства на финансирование проекта по оцифровке архивных и библиотечных материалов, был проведен конкурс на оказание услуг по сканированию.  Оцифровка архивных дел  осуществлялась сторонней организацией на условиях аутсорсинга. Этот проект осуществляется поэтапно. Первая часть работ была проведена в 2017 г., вторая в начале 2018 г. и третья часть была осуществлена в конце года. Необходимым условием его успешного проведения являлось обеспечение безопасности и полной сохранности документов, поэтому для сканирования было выделено помещение читального зала №1 на территории архива.

  Были приняты следующие технические требования к электронным копиям документов в Отделе рукописей Государственного Эрмитажа: формат и сжатие файла - jpeg, разрешение -300 dpi, а для уникальных материалов 600 dpi, цветовая модель – RGB, глубина цвета – 36/24 бит на пиксель.

Электронный Фонд Пользования Отдела рукописей Государственного Эрмитажа состоит из:

  • массива мастер-копий (без графической обработки), записанного на электронные носители и не предназначенного для использования (ЭФП-1);
  • массива рабочих копий (копий первого поколения, дубликатов), также записанного на электронные носители (ЭФП-2).

Благодаря этому проекту появилась возможность использовать рабочие электронные  копии дел для выдачи на ноутбуках исследователям в читальном зале  архива Эрмитажа.

В настоящее время Отдел рукописей и документального фонда представляет в распоряжении исследователей  два читальных зала. Хранилище Архива и читальный зал №1 занимают в здании Старого Эрмитажа бывшую квартиру Федора Ивановича Лабенского, первого хранителя картинной галереи музея с 1799 по 1849 гг. Читальный зал №2 находится на Миллионной 31 и занимает бывшую квартиру Б.Б.Пиотровского, директора Эрмитажа с 1964 по 1990 гг., где  открыт его мемориальный кабинет.

 

Ефимова Ирина Георгиевна

Отдела рукописей и документального фонда

Государственного Эрмитажа 

Материал подготовил Фаррух Мусаев

журнал "Инфолиб" 



 





Другие материалы рубрики

27.03.2020 / 01:30:58

Нумизматическая коллекция Государственного Музея искусств Узбекистана

Государственный музей искусств Узбекистана располагает обширным собранием памятников материальной культуры - археологических предметов и нумизматики Далее...

17.03.2020 / 21:57:27

10 фактов об израильских детских садах

"Твоя дочка единственная, которая ходит в белых носках". Эту фразу я не забуду никогда. Услышав эти слова от воспитательницы детского сада, непроизвольно глаза опустились вниз и увидели около шестидесяти босых ног. Далее...

27.02.2020 / 10:58:31

О картине Эдгара Дега "Оркестр оперы"

Вся эта сложная многолюдная композиция картины "Оркестр оперы" затевалась ради центральной фигуры фаготиста. Это друг Эдгара Дега – Дезире Дио, которому художник и подарил в конце концов готовое полотно. Далее...

19.02.2020 / 12:15:12

Сестры Полгар: Невероятная история успеха трех шахматных королев

Люди, бывшие совершеннолетними в 1980-1990-х годах, наверняка помнят невероятный взлет известности венгерских сестер Полгар: Жужи, Софи и Юдит Далее...

17.02.2020 / 17:47:28

Любопытные факты о воде в Израиле

Вода в Израиле мокрая. Вы не поверите, но это действительно факт, приезжайте и убедитесь сами. Далее...





29.10.2024 / 23:39:12
История ГАБТ имени А. Навои в лицах и документах
 
25.10.2024 / 00:21:24
23 октября, в среду на Малой сцене ГАБТ имени А. Навои мы снова представили зрителям наш спектакль необычной формы – творение великого Вольфганга Амадея Моцарта
 


29.10.2024 / 14:55:09
Восхищение оперой "Бесконечные ночи" Мухаммада Атаджанова
 
25.10.2024 / 12:30:54
Сергей Рахманинов – Фёдор Шаляпин: два современника и гения вне времени
 


14.10.2024 / 16:53:13
В Ташкенте с 22 по 25 октября пройдут Дни Москвы
 
11.10.2024 / 10:04:43
ДЕЛИ, 9 октября. Завершилась поездка в Узбекистан для подготовки серии телепередач о богатом туристическом потенциале нашей страны .
 


28.10.2024 / 00:47:31
Дина Рубина о Е.С. Скляревском и его сайте "Письма о Ташкенте".
 
19.10.2024 / 21:40:29
Когда-то сестра поэтессы Марины Цветаевой - Анастасия Ивановна - сказала Анне Герман, к которой относилась с искренней теплотой: "Анечка, с Вашим чудесным голосом Вы должны петь романсы..."
 

 





Главная Панорама Вернисаж Театр Кинопром Музыка Турбизнес Личная жизнь Литература Мир знаний

© 2011 — 2024 Kultura.uz.
Cвидетельство УзАПИ №0632 от 22 июня 2010 г.
Поддержка сайта: Ташкентский Дом фотографии Академии художеств Узбекистана и компания «Кинопром»
Почта: Letter@kultura.uz
   

О нас   Обратная связь   Каталог ресурсов

Реклама на сайте